Использование кругового метода в спортивной тренировке гиревиков

Упражнения субмаксимальной зоны мощности в зависимости от скоростных, силовых и амплитудных характеристик, могут выполняться от 20 - 40 с до 5 минут. При такой работе кислородный запрос значи­тельно превышает его потребление, в результате чего в организме накапливается большой кислородный долг. Характерной особенностью упражнений, выполняемых в субмаксимальной зоне мощности является то, что процессы дыхания и кровообращения достигают максимальных величин не сразу, а через некоторое время после начала работы и сохраняются до окончания выполнения упражнения. Все изменения, происходящие в организме (накопление СзНвОН; увеличение концентра­ции солей в крови и повышение ее вязкости) значительно затрудняют выполнение работы без снижения интенсивности. Поэтому, выполнение в круговой тренировке упражнений данной зоны мощности, представляет собой серьезное физическое и психологическое испытание для занимаю­щихся. Что касается физических качеств, то выполнение упражнений в субмаксимальной зоне мощности способствует развитию силовой, скорост­ной и скоростно-силовой выносливости. Наиболее приемлемым методом для воспитания этих качеств, является метод интервальной работы, включающий в себя экстенсивно - и интенсивно-интервальный методы.

В зоне большой мощности время выполнения упражнений колеб­лется 5 до 40 мин. При выполнении такой работы потребление кислоро­да достигает величин, близких к максимальным. К концу работы накап­ливается значительный кислородный долг, наблюдаются изменения био­химического состава крови, мочи и др. Работа, в данной зоне мощно­сти, выполняется преимущественно в аэробных условиях и способствует повышению локальной и общей выносливости. Эти качества совершенст­вуются круговой тренировкой по методу непрерывной работы. Применя­ется такой метод в основном на общеподготовительном этапе подготови­тельного периода для решения задач как общей, так и специальной физической подготовки.

Для упражнений, выполняемых в умеренной зоне мощности ха­рактерно удовлетворение кислородного запроса в процессе работы. Мы­шечная деятельность выполняется за счет аэробных источников энергии. В связи с большой длительностью выполнения упражнения в организ­ме наступают изменения, ограничивающие время выполнения упражнения (исчерпываются запасы углеводов и жиров, обезвоживание и др.). В комплексы круговой тренировки данные упражнения включать нецеле­сообразно, так как характеристика таких упражнений сходна с варианта­ми круговой тренировки, выполняемой по методу непрерывной работы. Рассмотренные особенности реакции организма на однократное вы­полнение физических упражнений, различных по двигательному составу, характеризуют в какой-то мере взаимосвязь между такими параметрами нагрузки, как объем и интенсивность (Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков, 1976). Учет этой взаимосвязи является обязательным условием управления тренировочным эффектом круговой тренировки.

В принципе соотношение объема и интенсивности нагрузки при выполнении физических упражнений характеризуется обратнопропорцио-нальной зависимостью: чем больше объем нагрузки, задаваемой в упраж­нении, тем меньше ее интенсивность, и наоборот, чем больше интен­сивность нагрузки, тем меньше ее объем. Это соотношение хорошо видно на графике, выражающем связь между возможным числом по­вторений с отягощением и величиной отягощения (рис. 2).

Закономерное «свертывание» параметров объема нагрузки по мере того, как ее интенсивность приближается к предельным величинам (или наоборот), объясняется, в частности, существенными физиологическими и биохимическими особенностями работы различной продолжительности и мощности. Как известно, это и послужило основанием для классифика­ции упражнений по «зонам относительной мощности» (B.C. Фарфель и др.), характеристики которых приведены в таблице 1.


Таблица 1

Некоторые характеристики упражнений различной относительной мощности


Показатели

Зоны относительной мощности

максимальная

субмаксимальная

большая

умеренная

Предельно возможное время работы (при непрерывном выполнении)

до 20с

от 20с до 5 мин.

от 5 до 40 мин.

свыше 30 мин.

Расход энергии (ккал/с)

до 2 и более

2-0,5

0,5-0,4

0,3 и менее

Общий расход энергии (ккал/с)

меньше 30

до 240

до 750

до 1000 и более

Потреблен. кислорода в расчете на 1 мин. (л)

до 1,5

приближается к максимально возможному

до максимального (до 6-7)

меньше максимального (до 5,2-5,5)

Удовлетворение кислород. запроса (в % к величине запроса)

меньше 10%

до 50%

до 85-90%

полное или почти полное

Кислородный долг (л/мин.)

до 15-18

до 25

до 15-16

до 4-6

Легочная вентиляция (л/мин.)

меньше 60

до 150 и более

100-150

меньше 100

ЧСС (уд/мин.)

к концу упражнения до 185 и более

до 220-240 (моментами)

до 200 (преимущественно меньше)

до 180 (преимущественно меньше)

Минутный объем крови (л/мин.)

значительно меньше предельно возможного

приближается к максимальному

максимальный или близкий к нему (35-40)

меньше максимального

Содержание молочн. кислоты в крови (мг%)

до 100

200-250 и более

50-100

вначале незначительно повышается затем приближается к исходному уровню

Содержание сахара в крови (мг%)

норма или повышено до 80-120

норма или повышено

норма

снижается по ходу работы


Примечание. Таблица составлена по обобщенным данным различных авторов. Максимальные величины указаны применительно к рекордным результатам.

Напомним, что, рассматривая каждое физическое упражнение как некоторый воздействующий фактор, понятие объем нагрузки будет относиться, прежде всего, к длительности воздействия, а интенсивность нагрузки - к силе воздействия. Конкретный смысл этих понятий и параметры объема и интенсивности уточняются применительно к виду упражнений, а также в зависимости от того, оценивается ли нагрузка в отдельном упражнении или в некоторой совокупности упражнений.

При проведении учебно-тренировочных занятий с использова­нием методов круговой тренировки, достаточно большие нагрузки обеспечиваются различными комбинациями параметров объемов и интенсивности, например большой и субмаксимальной интенсивности с относительно небольшими объемами (что характерно для упражнений скоростного и скоростно-силового характера) или умеренной и большой интенсивности с относительно большими объемами (что характерно для упражнений, направленных на развитие выносливости).

При выборе упражнений для комплексов круговой тренировки оп­ределенные требования предъявляются к степени изученности и коорди­нированной сложности упражнений. Эти требования вытекают из осо­бенностей образования двигательных навыков - закрепленных до автома­тизма движений (В.Н. Кряж, 1982).

Нам нет необходимости подробно описывать весь процесс образо­вания двигательного навыка, а лишь напомним, что он проходит ряд фаз. Для фазы генерализации характерны процессы иррадиации возбужде­ния в коре головного мозга, в результате чего в работу включаются не нужные для данного упражнения мышцы и мышечные группы. Вслед­ствие этого нарушается ритм движения, мышечные усилия и затраты энергии превышают уровень, необходимый для решения двигательной задачи. В этой фазе следует особенно осторожно подходить к дозировке упражнений, так как из-за наступающего утомления нервных процессов (при большом числе повторений, чрезмерном отягощении или высоком темпе) допускаются ошибки в технике, которые затем постепенно могут закрепиться, что приводит к формированию неправильного движения.

В круговой тренировке все упражнения выполняются в услож­ненных условиях, требующих проявления различных физических качеств. Поэтому недостаточно разученные упражнения, приводящие к иррадиа­ции нервных процессов, не следует включать в комплексы КТ. Только хорошо выученное, закрепленное упражнение можно выполнить в слож­ных условиях, без риска нарушить технику.

Рассмотренные характеристики свидетельствуют о широких возмож­ностях разностороннего воздействия физических упражнений на занимаю­щихся при решении задач общей физической подготовки в системе подготовки спортсменов путем применения их в КТ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать