Статья 13 УК РФ предусматривает выдачу лиц, совершивших преступление.
Выдача преступников - это акт правовой помощи, осуществляемый в соответствии с положениями специальных договоров и норм национального уголовно-процессуального и уголовного законодательства, заключающийся в передаче преступника другому государству для суда над ним или для привидения в исполнение вынесенного приговора. Под интересом России следует понимать не только государственные интересы, но и интересы личности российских граждан.
Применяя реальный принцип, Россия, как и ряд зарубежных государств, наиболее полно защищает свои интересы и интересы своих граждан.
В соответствии с современными условиями правового сотрудничества и взаимодействия государств в борьбе с преступностью, если иностранцы, совершившие преступление против России за ее пределами, понесли уголовную ответственность за границей, они не могут повторно привлекаться к ответственности по УК РФ.
Как происходит выдача лиц, совершивших преступление
Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбытия наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.
В практике международных отношений, связанных с борьбой с преступностью, серьезное значение имеет проблема выдачи преступников государству, на территории которого они совершили преступление, в случае, когда они находятся на территории другого государства.
Принципиальные положения о выдаче преступников содержатся, в частности, в ст. 61 конституции, которая гласит: “Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству”. Эта же позиция закреплена в ст. 13 УК РФ.
В современном международном праве утвердилась позиция, согласно которой убежище может предоставляться только лицам, преследуемым в другом государстве по политическим и религиозным мотивам.
Люди, совершившие не политические, а обще уголовные преступления, не могут пользоваться правом убежища. Однако единого понятия политического преступления в международной практике выработать не удалось. Поэтому практически вопрос о выдаче человека или предоставления ему политического убежища решается исходя из политической оценки и правовых установлений государства, на территории которого этот человек находится.
Политическое убежище в Российской Федерации предоставляется указом Президента Российской Федерации.
УК РФ в ст. 13 устанавливает возможность выдачи находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства и совершивших преступление в иностранном государстве в соответствии с международным договором Российской Федерации.
Такие договоры о правовой помощи Россия заключила с рядом стран СНГ.
При отсутствии международного договора вопрос о выдаче преступников может решаться дипломатическим путем. Так Израиль выдал СССР преступников, которые захватили детей в качестве заложников, потребовали самолет, большую сумму денег и улетели в Израиль. В израильском аэропорту они сдались полиции и были выданы СССР, несмотря на то, что между Израилем и Советским Союзом не было не только международного договора, но и дипломатических отношений.
В соответствии со сложившейся международной практикой требование о выдаче преступника государство предъявляет в случаях, когда:
1) преступление совершено на его территории;
2) преступник является гражданином этого государства;
3) преступление было направлено против этого государства и причинило ему вред.
В случаях, когда преступник совершил преступление на территории нескольких государств, вопрос о выдаче решается дипломатическим путем на основе международных договоров и норм международного права. При этом в каком бы государстве ни был привлечен к ответственности преступник, он должен отвечать за все преступления, совершенные им в разных странах. Так, немецкие суды рассматривали дела о преступлениях, совершенных гражданами Германии в период второй мировой войны на территории Польши, Белоруссии и других стран. В наши дни английский суд рассматривает дело жителя Англии, совершившего в годы войны преступления в Белоруссии.
Выдача преступника предполагает соблюдение ряда условий.
Первое – преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, должно признаваться преступлением и по законам страны, в которой находится преступник (принцип тождественности).
Второе – если по законам страны, требующей выдачи за преступление, предусматривается смертная казнь, а в государстве, где находится лицо, совершившее это преступление, смертная казнь отменена, то условием выдачи обычно служит гарантия, предоставленная властями государства, требующего выдачи, о том, что смертная казнь к выданному преступнику применена не будет.
Такие гарантии выдавались в практике международных отношений латиноамериканских государств по поводу выдачи лиц, обвиняемых в государственной измене, насильственном захвате власти, мятеже, поскольку ряд этих стран отменил смертную казнь, а другие ее сохраняют.
Требование о выдаче преступника может иметь место для привлечения его к ответственности в этом случае государство, обратившееся с требованием о выдаче, должно представить убедительные доказательства совершенного преступления.
Выдача преступника может преследовать цель и применение к нему наказания. В этом случае основанием для решения вопроса служит вынесенный и вступивший в силу приговор суда.
Возможна также выдача преступника, осужденного в одном государстве, другому, гражданином которого он является, для отбытия наказания.
В соответствии с нормами международного права выданное лицо не должно подвергаться судебному преследованию или заключению с целью осуществления наказания или меры безопасности, а также подвергаться какому-либо ограничению его личной свободы в связи с каким-либо деянием, предшествовавшим его передаче и не являющимся тем деянием, которое мотивировало его выдачу. Таким образом, следственные и судебные органы государства, запросившего выдачи человека, связаны формулой обвинения, которая служила основанием выдачи этого лица.
Статья 61 Конституции РФ
Статья 61
”1. Гражданин Российской Федерация не может быть выслан за
пределы Российской Федерации или выдан другому государству.
2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за
ее пределами”
1. Часть 1 комментируемой статьи содержит запрет на высылку российских граждан
за пределы государства. Этим ставится правовая преграда возврату к практике,
имевшейся в советский период, когда из страны произвольно выдворялись отдельные
граждане или создавались препятствия для их возврата на родину. При этом
высылка за пределы страны как самостоятельный или дополнительный вид наказания
действовавшим законодательством не предусматривалась. Согласно ст. 26 УК РСФСР
1961 г. высылка применялась как основное или дополнительное наказание за
совершение некоторых преступлений и заключалась в удалении осужденного из места
его жительства с запретом проживания в определенных местностях, но в пределах
существовавшего тогда государства.
Положения ч. 1 ст. 61 не ограничивают
полномочия органов государственной власти Российской Федерации по выдворению за
пределы России иностранных граждан и лиц без гражданства по основаниям ст. 31
Закона СССР от 24 июня 1981 г. "О правовом положении иностранных граждан в
СССР". Помимо конституционного запрета на высылку комментируемая норма
устанавливает запрет на выдачу российских граждан другому государству. Под
выдачей понимается выдача государствами друг другу лиц, находящихся на их
территориях, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения
приговора в исполнение. При этом запрет установлен только на выдачу российских
граждан, следовательно, он не препятствует удовлетворению запросов иностранных
государств на выдачу других лиц, не являющихся российскими гражданами и
находящихся на территории России (за исключением случаев, предусмотренных ст.
63 Конституции).
Несмотря на то, что ч. 1 ст. 61 не
предусматривает никаких исключений из общего правила о запрете выдачи
российских граждан, в Законе Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. "О
гражданстве Российской Федерации" в редакции от 18 января 1995 г.
сохраняется норма, согласно которой гражданин Российской Федерации не может
быть выдан другому государству иначе, как на основании закона или
международного договора Российской Федерации. Эта норма перенесла в Закон о
гражданстве содержание ч. 3 ст. 27 Конституции РСФСР 1978 г. Но теперь она
противоречит новой Конституции Российской Федерации, по крайней мере по двум
обстоятельствам.
Во-первых, согласно ч. 1 ст. 15 Конституция
России имеет высшую юридическую силу, и поэтому принимаемые законы и иные
правовые акты не должны противоречить ее положениям. Следовательно, закон не
может устанавливать иного правила, которое изменяло бы норму ч. 1 ст. 61.
Во-вторых, иное правило не может быть введено
и международным договором Российской Федерации в силу того, что ч. 4 ст. 15
Конституции устанавливает преимущественную силу иных правил международного
договора по отношению к нормам только законов, но не Конституции.
В связи со сказанным необходимо обратить
внимание на то, что положение ч. 2 ст. 63 Конституции допускает возможность
выдачи другому государству лиц, обвиняемых в совершении преступления, на основе
федерального закона или международного договора Российской Федерации. Но это
нисколько не противоречит ч. 1 ст. 61, запрещающей выдачу российских граждан,
поскольку ч. 2 ст. 63 говорит о выдаче не граждан, а лиц, не являющихся
гражданами Российской Федерации.
Если будет заключен договор, разрешающий
выдачу российских граждан иностранному государству, то согласно ст. 22 Закона
"О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995 г. Он
может быть ратифицирован только после внесения соответствующих поправок в
Конституцию или пересмотра ее положений в установленном порядке.
В этой связи следует обратить внимание, что
конституционный запрет на выдачу российских граждан не противоречит обязательствам
Российской Федерации по международным соглашениям, которые закрепляют норму о
выдаче граждан договаривающихся сторон. Защищая права российских граждан, ч. 1
ст. 61 тем не менее не подразумевает освобождения российских граждан от
наказания за правонарушения на территориях иностранных государств. Договоры о
правовой помощи содержат положения, предусматривающие обязательства сторон
возбуждать в соответствии со своим законодательством уголовное преследование
против своих граждан, подозреваемых в совершении преступлений на территории
иностранного государства.
2. Согласно ч. 2 ст. 61 Российское государство принимает на себя обязанность
защищать и оказывать покровительство своим гражданам, находящимся за границей.
Гарантии и покровительство распространяются на российских граждан, как
постоянно проживающих на территории иностранного государства, так и выехавших
временно.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10