Индивидуальный подход к личности в процессе обучения и воспитания в коллективах НХТ

Народная художественная культура — реальность, оказывающая мощное влияние на политические, экономические, социальные, этнические, духовные процессы в современном мире. Многие зарубежные специалисты рассматривают ее как одно из эффективных средств, противостоящих наиболее агрессивным формам современной массовой культуры, "суверенизации" национальных ценностей, унификации и американизации культуры разных народов. Не случайно ЮНЕСКО, авторитетная международная организация по вопросам науки, образования и культуры при ООН, предприняла ряд шагов, направленных на поддержку традиционной народной культуры. Было выработано определение фольклора и в 1989 г. предложено правительствам всех государств содействовать распространению традиционных ценностей. ЮНЕСКО направила в свои национальные советы соответствующие "Рекомендации по сохранению традиционной культуры и фольклора".

При ЮНЕСКО созданы и успешно действуют специальные международные комитеты по народной музыке и ассоциации по вопросам фольклора и народного искусства — СИОФФ, ИОФ, ИНСИТА, которые вносят заметный вклад в координацию международных акций: проведение фестивалей фольклора, выставок, конференций и т.д.

Обращение к прошлому, в частности к глубинным пластам традиционной художественной культуры, на современном этапе развития России объективная потребность, обусловленная необходимостью переосмысления и обновления общественной жизни.

Без восстановления полнокровной народной художественной культуры, ее нравственных основ не может возродиться национальный духовный менталитет. В то же время нельзя не учитывать, что в понимании и оценке роли фольклора не обходится без "перегибов". Слово "фольклор" стало едва ли не одним из наиболее употребительных. Им часто и с легкостью оперируют не только этнографы, историки, филологи, искусствоведы и педагоги, но и политики, средства массовой информации. Происходит усиленная и искусственная фольклоризация самосознания значительного слоя людей. Можно говорить о положительных и негативных сторонах этого процесса, его идеологической и откровенно конъюнктурной подоплеке.

Последнее десятилетие XX в. с особой ясностью высветило вопрос об отношении к историческому прошлому, к культурному наследию, национальным традициям России. Впервые во всем объеме открылись масштабы потерь, понесенных народной художественной культурой в XX в. Утрачены многие народные праздники, обряды, обычаи, игры; растеряны традиции народного хорового пения и массового музицирования; приходится возрождать многие исконные народные художественные ремесла; разрушены механизмы передачи и функционирования национальных ценностей. Русской народной художественной культуре нанесен ущерб искусственным выталкиванием ее на обочину духовной жизни, размыванием национальных черт, отказом в праве на существование и утверждение своей самобытности, подавлением веками сложившихся традиций формами политизированной самодеятельности. Безусловно, многие из потерь обусловлены объективными причинами: урбанизацией, миграцией, войной, раскрестьяниванием. Но немалая их часть была инспирирована государственной культурной политикой, в которой культурный плюрализм, многообразие региональных форм были принесены в жертву культурной монополии, насаждению единых эстетических канонов в творчестве. В нормальный, естественный, культурно-созидательный процесс вторгались директивы партийно-государственных структур управления.

Народная художественная культура в современном мире имеет широкий спектр взаимодействий с элитарным искусством, а также с массовыми формами культуры. В течение длительного времени массовую культуру, народную культуру оценивали весьма негативно и противопоставляли им искусство элитарное. Однако очевидно, что элитарное искусство, массовая культура не могут выполнить те задачи и функции, которые выполняет народная культура, ибо это не взаимозаменяемые, а взаимодополняемые явления. В народной культуре заложен важный механизм функционирования и сохранения культуры в целом, она цементирует и укрепляет духовные устои жизни.

Отношение к народной художественной культуре сегодня — основополагающий фактор в культурной политике России. В разные периоды это отношение складывалось по-разному: от полной поддержки до полного отрицания отдельных ее пластов. Начиная с 20-х годов XX в. традиционные формы культуры нередко нивелировались по причине отказа от их региональных особенностей, делились на более и менее "ценные" формы и жанры во имя утверждения идей социализма, а также из-за несоответствия их формируемому "новому" менталитету народа. Концепции пролеткультовского характера, борьба с которыми якобы завершилась в конце 20-х годов, нередко проявлялись, в частности, по отношению к фольклору в государственной культурной политике до конца 60-х годов. Традиционная вековая народная культура, благодаря которой получило бурное развитие не только элитарное искусство, но и русская культура в целом обрела яркую духовную самобытность, была урезана в правах, исключалась из сферы интересов государства и общества. Она подвергалась насильственному упрощению, отторжению, а порой и "революционному очищению".

Чтобы понять сегодняшнее состояние народной художественной культуры, необходимо обратиться к ее истории, осмыслить критически весь комплекс проблем ее функционирования и развития. Только на этой основе можно выстраивать конструктивную стратегию возрождения традиций, не превращая эту деятельность в пропагандистскую кампанию.

Нельзя понимать народную художественную культуру как установленную однажды заданность, развивающуюся только в крестьянской среде. Об особой роли крестьянства, деревни в истории народной культуры в дальнейшем повествовании придется много говорить, но народная культура — результат творчества всего народа, а не одной только его части. Народную культуру можно представить как процесс творчества разных социальных групп и одновременно постоянного накопления, фиксации, обогащения, отторжения, видоизменения ее разнообразных форм, жанров, элементов и как результат длительного исторического развития, наложения, наслоения пластов разных субкультур, включающих прошлое и современное, индивидуальное и коллективное, устное и письменное. В народную художественную культуру можно включить процесс коллективного и индивидуального создания ценностей (творчество), результаты этого процесса (материализованные, вещественные и духовные) и бытование, распространение; функционирование произведений культуры в обществе.

С одной стороны, народная художественная культура входит в общую систему народной культуры (наряду с народной медициной, народной метрологией, народной кухней, народной моралью и др.); с другой — она является одной из подсистем более глобальной системы художественной культуры общества, включается в ее структуру, взаимодействует со всеми ее образованиями. Очевидно, народная художественная культура предстает в этих связях как многомерное явление, имеющее сложные пограничные образования как с народной культурой в целом, так и с элитарным и массовым искусством.

Народная художественная культура не рассматривается ни как низший этап культурного развития человечества, ни как определенная ступень в развитии культуры, а как самостоятельный исторически обусловленный тип культуры, имеющий свои формы, механизмы, социальную стратификацию и т.д.

В XX в. при изучении народного искусства, фольклора, любительского творчества были опробованы самые разные подходы и методы: социально-психологические, педагогические, философские, этнографические, социологические, культурологические, эстетические, психологические. В центре внимания оказывались проблемы, вовсе не сводимые к произведениям народного искусства, фольклора. Затрагивался широкий круг вопросов, связанных с социальным функционированием различных частей народной художественной культуры, ее трансляцией и коммуникацией, воздействием на духовный мир человека. Сделаны попытки выявить космологические, мифологические, религиозные, нравственные, магические, этнические, психологические, социально-психологические, социологические и исторические закономерности народной культуры.

Современный этап изучения народной художественной культуры требует ее соотнесения с универсальными, стабильными или динамичными картинами жизни общества, находящимися в зависимости от того или иного исторического состояния государства.

Народная художественная культура, очевидно, единственная из всех типов культур, имеет такие механизмы функционирования, которые в том или ином виде заимствованы и трансформированы другими слоями культуры, в том числе элитарной и массовой.

Педагоги, мастера, руководители множества возникших в последние годы студий, школ, центров, домов ремесел, фольклора, традиций нащупывают формы и методы передачи традиционной культуры детям и подросткам, молодежи, взрослым. На смену семье, общине приходят школа, система образования, сеть специальных внешкольных культурно-просветительных учреждений, средства массовой коммуникации. Каждый из них ведет поиск своих механизмов включения человека в культурно-художественную деятельность, в каждой из них складывается своя методика преодоления отчужденности личности от своих традиций.

С учетом изложенного предлагается следующее определение основных структурных образований современной народной художественной культуры — фольклора, художественной самодеятельности, неофольклора, фольклоризма, декоративно-прикладного и художественно-прикладного искусства, любительского исполнительства.

Кроме сложных взаимоотношений элементов и образований внутри культур, каждая из которых претендует на универсальность, всеобщность, особую роль, налицо и система более глобальных отношений между элитарной и народной культурами (субкультурами), которые предстают на протяжении истории в оппозиции по отношению друг к другу. В последнее время обострились их отношения с массовой культурой.

Не простыми и до конца не выясненными предстают отношения с динамично формирующейся в последние десятилетия суперэлитарной культурой, получившей наименование "общечеловеческие ценности".

Опыт культурного развития нашей страны в XIX-XX вв. дает основание говорить о неразрывности, единстве, процессов развития элитарной и народной культур. Уничтожив элитарную культуру в начале XX в., мы тем самым одновременно обусловили эрозию и затухание народной культуры во всех социальных слоях. В частности, с уничтожением помещичьих усадеб, а затем и деревень как традиционных очагов и хранителей культурного слоя прекратилось естественное воспроизводство народной культуры.[8]

Глава 3. Художественно-творческая деятельность как основа педагогического процесса в коллективах НХТ

3.1. Роль педагогического процесса в обучении и воспитании личности


Педагогический процесс в любом коллективе — производственном, трудовом, научном, школьном (ученическом), студенческом — специфичен по организации, содержанию, методике проведения и используемым средствам. Специфика эта определяется также характером и основным предметом деятельности, которую выполняют члены коллектива.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать