Не является исключением в этом отношении и художественный коллектив, основной предмет деятельности которого — искусство, а основная цель — формирование и удовлетворение духовно-зстетических потребностей народа. В самодеятельном художественном коллективе эта цель трансформируется в область решения воспитательных задач, прежде всего среди непосредственных исполнителей. Педагогический процесс реализуется благодаря вовлечению их в художественно-творческую и социально-культурную деятельность. Осуществляется эта деятельность во время учебных, репетиционных, художественно-образовательных занятий, концертных выступлений.[15]
Конечно, нельзя придавать участию в работе художественных, научно-технических, литературных, прикладных самодеятельных, любительских коллективов и объединений излишнее значение в плане формирования творческого потенциала личности. В этом случае, с одной стороны, под творческой личностью может пониматься лишь человек, участвующий в художественной самодеятельности, пишущий музыку или стихи, играющий на музыкальном инструменте или же делающий успехи в техническом творчестве, рационализаторстве, а с другой стороны, непроизвольно принижается роль других более важных факторов в социализации творческих устремлений человека. К сожалению, такой подход - фетишизация роли участия в самодеятельности для развития личности - характерен для многих диссертационных исследований, статей, брошюр, рассматривающих эти вопросы. Художественное творчество объявляется основным и едва ли не единственным фактором нравственного, эстетического, гражданского воспитания личности. При этом зачастую его влияние искусственно вырывают из общей духовной атмосферы, в которой вращается человек, игнорируется определяющая роль трудовой деятельности и социальных отношений в формировании духовного и, уже, творческого потенциала личности.
Роль искусства в процессе формирования личности можно определять как корректирующую, обогащающую, усиливающую нравственно-эстетическое и творческое влияние труда, окружающих условий. Искусство в определенном смысле и в определенных условиях способствует разрешению возникающих противоречий в процессе развития творческой личности, снимает дисгармонирующие факторы, создает определенный художественный фон.
Роль художественного самодеятельного коллектива как концертной единицы, творца оригинальных произведений искусства или их интерпретатора имеет относительную ценность, на первый план выступает проблема его педагогической направленности, выполнения им социально-педагогической функции.
В чем же заключается специфика искусства как предмета воспитания, средства всестороннего и гармонического развития личности?
Прежде всего, нужно подчеркнуть: искусство не является единственной формой общественного сознания, формирующей личность. Воспитательную нагрузку осуществляют наука, политика, идеология, мораль, право. Но воздействие каждой из этих форм общественного сознания носит локальный характер. Мораль определяет нравственное воспитание, право — правовое, идеология, политика — идейно-мировоззренческое.
Искусство влияя на сознание, духовно-эмоциональный мир человека, (тем самым формирует его целостный облик; активно содействует духовному росту, воспитывает идейные и нравственные убеждения, стимулирует, социально-преобразующую деятельность, повышает политическую культуру, культуру труда и быта.
Эстетическая игра, развлечение незаметно переводят богатство нравственного содержания искусства в личностное достояние. Формируется целостное отношение человека к миру, накладывается отпечаток на все стороны его жизни и деятельности, на отношения, понимание цели и смысла жизни. Искусство обостряет ум, нравственно облагораживает чувства, расширяет кругозор. Процесс «катарсического» — «очищающего» воздействия искусства, конечно, сложен и неоднозначен. Он связан глубинными корнями с явлениями, происходящими в психике, духовном мире личности; на него оказывают непосредственное или опосредованное влияние факторы социального бытия, которые могут как усиливать, так и Снижать эффективность процесса. [17]
Советскими психологами, в первую очередь Л. Выготским, С. Рубинштейном, Б. Тепловым, Л. Якобсоном, достаточно всесторонне и глубоко проанализировано и экспериментально подтверждено влияние искусства на развитие личности: умственное, нравственное, эстетическое; вскрыты природа художественных способностей и предрасположенность человека к искусству как форме деятельности.
Основной приметой взаимодействия искусства с человеком является глубокая эмоциональная, чувственная основа этого процесса. Однако эмоциональная интенсивность различных видов деятельности неодинакова. В научном познании эмоции носят подчиненный, фоновый характер. Здесь на первом плане мышление, сознание. В искусстве, художественной практике доминирующее значение имеют эмоции, эмоционально-чувственный опыт. На их основании возникает и сознательное, идейно-образное видение, и понимание содержания искусства.
Эмоциональное мышление, или мышление эмоциями, возникшее как результат соприкосновения с искусством, имеет непосредственный выход на действия человека, их смысловое и эмоциональное наполнение. Эмоции, чувства, как известно, не являются конечным продуктом психической деятельности. Они предстают как вполне конкретный результат (при определенной условности термина) влияния искусства, проявляющийся в форме определенных действий или придания этим действиям соответствующей окраски. Оказывая влияние на поступки, мотивы поведения, эмоции обретают зримые очертания и формы проявления.
Данная особенность эмоционально-психологической деятельности личности в процессе восприятия искусства обусловливает и интенсивность ее художественно-эстетического и нравственного обогащения, процесс развития художественно-творческих навыков.
Оригинальность результатов творчества в художественной самодеятельности можно рассматривать и с точки зрения художественно-эстетической, и личностно-субъективной, т. е. с точки зрения того, что оно дает человеку как художнику и — человеку.
Исполнительство в самодеятельном коллективе связано с процессом создания эстетических, духовных ценностей. Одной из них является глубокая нравственна» социализация, моральное совершенствование человека. Деятельность эта может заключаться в самостоятельном решении или нахождении путей решения разнообразных художественно-творческих задач. Происходит активное созидание личности, развитие всех ее сторон и духовно-творческого потенциала. Причем данный потенциал реализуется не только в сфере художественной практики, но и во всей системе отношений человека с окружающими. Творческий подход к решению возникающих проблем становится его естественной привычкой, сущностной чертой.
Эффективность творческой деятельности может определяться формированием с ее помощью творческого типа личности. Данный критерий является определяющим для самодеятельного художественного творчества, ибо эта задача — важнейшая из его функций. [7]
3.2. Принцип индивидуального подхода, как ядро воспитательного процесса участников самодеятельного коллектива
Принцип индивидуального подхода — один из важнейших принципов отечественной педагогики и теории воспитания. Основной смысл данного принципа заключается в необходимости постоянно учитывать индивидуальные качества и особенности личности каждого обучающегося, использовать при этом индивидуальную методику обучения и воспитания.
Индивидуальные качества, способности играют огромную роль. Именно в художественной деятельности, организации учебно-творческого процесса. В зависимости от способностей, индивидуальных склонностей и свойств участников определяется методика работы с коллективом. Это предполагает знание руководителем психических, физических, художественно-творческих свойств каждого участника. Поэтому руководитель должен владеть в совершенстве методикой выявления индивидуальных качеств участников, знать профессиональные тонкости этой методики.
Индивидуальный подход в художественной самодеятельности — основа успешной работы коллектива.
Нужно отметить, что важность обеспечения и реализации дидактических принципов касается не только учебных занятий, но и репетиционной и, отчасти, концертной практики самодеятельного коллектива.
Для того чтобы организовать процесс обучения, руководитель должен знать наиболее общие положения методического характера, которые обеспечивали бы при наименьших затратах времени и усилий максимальную эффективность. [10]
В начинающем коллективе используются три основные формы процесса обучения: индивидуальная, мелкогрупповая и групповая, или коллективная. Из-за специфики организации работы самодеятельного коллектива, когда приходится одновременно обучать 15—20, а иногда и более человек, наиболее удобная и оправданная в психологическом отношении мелкогрупповая форма занятий. В отличие от театральных, музыкальных, хореографических учебных заведений, где с каждым учащимся педагог много времени занимается индивидуально, в самодеятельном коллективе руководитель не имеет возможности таким образом организовать и проводить занятия из-за недостатка времени. Он вынужден проводить учебные занятия с группами из 5—7 человек. Одновременно могут заниматься 2—3 группы в разных помещениях, расположенных недалеко друг от друга. Каждая группа получает определенное задание и выполняет его под контролем руководителя.
Занятия не рекомендуется проводить одновременно со всеми группами или партиями. Это затрудняет контроль за каждым участником. С солистами—певцами, инструменталистами, танцорами — также целесообразно заниматься по отдельности и включать их в общие репетиционные занятия только после твердого усвоения партий.
При составлении групп необходимо учитывать индивидуальные различия исполнителей, в первую очередь физиологические, психические, возрастные. Самодеятельный коллектив объединяет людей самой различной подготовки, разных по социальному составу, а главное, разных по одаренности и предрасположенности к художественной деятельности. Многие из них приходят в коллектив уже взрослыми людьми, со сложившейся психикой, другие, наоборот, только вступают на жизненный путь. Некоторые имеют недостатки в движениях (зажатость, скованность, несценичность и т. п.), не могут сразу исполнить требуемое, одинаково быстро усваивать учебный материал.
Для развития творческих навыков у менее одаренных участников необходимо использовать различные дополнительные приемы — предоставлять длительное время небольшие роли, отрывки, партии; заниматься индивидуально по особому плану; не форсировать прохождения программы, заставляя тщательно усваивать задания и т. п. На занятиях важно постоянно обращать внимание на слабые места в подготовке каждого участника и в зависимости от этого подбирать соответствующий учебный материал и средства - для достижения поставленных целей. Эти методические приемы особенно важны в первый год занятий, когда происходит становление участника как исполнителя. [9]