Готический стиль архитектуры

массивности, другие - легкости. Но если взять сооружения переходного периода, то видно, что готика берет свое начало из романских корней. Началось все это с простейшей клетки, с ячейки, покрытой сводом, травеи. Они были квадратными, и это ставило определенный предел по расширению главного нефа. Храм при такой системе перекрытий не мог быть достаточно просторным внутри – он оставался узким и темным. Мысль зодчих идет к тому, чтобы расширить и облегчить систему сводов. Сплошные своды заменяются реберными перекрытиями - системой несущих арок. Вся воздушность, вся сказочность готического строения имеет рациональную основу: она вытекает из каркасной системы постройки. Средневековые зодчие с гениальной интуицией применили здесь закон параллелограмма сил. Исходя из этого, стена в соборе ничего не несет, и следовательно ее незачем делать сплошной и глухой. Так появляются сквозные галереи,

аркады, огромные окна. Галереи используются для установки статуй, а окна - для монументальной живописи из цветных стекол. Средневековые художники страстно любили чистые, яркие, звучные краски. Это сказалось и в витражах, и в миниатюрах, и в раскраске скульптур. Эти соборы не снаружи, ни внутри не кажутся подавляющими.Они предстают скорее как воплощение деятельной жизни средневекового  города. Они рассчитаны на многолюдье, чтобы вокруг кипела жизнь. Внутри собор просторен, трансепт почти сливается с продольным пространством. Таким образом устраняется резкая граница между клиром и посетителями. "Святилище" перестает быть чем - то недоступным и сокровенным. Гробницы помещаются прямо в храме, а не в темной подземной крипте, как в романских церквах. Стиль готики драматичен, но не мрачен и не уныл.

Все изобразительное убранство готических  соборов, включая статуи, рельефы, витражи и алтарную живопись, все это мыслилось как своеобразная энциклопедия средневековых знаний - конечно подчиненных богословию. Причем в каждом соборе прослеживалась своя тема. К примеру, Парижский Собор посвящался, богоматери и всему, что с ним связано; Амьенский выражал идею мессианизма: на его фасаде фигуры пророков. Но замыслы этих изобразительных богословских энциклопедий, были, в общем, столь расплывчаты и аллегории настолько условны, что под их сенью находили  себе место самые разнообразные сюжеты и мотивы, в том числе и очень далекие от церковной концепции мироздания. Под руками средневековых камнетесов мертвый камень оживает и расцветает тысячами соцветий. Трудно найти в истории более органические формы синтеза искусства , возникающие на этой основе.

В большинстве готических соборов скульптурное убранство преобладало над живописью, если не считать витражи: это опять - таки определялось характером архитектуры, сделав стены ажурными и потому неподходящими для фресок. Готическая живопись развивалась не в форме стенной росписи, а главным образом в миниатюрах рукописей и в росписях створок алтарей. Живопись алтарей больше развивалась в тех странах, где готическая архитектура , по тем или иным причинам сохраняла относительную массивность и гладь стен. Замечательной алтарной живописью обладала, к примеру, средневековая Чехия. В большинстве европейских стран, лежащих к северу от Италии, готический стиль господствовал долго. XV век в

северных странах, можно считать или позднеготическим, или проторенессансным. Большой разницы нет, т.к. Возрождение, при всем своем безусловном новаторстве, было закономерной стадией средневековой культуры, в которую та перерастала органически.

Крупнейшие готические соборы Франции.


СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ ( Notre-Dame de Paris ) архитектурный памятник ранней французской готики в Париже на о. Сите. Пятинефная базилика (1163-1257, длина 130 м, ширина 108 м, высота интерьера 32,5 м) с трансептом и двумя фланкирующими западными башнями (высота 69 м). Витражи (13 в.), скульптура на фасадах (ок. 1165-1225) и в хоре (13-14 вв.).

Строительство собора началось в 1163 году, благодаря Морису де Сули. Именно под его руководством было развёрнуто строительство гигантского храма: 5500 м2. Строительство длилось почти два века. Собор Парижской Богоматери символизирует эволюцию в готике. Его башни, высотой в 69 метров, чёткость линий, рисунок здания в форме креста всё это было новшеством для той эпохи. 432 окна собора придают необыкновенную лёгкость всему архитектурному ансамблю.

Notre-Dame dAmien.

Самый большой готический собор во Франции. Он занимает 7760 м2, высота его сводов 42,5 м, высота шпиля 112 м. Собор был построен в XIII веке в период с 1220 по 1269 г, является образцом  « золотого века » соборов. Собор был построен за рекордно короткое время, после пожара в 1218 году на месте романской церкви, что способствовало созданию гармонии и архитектурного единства здания. Лишь башни были завершены в конце XIV века. Внушительные пропорции собора, его красота, богатство, его внутреннего убранства вызывают восхищение многочисленных туристов. Не случайно в 1981 году собор был признан ЮНЕСКО одним из пятидесяти самых импозантных архитектурных шедевров человечества.

Notre-Dame-de Chartres.

Среди безбрежных полей появляется как мираж Собор Богоматери в Шартре. Это один из самых известных готических соборов в мире, построенный в середине XI века. Собор был полу разрушен в 1194 году сильным пожаром. Крестьяне из соседних деревень запрягали быков в упряжки и возили огромные глыбы камней для реконструкции собора. Лишь в 1260 году собор был реконструирован и имел одну башню со шпилем. Позднее в 1513 году появилась вторая башня, служившая колокольней.

Несмотря на внешнее различие в конструкции башни, собор замечателен гармонией внутреннего интерьера. Именно в этом соборе можно проследить плавный переход от романского стиля к готическому. Собор известен своими многочисленными скульптурами, здесь находятся 4000 статуй, изображающих Иисуса Христа, окружённого апостолами, ангелами. Но особенной чертой собора в Шартре являются витражи, где преобладает синий цвет. Все витражи сохранились до нашего времени и не пострадали во время воин. Гигантское окно-роза состоит из 12 лепестков, которые расходятся на 12 розочек. Число 12 символично, оно означает совершенство. Окно-роза символизирует небесное царство и Бога. Многие известные французские писатели восхищаются красотой собора.


Notre-Dame-de Reims.

Собор в Реймсе один из самых больших готических соборов во Франции. Собор в Реймсе называют королём всех соборов. Он был построен в период с 1211 по 1285 г. пятью архитекторами, которые следуя друг за другом тем не менее сумели сохранить архитектурное единство собора. Реймский собор знаменит тем, что здесь были коронованы 25 французских королей: начиная с Людовика VIII в 1223 г, и заканчивая Шарлем X в 1825 году. Собор насчитывает 2300 статуй, которые представлены во всём здании. 40 статуй «Реймские  короли» достигают 5 метров в высоту. Все они прославляют Деву Марию и апостолов.

Реймский собор также множество раз страдал от пожаров, самый сильный из которых был во время бомбардировки в 1914 году. В настоящее время собор находится под охраной ЮНЕСКО.    

 

СТРАСБУРГСКИЙ СОБОР НОТР-ДАМ

Двойное наследие Страсбурга сказалось в особом дуализме его архитектуры, где пересеклись две архитектурные традиции — французская и немецкая. И хотя все городские храмы, безусловно, построены в стиле французской готики, башня Страсбургского собора напоминает соответствующие постройки в Кельне и Ульме. Подобно собору Парижской Богоматери, Страсбургский собор стоит на острове, образовавшемся в результате разделения реки Иль на несколько рукавов. Как и его парижский двойник, Собор в Страсбурге виден со всех сторон. Храм выстроен из розовато-красного песчаника. Облицовка, этим камнем придает стенам здания необычно гладкую поверхность.

Знаменит собор своим 142-метровым шпилем, одним изсамых высоких в Европе.

Стиль собора - в основном готический, но с сохранением

ряда романских черт. Сооружение собора началось в 1015 году. Крипта, датированная началом XII в., была построена первой. Она включила в себя часть старой церкви, когда-то стоявшей на этом месте. От первоначального храма уцелели лишь эта крипта и часть хора. Хор, относящийся к ХI-ХП векам, является романским по стилю; апсида обнаруживает черты переходного стиля, тогда как главный неф, перестроенный в 1250-1275, представляет собой чистый образец французской готики.

Центральный неф следует лучшим традициям готики: стремящиеся ввысь колонны, стрельчатые своды, а также галерея трифория, использованная для введения дополнительного яруса окон, которые вместе с фонарем хора хорошо освещают интерьер.

Строительство нового готического центрального нефа в соборе началось сразу же после завершения хора и трансепта в позднероманском стиле. Это свидетельствует о пристальном внимании к последним достижениям французской архитектуры. И хотя на первый взгляд стилистическое противоречие между различными частями собора может показаться вопиющим, в действительности переход между ними был оформлен довольно тонко. Так, в позднейших по времени создания областях трансепта уже использованы те же профили, что и в новом центральном нефе, а это позволяет сделать вывод, что над обеими частями здания работал один и тот же архитектор. Более того, при проектировании центрального нефа были приняты во внимание более ранние элементы собора: неф воздвигнут на фундаменте прежнего здания, выстроенного в И веке, из-за чего ширина его необычно велика. Планируя высоту центрального нефа, архитектор учел сооруженное ранее средокрестие, превысить размеры которого было невозможно (по крайней мере во внешнем облике здания). В итоге центральный неф приобрел пропорции, совершенно необычные для готического собора: ширина центрального нефа в Реймсе -30 м, а в Страсбурге - 36 м; высота же центрального нефа в Реймсе - 38 м, а в Страсбурге - 32 м. Однако при всем этом страсбургскому архитектору удалось создать самую современную для Германии той эпохи постройку, ориентированную в своих формах в основном на архитектуру нового здания церкви в Сен-Дени, реконструкция которой началась несколькими годами ранее. Оттуда были заимствованы такие мотивы, как опорный столб с непрерывно поднимающимися до самого свода пилястрами, застекленный трифорий и ажурный декор окон, а также ниши и глухая аркада в стенах боковых нефов. Однако ни один из этих элементов не был скопирован с храма Сен-Дени без изменений. Все они испытали частичное влияние стиля еще более современных построек - таких, как собор в Шалон-сюр-Марн. Более того, встречаются и совершенно оригинальные детали: например, необычно большое число пилястров, окружающих опорный столб (шестнадцать).

Строительство фасада началось вскоре после завершения центрального нефа в 1275 году. Каждый портал расчленен на три части: на переднем плане располагается декоративный щипец, за ним - ажурная перегородка, и только затем - собственно стена. Даже гигантское окно-роза диаметром 15 м в центре фасада отделено от стены благодаря тому, что в пазухах помещены выступающие вперед кольца ажурной каменной работы.

При взгляде на этот фасад очевидно, что тенденция развития готической архитектуры в Страсбурге претерпела изменения. Если центральный неф собора все еще тяготеет к французским моделям, выполненным в классическом "умеренном" стиле, то фасад явно свидетельствует о сдвиге в сторону новых и весьма необычных форм. По своим масштабам фасад также заметно превосходит более ранние части здания, из-за чего представляется наблюдателю главным элементом всей конструкции собора. Не случайно сооружение его началось в тот период, когда Страсбург добился экономического процветания, а жители города освободились из-под власти епископа (контроль за строительством собора взял на себя городской совет). В хрониках того времени это здание уже воспевалось как примета наступающего золотого века. До сих пор остается спорным вопрос о том, какую роль сыграл в проектировании фасада собора Страсбурга Эрвин из Штейнбаха, впервые упомянутый в письменных источниках в 1284 году. Однако не может быть никаких сомнений в том, что фасад этот - в высшей степени оригинальное творение мастера, наделенного выдающимся художественным талантом.

Из двух задуманных башен завершена лишь северная (1419-1439 гг.). Из всех элементов наружного убранства храма выделяется башня со шпилем. Опоры в виде лестниц поддерживают башню в верхней части, шпиль же имеет форму огромной каменной сосновой шишки. Строительство этой башни было начато Эрвином фон Штейнбахом после 1284 года. Жан Герлах (1341-1371 гг.) возвел башню до уровня платформы. Мишель де Фрейбург продолжил работу, и в 1380-х годах башня уже возвышалась над окном-розой. Ульрих фон Энзинген к 1419 году дошел до основания восьмигранного шпиля, а в 1439 году Иоганн Хюльц завершил возведение шпиля.

Интерьер славится пышным скульптурным оформлением кафедры, выполненным в 1486 году. и витражами ХП-ХIV веков. Витражи по праву считаются главным украшением Страсбургского собора. Розово-красный песчаник подчеркивает яркость цветовых сочетаний. Лучшие витражи сохранились в двух фонарях трансепта и в южной капелле нефа. Процессия жен-мироносиц. возглавляемая Богоматерью, изображена в фонаре северного рукава трансепта, в то время как изображение в фонаре южного рукава трансепта представляет группу римских пап и епископов. Два романских окна южного рукава трансепта украшены эпизодами из жизни Христа: детство. пастырство, муки на кресте, а также сценами сошествия Святого Духа и Страшного Суда.

Прекрасные скульптуры размещены на южном, романском портале. Скульптура Страсбургского собора демонстрирует явное влияние французских образцов. Здесь четко прослеживаются черты скульптуры соборов Северной Франции — Реймса. Шартра и Амьена. В результате многочисленных войн, бушевавших на территории Европы и уничтожавших ее сокровища, а также из-за непрочной, рассыпающейся структуры песчаника многие скульптуры пришли в аварийное состояние и были перенесены в ближайшие музеи. По своим художественным достоинствам страсбургская скульптура не достигает уровня северофранцузских шедевров, однако многообразие и чистота стиля ставят ее в один ряд с лучшими образцами этого жанра.

Наиболее известны такие скульптурные группы интерьера, как Пороки и Добродетели и Девы мудрые и неразумные, в которых сделана попытка сюжетного и композиционного объединения нескольких фигур и передачи в них внутренней экспрессии.

Также очень интересны статуи на южном фасаде собора: торжествующей «Церкви» и побежденной «Синагоги» (ок.1235). Они являются одним из самых показательных примеров аллегорических образов, обретших человеческие черты и формы, что свойственно готическому искусству в отличие от предшествующего ему романского стиля.

Размещенные по внешним краям двухарочного портала, они далеко отнесены друг от друга, и взаимосвязь между ними строится по принципу смыслового дальнодействия. С достаточным основанием можно утверждать, что готическая монументальная скульптура вряд ли располагает образами, равными страсбургским статуям в гармоническом изяществе стройных удлиненных фигур, красиво обрисованных прозрачно-струящимися складками одеяний, — эффект, усиленный розоватым тоном местного камня. Особенностью их является эмоциональная наполненность образов, переданная не столько в действии и в прямом выражении чувства (хотя признаки того и другого налицо), сколько в использовании для этого поэтической атмосферы, которой окружено одно из действующих лиц - Синагога. Этот особый ореол выделяет творение страсбургского. мастера из ряда выдающихся памятников готической скульптуры того же времени.

В обеих статуях наглядно противопоставлены используемые атрибуты: со стороны Церкви - короны (символа ее власти), креста и чаши крови Христовой, со стороны Синагоги - закрывающей ее глаза повязки - знак её духовной слепоты, сломанного копья — символа поражения ее доктрины и выскальзывающих из руки скрижалей Завета.

Страсбургский собор в сказаниях и легендах.


Множество сказаний и легендах посвящено Страсбургскому собору. Особое внимание заслуживает сборник сказок Пьера Шмидта который так и называется «Сказки старого Эльзаса». Предлагаем вниманию читателей переводы некоторых сказаний и легенд.

Легенда о трёх королях.

Давным давно жили три богатых и влиятельных короля. О их богатстве и щедрости ходили легенды. Они всегда помогали бедным и больным людям. Услышав о строительстве Страсбургского собора, они пожертвовали все свои богатства на возведение храма. Три короля превратились в бедняков, которые жили в соборе и прославляли Деву Марию.

В знак благодарности за их милосердие, щедрость и безграничную веру Страсбургский собор украшают три конные статуи. Всадники, восседающие на конях и есть три щедрых короля.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать