В первом полугодии на обучение элементов техники отводится 30 мин. основной части занятия. Затем в течение 40 мин. проводится круговая тренировка с преимущественной направленностью на силовую выносливость. Во втором полугодии доля времени, отводимая на круговую тренировку составляла до 80 % основной части занятий, соответственно увеличилась и плотность — 50-60 %.
Примерный вариант занятий с применением круговой тренировки показан на рис.1
Обучение технике 1. Толчок гирь 2. Разучивание упражнений 2-го комплекса круговой тренировки 3. 30мин = 42,2% |
Круговая тренировка Комплекс №1 (1-го круга tраб=20 «20» tотдыха =60 «60» 40 мин=57,1% |
15 мин=16,6% 40 мин=57,1%
ВЫВОДЫ
1. Изучение научно-методической литературы и анализ практики тренировки спортсменов-гиревиков выявило, что средства и методы круговой тренировки не нашли широкого применения в гиревом спорте.
2. Применение средств и методов круговой тренировки позволяет увеличить моторную плотность занятий на 35-40 % и обеспечивает двигательный режим со средней частотой сердечных сокращений от 150 до 160 уд/мин. Такая мощность мышечной работы в наибольшей мере обеспечивает эффективный рост уровня силовых и скоростно-силовых качеств гиревиков и повышает функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
3. В комплекс круговой тренировки рекомендуется включать технически не сложные и хорошо знакомые упражнения с жесткими интервалами отдыха (30 - 50 с) с преимущественной направленностью на развитие силовой и скоростно-силовой выносливости, а также, по методу повторного упражнения с полными интервалами отдыха (до 120 с) с преимущественной направленностью на развитие силовых и скоростно-силовых качеств.
4. Для поддержания определенного уровня физической нагрузки в основной части занятий, проводимой по методу круговой тренировки, необходимо последовательно чередовать упражнения с большой и малой нагрузкой.
5. Спортивная тренировка организованная по круговому методу способствует повышению осознанности, активности и самодисциплины занимающихся.
УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1978.
2. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека, - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 144 с. ил. - (Наука - спорту; Основы тренировки).
3. Васильева В.В. Изменение возбудимости центральной нервной системы при интенсивной работе. // Теория и практика физической культуры. 1949г. - № 6. - С. 12.
4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте, изд-е 2-ое, перераб. и доп. - М: Физкультура и спорт, 1977. - 215 с. (Наука - спорту)
5. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт; 1988 - 330с; ил. - (Наука - спорту; Основы тренировки).
6. Воротынцев А., Богатырям России// Спортивная жизнь России. 1988 -№1.-с.32.
7. Гуревич И.А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки. - 2-ое изд. - Минск: Высшая школа, 1980. - 253 с.
8. Волков Н.И. Влияние величины интервалов отдыха на тренировочный эффект, вызываемый повторной мышечной работой. // Теория и практика физической культуры,- 1986г.- № 2. - С. 18.
9. Воробьев А.Н., Прилепин А.С., Хлыстов М.С. Сравнительная эффективность применения различных отягощений в тренировках тяжелоатлетов. // Теория и практика физической культуры. 1975г.-№ 4. - С. 14-15.
10. Геркан Л.В. Реферат статьи М. Шолиха. // Теория и практика физической культуры. 1965г. -№№ 11, 12. С. 16.'" Гугин А.А. Организация урока физической культуры в школе. // Теория и практика физической культуры. 1951г. -№ 8. -С. 18.
11. Гульянц А.Е. Использование методов круговой тренировки в физическом воспитании студентов: Дис... канд. пед. наук. -М., 1987г. - 157с.
12. Захаров Е.Н. и др. Энциклопедия физической подготовки: методические основы развития физических качеств. – М.: Ленос, 1994. -368с.
13. Зациорский В.М. Физические качества спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 200 с.
14. Иванов Ю.И., Семенов ГЛ., Чудинов В.И. Различные режимы работы мышц в процессе специальной силовой подготовки. // Теория и практика физической культуры. 1977г. - № 3. - С. 17-20.
15. Киселев В.П., Лобанов А.Г., Червяков А.П. О повышении эффективности круговой тренировки в школьном уроке физической культуры. - М: Физкультура и спорт, 1980. - 296 с.
16. Коровин С.С. Функции профессиональной прикладной физической культуры // Теория и практика физической культуры. - 1997 - 2- С.44
17. Кряж B.IL Круговая тренировка в физическом воспитании студентов. - М.: Высшая школа, 1982. - 120 с, ил.
18. Лапутин Н.П. Специальные упражнения тяжелоатлета. - М: Физкультура и спорт, 1973 - С. 44-48
19. Литвинов Е.Н. и др. Как стать сильным и выносливым: Кн. для учащихся / Е.Н. Литвинов, Л.Е. Любомирский, Г.Б. Мейксон. - М: Просвещение, 1984.- 63с, ил.
20. Матвеев Л.П. Проблема периодизации спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1965. - 244 с.
21. Матвеев Л.П. Методы физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1976.-113 с.
22. Михайлов В.В., Хайкин Л.В. Организационно-методические основы поточно-круговой формы проведения учебного процесса по физическому воспитанию со студентами подготовительного отделения ВУЗа// Теория и практика физической культуры – 1985. - №7 – С.42
23. Морган Р.Е., Адамсон Д.Т. Круговая тренировка. - Лондон, 1958. -78 с.
24. Муртазин Х.М. применение кругового метода на занятиях отделения легкой атлетики // Физвоспитание студентов: Сб. - Казань, 1967. - вып.1: -С. 113
25. Петров В.К., Чудинов В.И. Пути рационализации методов силовой тренировки// Теория и практика физической культуры. - 1966. - № 5. - С. 20.
26. Петров В.К. Сила нужна всем. - М.: Физкультура и спорт, 1984. -28с.
27. Плетнев Б.А. Сравнительная эффективность различных режимов мышечной деятельности в тренировке тяжелоатлетов: Автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 1978. - 26 с.
28. Поляков В.А., Воропаев В.И. Гиревой спорт: Методическое пособие. М.: Физкультура и спорт, 1988. - 80 с. ил.
29. Скородумова А.П. Исследование некоторых показателей выносливости и путей их повышения в процессе физической подготовки: Автореф. дис... кад. пед. Наук - М., 1967. - 25 с .
30. Снастин Э.М. Обоснование оптимальных форм организации учебного процесса по физвоспитанию// Теория и практика физической культуры. - 1982.-№6.-СЛ 9
31. Слободан А.П. Исследование оптимального сочетания различных режимов работ мышц в тренировке тяжелоатлета // Теория и практика физической культуры. - 1979г. - № 7. - С. 18.
32. Фарфель B.C. Физиологические особенности работ различной мощности. - М.: Физкультура и спорт, 1949. - 250 с.
33. Фарфель B.C. Двигательные качества штангиста. Трибуна мастеров тяжелой атлетики. - М.: Физкультура и спорт, 1963. – 218 с.
34. Фарфель B.C. Управлене движениями в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1975, -208с.
35. Фрактман Б.Д. Методика увеличения плотности урока по физическому воспитанию // Теория и практика физической культуры, - 1955, - №3. С.37-39
36. Хеннинг В. Интересы молодежи. М.: Прогресс, 1976. - 443 с.
37. Чунин В.В. Структура и содержание учебных занятий, проводимых по комплексно-круговой форме // Теория и практика физической культуры. -1978г. -№3.-С. 48.
38. Шалих М. Круговая тренировка: Пер. с нем. - М.: Физкультура и спорт, 1966. – 174 с.