Использование ИБД-Р в управленческой деятельности.
С внедрением ИБД-Р руководители подразделений ОВД получили дополнительную возможность эффективного управления оперативно-розыскным процессом на всех его стадиях. Анализ интегрированной информации позволяет своевременно и быстро выявлять криминогенные объекты, подлежащие оперативному наблюдению, получать данные, необходимые для подбора источников оперативной информации.
С помощью ИБД-Р успешно удается анализировать эффективность деятельности спецаппарата, контролировать его работу, систематически готовить для руководства аналитические материалы о состоянии оперативно-служебной деятельности подчиненных подразделений.
ИБД-Р способен проводить детальный анализ оперативно-розыскной деятельности подразделений по широкому спектру вопросов:
· приобретение и учет негласного аппарата;
· частота встреч с негласным аппаратом;
· количество принятых сообщений;
· виды сообщений по окраске (терроризм, наркотики, оружие, ВВ и результаты реализации данных сообщений: заведение и движение ДОУ и т.д.).
С помощью ИБД-Р создаются оптимальные условия для использования банков данных в режиме реального времени в управленческой деятельности не только криминальной милиции, но и других служб ОВД.
Организация работы по использованию ИБД-Р.
Основным звеном, обеспечивающим формирование баз данных, являются отделы и управления территориальных органов внутренних дел, в которых выделены специальные сотрудники, созданы группы криминальной информации. Для них основной задачей является регистрация оперативно-розыскной информации, ее ввод в базу данных и систему оперативного учета, а также интеграция этих данных с базами других учетов ОВД, анализ накапливаемых сведений в интересах различных пользователей.
Такая специализация предполагает наличие у сотрудников подразделений криминальной информации знаний и опыта оперативно-розыскной деятельности, а также специальных знаний в области информатики, социологии, криминологии, статистики. Интеграция и анализ агентурной и прочей оперативно-розыскной информации является базовой функцией в технологической цепи агентурной работы и оперативно-розыскного процесса в целом, особым направлением специализации этой деятельности.
Вопросы единого правового регулирования порядка формирования баз данных, защиты ее от несанкционированного доступа и выдачи сведений пользователям разрешаются в настоящее время путем внедрения временных инструкций, а также совместных приказов руководителей транспортных и территориальных ОВД.
Внедрение ИБД-Р позволит решить подавляющее большинство проблем, связанных с глобальным поиском оперативных данных и определением личности задержанного.
Вопрос 3. Организация информационного взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации по противодействию наркопреступности
В последние годы значительно активизировалось информационное взаимодействие между правоохранительными органами по борьбе с преступностью, в том числе наркотической направленности. В частности, был принят Указ Президента от 18.04.1996 № 567 (ред. от 25.11.2003) «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью»,[8] совместный Приказ МВД РФ № 684, Минюста РФ № 184, ГТК РФ № 560, ФСБ РФ № 353, ФСНП РФ № 257, ФПС РФ № 302 от 26.06.2000 «Об утверждении инструкции об организации информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов РФ по линии Интерпола», ряд международных актов.
В начале 2006 года было принято Постановление Правительства РФ от 23.01.2006 № 31 «О создании, ведении и использовании единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту».[9] Данное Постановление принято в развитие Положения о Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков.[10]
В соответствии с указанными документами Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти при участии Судебного департамента при Верховном Суде РФ и Генеральной прокуратуры РФ в 2006 году должна завершить создание единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту, и обеспечить его эксплуатацию с 2007 года.
Единый банк данных представляет собой специализированную межведомственную автоматизированную информационную систему, которая содержит сформированную в виде информационных ресурсов информацию, касающуюся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту, и предназначена для совместного использования федеральными органами исполнительной власти и Генеральной прокуратурой РФ.
Ведение единого банка данных осуществляется с применением технических и программных средств, прошедших соответствующую проверку и сертификацию. Информация включается в состав единого банка данных на основе общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, а также единых форматов и классификаторов учетных данных, стандартных протоколов и регламентов обмена и хранения информации в порядке, установленном ФСКН совместно с МВД, ФСБ, Минюстом, МЭРТ, Министерством обороны, Министерством промышленности и энергетики, Министерством образования и науки, Министерством здравоохранения и социального развития, Министерством информационных технологий и связи, Федеральной таможенной службой, Федеральной службой государственной статистики и Генеральной прокуратурой РФ.
Указанные выше ведомства предоставляют в ФСКН следующую информацию:
1. О количестве и размерах посевных площадей конопли в целом по стране и по субъектам РФ.
2. О лицензиях, выданных для осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»,[11] и деятельности, связанной с оборотом психотропных веществ, внесенных в Список III в соответствии с указанным Федеральным законом.
3. О лицензиях, выданных для осуществления ввоза в РФ и вывоза из РФ наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
4. О выявленных и уничтоженных незаконно выращенных посевах наркотикосодержащих растений.
5. О выявленных и уничтоженных очагах произрастания дикорастущих наркотикосодержащих растений.
6. О количестве больных с зависимостью от наркотических средств и психотропных веществ.
7. О лицах, которые злоупотребляют наркотическими средствами и психотропными веществами, но у которых еще не сформировался синдром зависимости.
8. О признанных ограниченно годными или не годными к военной службе по состоянию здоровья в связи с потреблением наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача гражданах, подлежащих призыву на военную службу, и военнослужащих.
9. О лицах, умерших от употребления наркотических средств и психотропных веществ.
10. О преступлениях, связанных незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, и лицах, совершивших эти преступления.
11. Об изъятии из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, использованных для их производства.
12. О лицах, осужденных за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, а также совершенные в состоянии наркотического опьянения или под воздействием психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ.
13. Об административных правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и лицах, привлеченных к административной ответственности за эти правонарушения.
14. О назначенных судьями административных наказаниях по административным правонарушениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Информация должна хранится в едином банке данных вместе со сведениями о государственном органе, представившем эту информацию. ФСКН совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти при формировании, ведении и использовании единого банка данных:
· обеспечивает бесперебойную эксплуатацию программно-аппаратного комплекса единого банка данных;
· осуществляет автоматизированный сбор, хранение и обработку представленной информации;
· обеспечивает защиту информации, содержащейся в едином банке данных, от несанкционированного доступа;
· предоставляет пользователям информацию, содержащуюся в едином банке данных.
Порядок доступа к информации, содержащейся в едином банке данных, определяется ФСКН совместно с Министерством информационных технологий и связи, МВД РФ и ФСБ.
Таким образом, можно констатировать, что в последние годы значительно улучшилось информационное взаимодействие в сфере противодействия наркопреступности, что должно оказать положительное влияние на наркоситуацию в стране в целом.
Заключение
Подводя итог рассмотрению информационного обеспечения деятельности правоохранительных органов по профилактике наркомании, можно сделать следующие выводы.
В период с 2000 по 2006 годы значительно активизировалась работа по информационному взаимодействию правоохранительных органов в указанной сфере. Преобразовывается единая система учета преступлений и правонарушений, что облегчит прием и регистрацию сообщений о наркопреступности. Это позволит улучшить систему регистрации преступлений и правонарушений, уменьшит латентную преступность.
Изменяется информационное обеспечение органов внутренних дел, используемое всеми правоохранительными органами. Внедряется новое аппаратное и программное обеспечение. После реализации проекта ИБД-Р к концу 2007 года будет доступен сквозной поиск информации по всей стране. Внедряемое программное обеспечение унифицировано и не требует специальных знаний от пользователя.
Необходимо отметить создаваемый единый банк данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту. После ввода в эксплуатацию в 2007 году указанный банк данных позволит всем правоохранительным органам более эффективно использовать информацию о незаконном обороте наркотических средств.
[1] СЗ РФ. 06.04.1998. № 14. Ст. 1544.
[2] СЗ РФ. 14.12.1998. № 50. Ст. 6173.
[3] См.: Постановление Госкомстата РФ от 03.08.1999 № 63 "Об утверждении форм единой государственной системы регистрации и учета преступлений».
Постановление Госкомстата РФ от 20.04.2000 № 31 "Об утверждении форм единой государственной системы регистрации и учета преступлений".
[4] См.: Распоряжение МВД РФ от 10.08.2001 № 1/14559 "О мерах по обеспечению полноты учета и регистрации преступлений".
Приказ МВД РФ № 1058, Генпрокуратуры РФ № 72 от 28.11.2001 "О мерах по укреплению законности в деятельности ОВД при регистрации и учете преступлений".
Инструкция о едином учете преступлений (3-е издание). Приказ Генпрокуратуры РФ № 47, МВД РФ № 827, Минюста РФ № 277, Госнаркоконтроля РФ № 185, ГТК РФ № 1201 от 29.10.2003.
Приказ Минюста РФ от 27.06.2002 № 179 "Об утверждении порядка приема, регистрации, учета и разрешения в службе судебных приставов Минюста России заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях".
Приказ Генпрокуратуры РФ № 47, МВД РФ № 827, Минюста РФ № 277, Госнаркоконтроля РФ № 185, ГТК РФ № 1201 от 29.10.2003 "Об учете преступлений, лиц, их совершивших, уголовных дел и изменении статистической отчетности".
Приказ МВД РФ от 13.03.2003 № 158 "Об утверждении инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях".
Приказ ФСБ РФ от 14.01.2004 № 23 "Об организации приема, регистрации, учета и рассмотрения в органах Федеральной службы безопасности сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях".
Приказ МЧС РФ от 15.06.2004 № 283 "Об утверждении инструкции о порядке приема, регистрации, разрешения и учета сообщений о преступлениях, связанных с пожарами, и иной информации о пожарах".
Приказ Генпрокуратуры РФ № 47, МВД РФ № 827, Минюста РФ № 277, Госнаркоконтроля РФ № 185, ГТК РФ № 1201 от 29.10.2003 "Об учете преступлений, лиц, их совершивших, уголовных дел и изменении статистической отчетности".
[5] Приказ Генпрокуратуры РФ № 39, МВД РФ № 1070, МЧС РФ № 1021, Минюста РФ № 253, ФСБ РФ № 780, Минэкономразвития РФ № 353, ФСКН РФ № 399 от 29.12.2005 "О едином учете преступлений" (вместе с "Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях", "Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений", "Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов") // Российская газета. № 13. 25.01.2006.
[6] Приказ МВД РФ от 01.12.2005 № 985 "Об утверждении инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 26.12.2005. № 52.
[7] СЗ РФ. 20.02.1995. № 8. Ст. 609.
[8] СЗ РФ. 22.04.1996. № 17. Ст. 1958.
[9] СЗ РФ. 30.01.2006. № 5. Ст. 552.
[10] Указ Президента РФ от 28.07.2004 № 976 (ред. от 10.10.2005) "Вопросы Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков", подпункт 18 пункта 8. // СЗ РФ. 02.08.2004. № 31. Ст. 3234.
[11] СЗ РФ. 12.01.1998. № 2. Ст. 219.