Готический стиль архитектуры
Управление образованием
г. Козьмодемьянска
Муниципальное среднее (полное) общеобразовательное
учебное заведение - гимназия
Готический стиль, готика.
Выполнил: ученик 9а класса
Лихачёв Антон.
Руководитель: Ефремова Н.Н.
г. Козьмодемьянск
2004
План.
Введение
1. Возникновение готических соборов во Франции.
2. Особенности готической архитектуры.
3. Крупнейшие готические соборы Франции.
Ø Notre-Dame de Paris.
Ø Notre-Dame d’Amien.
Ø Notre-Dame de Chartres.
Ø Notre-Dame-de Reims.
4. Notre-Dame de Strasbourg
5. Страсбургский собор. Легенды и сказания о Страсбургском соборе.
Заключение
Библиография
Приложение
Введение.
Данная наследовательская работа посвящена наиболее известным готическим соборам, которые были воздвигнуты на территории Франции в период со второй половины XII века по XV век.
Известно, что в эпоху Средневековья на территории Франции были построены 86 готических соборов. В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества. Готический собор (История возникновения, архитектура, его строительство) представляет несомненный интерес. Собор Парижской Богоматери, Страсбургский собор, Реймский собор восхищают величием и красотой и по праву считаются подлинными жемчужинами готической архитектуры. Многие готические соборы находятся под наблюдением и охраной государства, некоторые являются достоянием ЮНЕСКО. Вместе с тем, большинство учащихся гимназии, изучающие французский язык недостаточно знают о готических соборах Франции, их создателях, современных проблемах. По данным проведённого нами анкетирования % учащихся хотели бы узнать о готических соборах больше.
Цель данной работы исследовать наиболее известные и значительные готические соборы Франции (Причины их возникновения, особенности архитектуры, этапы строительства).
Основные задачи:
ü познакомится с особенностями готической архитектуры;
ü определить значение готического собора и его роль в жизни средневекового города;
ü познакомится с наиболее выдающимися готическими соборами Франции;
ü изучить художественные произведения французских поэтов и писателей (легенды, сказания), посвящённые Страсбургскому собору.
Объектом исследования послужили шедевры готической архитектуры, исторические факты, художественные произведения французских поэтов и писателей.
Методы исследования, используемые при написании работы - анализ культурологической литературы по данной теме, изучение произведений французских поэтов и писателей, анкетирование учащихся.
На наш взгляд данная работа может быть полезна всем, кто интересуется готической архитектурой, историей Франции и французским языком.
Возникновение готических соборов во Франции.
Франция насчитывает 86 готических соборов. Возведение соборов не было случайным, нельзя утверждать также, что постройка соборов была необходимостью. Скорее всего, на возведение соборов повлиял рост экономического развития, характерный для средневековья. Именно во второй половине XII века и первой четверти XIII века во всей Европе, начинается возведение готических соборов. Этот период отличается возведением городов, которому в значительной степени способствовал динамизм деревень, развитии торговли. Что же представляли собой средневековые города? Основная масса городского населения представляла собой самые мятежные, самые свободные слои общества. Ремесленники уже не были чьими - то слугами, они объединялись в самостоятельные союзы, цеха. Во многих городах возникли университеты.
В данный исторический период происходит также реорганизация церкви, теперь в которой главенствующую роль играет епископ. Становится необходимостью поднять престиж церкви. Именно поэтому возрастает стремление строить соборы, покоряющие верующих своей высотой своей высотой, своими размерами. Церковь становится символом господства. Церковь по праву считается энциклопедией из камня, так как внешнее величие, многочисленные статуи, олицетворяющие апостолов, ангелов, витражи на окнах с изображением Иисуса Христа, сцен из священного писания, всё это даёт верующим представление о мире.
Соборы возводились по заказу городских коммун. Строились и достраивались они долго - десятилетиями, а то и веками.
Строительство церквей требовало гигантских материальных средств, мобилизация лучших кадров: архитекторов, художников, скульпторов, зодчих. Колоссальные средства для строительства соборов предоставлял король и королевский двор, богатые вельможи и торговцы. Иногда коммерсанты недовольствовали и возмущались астрономическими суммами, которые требовал епископ. Именно по этому некоторые церкви так никогда и небыли завершены. Следует сказать, что строительство соборов было чётко организованно. Существовала особая иерархия между строителями: так как на нежней ступеньке иерархической лестницы находились носильщики воды, камней, далее следовали строители, которые замешивали раствор, каменщики. Посредниками между рабочими и архитектором ступили каменотёсы и шлифовщики камней. И наконец, высший эшелон архитектор, инженеры, скульпторы. Именно им соборы обязаны своей красотой и гармонией.
Таким образом, в период с XII по XVI век на территории Франции возникло 86 готических соборов, в Париже и Страсбурге, Реймсе и Альби, Шартре и Амьене и многих других городах. Все они восхищают своим величием, красотой, находятся под наблюдением и охраной государства, некоторые из них являются достоянием ЮНЕСКО.
Особенности готической архитектуры.
ГОТИКА (от итал. gotico, букв, — готский, от названия германского племени готов), готический стиль, художественный стиль (между сер. 12 и 15-16 вв.), завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражено ажурными гигантскими башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Развивались градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, торговые ряды, городские башни с нарядным декором). В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, лирическими эмоциями; расширяется интерес к реальному миру, природе, богатству переживаний. В 15-16 вв. готику сменяет Возрождение.
Трудно найти подходящие слова, чтобы описать впечатления от готического собора. Они высоки и тянутся к небу бесконечными стрелами башен и башенок, вимпергов, фиалов, заостренных арок. Но больше поражает не сколько высота , сколько богатство аспектов, открывающиеся, когда обходишь кругом собора. Готические соборы не только высоки, но и также очень протяженны: например Шартрский имеет в длину 130 метров, а длина трансепта - 64 метра, и чтобы обойти вокруг него требуется пройти, по меньшей мере, полкилометра. И с каждой точки собор смотрится по - новому. В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто ассиметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален. Стены не ощущаются, их как бы и нет. Арки, галереи, башни, какие - то площадки с аркадами, громадные окна, все дальше и дальше - бесконечно сложная, ажурная игра ажурных форм. И все это пространство обитаемо - собор и внутри и снаружи населен массой скульптур (в Шартрском соборе около десяти тысяч одних статуй). Они занимают не только порталы и галереи, но их можно найти также и на кровле, карнизах, под сводами капелл, на винтовых лестницах, возникают на водосточных трубах, на консолях. Словом, готический собор - это целый мир. Он и действительно вобрал в себя мир средневекового города.
Если даже сейчас, в современном Париже, собор Парижской Богоматери царит над городом, и перед ним меркнет архитектура барокко, ампира, классицизма, то можно представить, как еще более внушительно он выглядел тогда, в том Париже, среди кривых улочек и маленьких двориков по берегам Сены. Тогда собор был чем - то большим, чем просто местом церковной службы. Вместе с ратушей, это был центр всей общественной жизни города. Если ратуша являлась центром деловой деятельности, то в соборе, кроме богослужения происходили театральные представления, читались университетские лекции, иногда заседал парламент и даже заключались мелкие торговые договоры. Многие городские соборы были так велики, что все население города не могло его заполнить. Возле собора , как правило, располагались торговые ряды. Потребности городской жизни побудили преобразовать замкнутый толстостенный, крепостного типа романский собор вот в такой - пространственный, открытый вовне. Но для этого надо было изменить саму конструкцию. А вслед за конструкцией произошло изменение архитектурного стиля. Поворот к готике начался с архитектуры, и лишь потом стал распространяться на скульптуру и живопись. Архитектура неизменно оставалась основой средневекового синтеза искусств. Если сравнивать типичные сооружения романского стиля и готики, и то кажется, что они противоположны. Одни - представители
Страницы: 1, 2