Документальным подтверждением гражданства
иностранного государства может служить согласно ст. 24 Закона СССР "О
правовом положении иностранных граждан в СССР" от 24 июня 1981 г.
действительный заграничный паспорт или заменяющий его документ.
Документом, удостоверяющим гражданство иностранца, может служить вид на
жительство, выдаваемый органами внутренних дел (ч. 1 ст. 5 названного закона).
К лицам без гражданства относятся лица, не принадлежащие к гражданству
Российской Федерации и не имеющие доказательств, принадлежности к гражданству
другого государства.
Определяя права и обязанности иностранных
граждан, российское законодательство исходит из того, что они равны перед
законом независимо от происхождения, официального и имущественного положения,
расовой и национальной принадлежности, пола, образования и т.д.
Объем прав и обязанностей иностранных граждан
зависит от того, проживают ли они в Российской Федерации или находятся здесь
временно, согласно Закону “О правовом положении иностранных граждан в СССР (с
изменениями на 17 февраля 1998 года).
Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции Российской
Федерации на иностранных граждан распространяется национальный режим, т.е.
режим, который предоставлен российским гражданам. В соответствии с этим
иностранцы пользуются теми же правами и несут те же обязанности, что и граждане
Российской Федерации, за исключением некоторых ограничений, устанавливаемых
только федеральным законом или международным договором Российской Федерации, а
не какими-либо другими нормативными актами. При этом ни Конституция, ни
действующее законодательство не проводят различия между иностранными гражданами
и лицами без гражданства. Объем их прав и обязанностей одинаков.
Статья 31 Конституции не предусматривает право
иностранцев проводить собрания, организовывать митинги и демонстрации. В силу
ст. 32 иностранные граждане не имеют права участвовать в управлении делами
государства, участвовать в референдумах, выборах, избираться в органы
государственной власти и самоуправления, состоять на государственной службе,
участвовать в осуществлении правосудия.
Иностранные граждане не могут направлять
обращения в органы государственного и местного самоуправления (ст. 33
Конституции). Согласно ст. 36 Конституции иностранные граждане не вправе иметь
в частной собственности землю.
На граждан иностранного государства согласно
ст. 59 Конституции не распространяется обязанность несения воинской службы, а
также положение ст. 60 Конституции о достижении совершеннолетия. На них не
распространяются нормы ст. 61 и 62 Конституции относительно высылки за пределы
Российской Федерации и получения двойного гражданства.
Для Российской Федерации, продолжающей
перестройку своей экономической системы, заинтересованной в привлечении
иностранных инвестиций, создании совместных предприятий с участием иностранных
граждан, важное значение приобретают проблемы регулирования трудовых отношений.
В связи с этим вопросы найма и увольнения, формы и размера оплаты труда и др.
могут решаться иным образом, чем это предусмотрено российским
законодательством. Регулирование труда иностранных граждан иным образом
допускается в силу межгосударственных соглашений с иностранными государствами о
создании совместных хозяйственных организаций и предприятий. Иные условия
регулирования трудовых отношений могут устанавливаться и учредительными
документами, определяющими деятельность совместных предприятий.
Правовое положение специальных групп
иностранных граждан, таких, как дипломатические и консульские представители,
члены экипажей иностранных военных кораблей и самолетов, торговых судов и др.,
регулируется нормами российского законодательства с учетом обязательств по
международным договорам.
Часть 3 ст. 62 не связывает предоставление
иностранным гражданам национального режима с требованием взаимности. Однако это
не умаляет права Российской Федерации вводить соответствующие ограничения для
граждан тех государств, которые устанавливают ограничения для российских
граждан.
Помимо иностранных граждан и лиц без
гражданства на территории Российской Федерации могут находиться лица, правовой
статус которых обозначается термином "постоянный житель". Появление
этой категории лиц связано с поисками Российской Федерации правовых форм защиты
и покровительства прав и интересов российских граждан, проживающих в странах
СНГ.
Постоянные жители пользуются в Российской
Федерации теми же правами и свободами, что и граждане Российской Федерации, за
исключением прав избирать и быть избранным на высшие государственные должности
и в высшие органы государственной власти стороны проживания; участвовать во
всенародном референдуме, проводимом стороной проживания; занимать должности
руководителей в системе органов государственной власти, должности на
дипломатической работе, в органах безопасности и внутренних дел, а также
должности судьи и прокурора.
Российская Федерация и Туркменистан условились не распространять ограничения в правах и не устанавливать дополнительных обязанностей, которые установлены или могут быть установлены для иностранных граждан.
Для обеспечения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства важное
значение имеет соблюдение конституционных положений о разграничении полномочий
между Российской Федерацией и ее субъектами по данному вопросу. Этот вопрос
возникает в связи с тем, что отдельные субъекты федерации нарушают
установленный Конституцией баланс полномочий по регулированию прав и
обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства. Так, по ст. 23
Конституции Республики Татарстан от 6 ноября 1992 г. с изменениями на 30 марта
1995 г. Республика зарезервировала за собой право регулировать правовое
положение иностранных граждан и лиц без гражданства своими законами и
международными договорами.
Республика Северная Осетия-Алания
устанавливает равенство прав и обязанностей иностранных граждан с правами и
обязанностями граждан Республики, кроме случаев, установленных Конституцией и
республиканскими законами (Конституция Республики Северная Осетия-Алания от 12
ноября 1994 г., ст. 60).
Согласно ч. 5 ст. 15 Конституции Республики
Бурятия от 22 февраля 1994 г. Республика предоставляет иностранным гражданам и
лицам без гражданства статус гражданина, кроме случаев, установленных законами
и международными договорами Российской Федерации.
Приведенные положения республиканских конституций не соответствуют ч. 3 ст. 62 Конституции, которая приравнивает статус иностранных граждан к статусу именно гражданина Российской Федерации, а не гражданина субъекта федерации.
Определение статуса иностранных граждан нормативными актами субъектов федерации может создать серьезные трудности для этой категории лиц, поскольку их правовое положение в разных субъектах может оказаться неодинаковым.
Особенности регулирования вопроса двойного гражданства в Канаде
До 1977 г. любой канадец автоматически лишался канадского гражданства в том случае, если он становился гражданином другой страны. Это положение изменилось 15 февраля 1977 г., когда был принят новый закон о гражданстве, согласно которому лишение канадского гражданства в подобных случаях производится только после того, как сам гражданин обращается с заявлением, где излагается его просьба. Кроме того, необходимо получить согласие судьи, занимающегося вопросами гражданства. Таким образом, действующий в настоящее время закон позволяет иметь двойное и даже множественное гражданство, в зависимости от того, сколько стран признают вас своим гражданином. Канада, как и ряд других стран, признает двойное гражданство. Это означает, что вы одновременно можете быть как гражданином Канады, так и гражданином другой страны. В частности, Советский Союз не признавал двойного гражданства. Поэтому все, кто получал гражданство другой страны (например, Израиля), автоматически лишались советского гражданства. После развала Советского Союза многие страны, входившие ранее в состав СССР в качестве республик, приняли законы, разрешающие иметь двойное гражданство. В частности, Россия стала признавать право за своими гражданами иметь гражданство другой страны.
Следовательно, на лицо распространяются все права и обязанности, существующие для граждан этих стран. Во время пребывания в стране, гражданином которой является лицо, лицо обязано подчиняться принятым именно в этой стране законам несмотря на двойное или множественное гражданство.
Можно быть одновременно гражданином нескольких стран. Например, человек родился не в Канаде, но был в Канаде натурализован, а после этого был натурализован еще и в третьей стране — в этом случае он может быть гражданином этих трех стран. Все же более распространенными являются случаи двойного гражданства.
Возникновение двойного гражданства в Канаде
Если лицо родилось в Канаде, то данное лицо имеет канадское гражданство. Но если лицо родилось в Канаде, а кто-то из родителей или супруг (супруга) родился в другой стране, то лицо может быть гражданином этой страны, являющейся родиной для родителей или супруга (супруги). Двойное гражданство может возникнуть из-за того, что существует не один, а несколько путей получения гражданства: по месту рождения, через натурализацию, через родителей, через бабушек и дедушек, через брак (в редких случаях).
Из-за множества различий, существующих в законах о гражданстве в разных странах, вопрос о гражданстве является довольно сложным. Если одни страны признают двойное гражданство, то в других человека, ставшего гражданином иной страны, лишают статуса гражданина, а некоторые страны попросту не признают второго гражданства. Поэтому при рассмотрении вопроса о гражданском статусе будут иметь силу те законы, которые действовали в стране в означенный период времени. Поэтому определение гражданского статуса на настоящий момент может быть достаточно трудным и продолжительным процессом.
До 15 февраля 1977 г., когда в силу вступил новый закон о гражданстве, двойное гражданство в Канаде ограничивалось старым законом. По старому законодательству существовало также больше возможностей, как получения, так и лишения статуса гражданина, нежели в действующем сейчас законе.
Начиная с 15 февраля 1977 г. законы Канады, как и законы некоторых других стран, официально признают двойное гражданство.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10