Таким образом, существенно изменилась система регистрации преступлений и правонарушений. Как новая система будет работать на практике? После незамедлительного принятия заявления гражданину должны выдать специальный корешок уведомления о принятии заявления с указанием даты и времени, а также данных о лице, это сделавшем. Если обнаружится, что заявление не принято, наказание, кроме непосредственно нарушителя, получит и его начальник. Кроме того, появится «карточка потерпевшего». В нее будут вноситься сведения о нем самом и обо всех движениях уголовного дела.
Не менее важно и то, что проводить проверку таких заявлений могут только те органы, где есть следствие и дознание. А все другие – только при наличии специального персонального приказа с учетом юридической подготовки. Ранее многие заявления проверяли участковые уполномоченные милиции. Именно они реально имеют возможность для принятия неправовых решений – отказов в возбуждении уголовных дел. И, как следствие, именно они составляют большинство скрытых от учета преступлений.
Необходимо отметить, что произошедшие изменения значительно облегчают гражданам возможность сообщения о преступлениях наркотической направленности. Если ранее сообщать о преступлениях и правонарушениях данного профиля было необходимо в дежурную часть ОВД или подразделение ФСНК, то теперь гражданин имеет возможность известить о них любое правоохранительное подразделение. Новая система должна работать автоматически, и граждане теперь могут быть на сто процентов уверены, что их заявления будут зарегистрированы и поставлены на учет. Посудите сами, пожарным, к примеру, нет резона отказывать в приеме заявления о распространителе наркотиков, поскольку расследовать преступление будут не они.
Отдельно необходимо отметить, что для сообщения о преступлениях наркотического профиля могут активно использоваться телефоны доверия в правоохранительных органах. Причем сотрудник, принявший сообщение, немедленно фиксирует его в журнале учета обращений по телефону доверия, рапортом оформляет сообщение, передает его в дежурную часть для незамедлительной регистрации и докладывает начальнику органа внутренних дел о поступившем сообщении. Для хранения и анализа информации, полученной при регистрации преступлений и правонарушений и их дальнейшем расследовании, используются специализированные информационные системы, которые мы подробно рассмотрим в следующем вопросе.
Вопрос 2. Информационно-поисковые и информационно-справочные автоматизированные системы, используемые для анализа и противодействия наркопреступности
Системы, воспринимающие и обрабатывающие информацию, называются информационными системами (ИС). Сама идея информационных систем и некоторые принципы их организации возникли задолго до появления ЭВМ. Библиотеки, архивы, адресные бюро, телефонные справочники, словари - все это информационные системы. Всеобщая компьютеризация придала информационным системам их современный облик, на несколько порядков повысила эффективность и расширила сферу их применения.
Согласно ст.2 ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» информационная система есть организованная и упорядоченная совокупность документов и информационных технологий, в том числе использующих средства вычислительной техники и связи, реализующих процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.[7]
Можно выделить следующие информационные системы:
· автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС);
· автоматизированные информационно-справочные системы (АИСС);
· автоматизированные системы управления (АСУ);
· экспертные системы (ЭС);
· информационно-обучающие системы (ИОС);
· некоторые другие.
Общей функцией всех информационных систем является сбор, накопление и хранение информации, ее обработка (в частности, поиск) и выдача в той или иной форме.
В зависимости от технической основы выполнения общих функций информационных систем можно выделить информационные системы:
Ручного обращения. Это системы, которые представляют различные библиотеки, картотеки, регистратуры, адресные бюро и др., где технической основой поиска являются ящики с карточками, упорядоченными по алфавиту, датам, адресам, подразделениям и другим аспектам классификации. Механизация ручной картотеки сводится к установлению специальных подвижных стеллажей-хранилищ, управляемых с пульта. Недостатком ручной ИС является то, что чаще всего для поиска карточки используется значение только одного реквизита или шифра-адреса.
Документальные. Это информационные системы, которые накапливают не только адреса хранимых документов, но и их содержимое, т.е. текстовую информацию, а также графики, рисунки, фотографии, звуковые фрагменты, видеоклипы. Документальные ИС требуют большой объем памяти внешнего запоминающего устройства компьютера, поэтому в правоохранительных органах пока используются недостаточно.
Фактографические. Это информационные системы, в основу которых положен массив машиноориентированных первичных форм. Такие информационные системы могут быть как ручного, так и автоматизированного обращения. Разумеется, в основу эксплуатации этих систем в подавляющем большинстве положены компьютерные системы. Недостатком такой системы с точки зрения ресурсов памяти компьютера является то, что приходится запоминать всю, даже наполовину «пустую» форму, независимо от значения реквизитов.
2.1. Автоматизированные информационно-поисковые системы
В процессе анализа и противодействия наркопреступности самое важное место принадлежит автоматизированным информационно-поисковым системам различного назначения. АИПС помогают правоохранительным органам при накоплении больших объемов информации, и позволяют осуществлять поиск необходимых сведений.
АИПС относятся к фактографическим информационным системам. В их основу положен массив машиноориентированных первичных форм. В отличие от картотечного учета с ручным поиском информации по алфавитному признаку (пофамильные картотеки), по номерным знакам (номерные картотеки) или по какому-либо другому, но тоже одиночному признаку, АИПС существенно расширяют возможности выборки необходимых сведений, значительно сокращая сроки самого процесса поиска и одновременно увеличивая количество поисковых признаков. Таким образом, АИПС позволяют не только ускорить процесс поиска информации, но и организовать поиск по любому непротиворечивому набору поисковых признаков.
Широкие возможности АИПС реализуются только при тщательной подготовке системы к эксплуатации. Надежность функционирования АИПС обеспечивается, прежде всего, внимательностью при заполнении первичных документов, точностью переноса сведений на машинные носители, постоянным и своевременным внесением изменений в массивы накопленной информации.
Информационный фонд автоматизированных систем составляют имеющие значение для предупреждений и раскрытия преступлений данные о лицах, событиях и предметах - объектах учетов правоохранительных органов. АИПС являются средствами обработки данных этих учетов, не изменяя их состава, и функционируют в строгом соответствии с нормативными актами, регламентирующими ведение таких учетов.
Основным нормативным актом, регулирующим порядок функционирования системы учетов и АИПС в системе МВД России, является Приказ МВД РФ № 752 дсп от 12 июля 2000 года. Данным приказом утверждено «Наставление по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических, розыскных учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек органов внутренних дел РФ». В соответствии с указанным наставлением все централизованные учеты органов внутренних дел РФ подразделяются на три группы.
В первую группу входят оперативно-справочные учеты. Оперативно-справочные учеты предназначены для предупреждения, раскрытия и расследования преступлений; предупреждения и выявления административных правонарушений; подтверждения наличия (или отсутствия) сведений о привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания, установления местонахождения разыскиваемых лиц; установления личности человека по неопознанным трупам и лиц, скрывающих анкетные данные; установления личности граждан, неспособных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности.
Вторую группу составляют криминалистические и розыскные учеты, предназначенные для оперативного информационного обслуживания, раскрытия и расследования, а также предупреждения особо опасных, в том числе серийных межрегиональных и региональных преступлений.
Объединение оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов составляет Межгосударственный банк данных.
Третью группу составляют экспертно-криминалистические коллекции и картотеки (экспертно-криминалистические учеты), предназначенные для обеспечения выявления, раскрытия и расследования преступлений.
По своему целевому назначению АИПС подразделяются на универсальные и специализированные.
Универсальные АИПС являются сложными многоцелевыми системами, которые обеспечивают комплексный характер обработки хранящихся в них сведений. Основным представителем систем этого класса является типовой автоматизированный банк данных (АБД) оперативно-розыскного и профилактического назначения.
В зависимости от уровня централизации сбора сведений и информационного обслуживания абонентов универсальные АИПС делятся на:
· всероссийские - в масштабах всей страны («АБД-Центр»);
· территориальные (региональные) - в масштабах МВД республик, ГУВД и УВД краев и областей («АБД-Область»).
Специализированные системы, в отличие от универсальных, предназначены для обработки информации более узкого класса, отражающей специфику деятельности той или иной службы ОВД. Набор поисковых признаков в таких системах, как правило, ограничен. Специализированные системы отличаются простотой реализации, большой скоростью обработки данных, высокой полнотой и достоверностью выходной информации. К специализированным системам относятся АИПС «Сейф», «Опознание», «Оружие», «Автопоиск», «ФР-Оповещение», «Антиквариат», «Криминал-И» и ряд других. Также к специализированным системам можно отнести пулегильзотеки, картотеки поддельных денег и ценных бумаг, картотеки поддельных документов, изготовленных полиграфическим способом, фонотеки голоса и речи лиц, представляющих оперативный интерес. Часть специализированных систем не автоматизирована и относится к системам ручного обращения.