острую потребность в создании новой системы инвестирования промышленности;
формирование интегрированных структур, способных к саморазвитию в условиях рынка:
возрастание финансовых активов коммерческих банков и торговых фирм, являющихся потенциальными инвесторами промышленности;
серьезный структурный и финансово–инвестиционный кризис промышленности, особенно в сфере НИОКР и высоких технологий;
необходимость укрепления уже сложившихся технологических и кооперационных связей по производству конкурентоспособной продукции, а также их развитие на общепринятой в мировой практике основе;
сложность и недостаток опыта самостоятельного выхода отечественных предприятий на внешние рынки;
потеря значительной доли внутреннего рынка стран СНГ из–за появления на нем продукции крупных зарубежных, в том числе транснациональных, компаний.
Сегодня объективные устойчивые тенденции современной индустриально–развитой экономики находят отражение в слиянии на основе интеграции финансового капитала с промышленным. Необходимость решения возникших проблем управляемости, финансирования, связанные, прежде всего, с неплатежеспособностью потребителей продукции большинства отраслей, снижающейся инвестиционной активностью, более чем скромным бюджетным финансированием, недостатком оборотных средств, обусловленных фактической направленностью на дезинтеграцию крупных промышленных комплексов, вызвали к жизни процесс финансово–промышленной интеграции, слияния промышленного капитала с финансовым на новых взаимовыгодных началах.
В специфических украинских условиях указанная интеграция способствует кроме подъема конкурентоспособности на мировых рынках решению и многих внутренних антикризисных и реформационных задач
В условиях усиления интеграционных процессов в Украине основной сферой приложения банковского и торгового капитала становится само производство, развитие–которого только и способно в конечном счете оздоровить денежную систему. Интеграционные тенденции в отечественной экономике обусловлены факторами стратегического характера. Это, прежде всего, сложность самостоятельного выхода предприятий на внешние рынки, экономическая целесообразность кооперации в их изучении, организация сбыта продукции на этих рынках. Кроме того, облегчается быстрое освоение производства комплексного оборудования, без чего трудно конкурировать с зарубежными поставщиками. Становится возможным проведение в смежных производствах согласованной технической и инвестиционной политики. Снижается риск, связанный с капиталовложениями, разработкой и производством новой продукции. Расширяются возможности маневрирования ресурсами, финансирования длительных производственных и исследовательских циклов. Ускоряется достижение стратегического партнерства с известными иностранными фирмами. Всеми этими обстоятельствами определяется заинтересованность предприятий в развитии интеграционных процессов и создании на этой основе интегрированных корпоративных структур.
С точки зрения государственной экономической политики, развитие интеграционных процессов в промышленном производстве отвечает решению следующих задач: преодолевается чрезмерная хаотичность экономического развития, ему придается большая ориентация на национальные экономические интересы; возрастает эффективность использования наличной производственной базы; намечается выход из инвестиционного кризиса в промышленности: происходят структурные сдвиги в производстве, обеспечивающие реализацию имеющихся сравнительных преимуществ отечественной экономики и формирование ее перспективных секторов; улучшается использование научно–технического персонала; реальной становится демонополизация экономики, поскольку создание крупных отечественных интегрированных корпоративных структур позволяет активизировать рыночные механизма за счет конкурирующего импорта без чрезмерных потерь для экономического потенциала страны; повышается эффективность реализации государственных программ закупок товаров для государственных нужд. Здесь уместно заметить, что нынешние масштабы интеграции в Украине не соответствуют актуальности приведенных задач и правомерны претензии как к темпам реализации интеграционных процессов, так и к качеству соответствующих интеграционных проектов.
Мировой опыт развития интеграционных процессов говорит о возможности его использования в Украине. Задача, решаемая в условиях развития интеграционных процессов в Украине, заключается в том, чтобы максимально использовать их положительные моменты и ослабить отрицательные (прежде всего – возможное повышение уровня монополизации экономики). На внедрение в экономическую практику такой формы хозяйствования направлен Закон Украина "О промышленно–финансовых группах в Украине", введенный в действие с 21 мая 1996 г. [12].
По мнению некоторых исследователей [13], добровольное объединение предпр ятий не нуждается в специальном законе. Это мнение мотивируется тем, что в законодательстве большинства стран такой закон отсутствует, а взамен существуют суровые антитрестовские законы, ограничивающие монополию на рынке основной продукции. Так, создаваемые новые организационные структуры, в первую очередь, признак экономической интеграции субъектов предпринимательской деятельности, а не их особого юридического статуса, и деятельность указанных структур может регламентироваться другими нормативными документами, положениями и учредительными договорами, а в случае транснациональных корпоративных структур – и международными соглашениями.
В любом случае действующая нормативная база должна способствовать развитию интеграционных процессов в промышленности, а не быть препятствием в этом, нужном для Украины вопросе. Остается непреложным тот факт, что в отличие от Российской Федерации, где формирование интегрированных корпоративных структур приобрело большой размах, в Украине ориентация на создание аналогичных структур выражена пока слабо. Это относится и к процессам официального создания транснациональных финансово–промышленных объединений, которые в основном имеют статус российско–украинских.
Сдерживание интеграции банковского и промышленного капиталов создает условия, ведущие к превращению Украины в регион дешевой рабочей силы, к потере рынков сбыта и усилению ее экономической зависимости. В создавшихся условиях формирование интегрированных корпоративных структур должно обеспечить предпосылки для долговременного стратегического, а не тактического выигрыша. Государству целесообразно принимать протекционистские меры, стимулировать научно–исследовательские и (особенно) инновационные процессы, всячески поддерживать украинские интеграционные структуры, начиная от их правового, административно–хозяйственного и информационно–аналитического обеспечения и заканчивая системой мер, направленных на повышение конкурентоспособности отечественной продукции. Наличная правовая база, касающаяся интегрированных корпоративных структур, пока, к сожалению, слабо противодействует созданию таких структур без целевой ориентации на общегосударственные приоритеты и конкретные эадачи реформирования экономики Украины. В известной мере этот недостаток можно связать с общей непроработанностью программных установок в области промышленной политики.
Для активизации в Украине интеграционных процессов и создания на ее основе мощного корпоративного звена предстоит еще много сделать совместными усилиями законодательных и исполнительных органов власти, заинтересованных научных органов власти, заинтересованных научных центров, общественных ассоциаций, специалистов предприятий. Эти усилия должны быть в значительной мере направлены на транснационализацию деятельности становящихся украинских интегрированных корпоративных структур, с которой нынче справедливо связываются главные надежды на реальную реинтеграцию постсоветского экономического пространства.
3.2 Формирование транснациональных корпораций с участием предприятий Украины
Все сказанное в предыдущем разделе подтверждается отечественным опытом создания транснациональной корпорации на примере Харцызского трубного завода.
Для трубных предприятий, таких как ОАО «Харцызский трубный завод», имеющих узкую специализацию и мощный производственный потенциал с крупными массами основного капитала, который невозможно перевести или переориентировать в другую, более благополучную, сферу бизнеса, возникает объективная экономическая необходимость участия в интегрированных корпоративных структурах. И хотя избыточные производственные мощности в украинском производстве порождают причины для горизонтальной интеграции с целью снижения конкуренции, наиболее предпочтительным является участие трубных предприятий в интегрированных кооперативных структурах, построенных по вертикальному принципу, с включением предприятий-поставщиков металла, предприятий-производителей и предприятий-потребителей труб, научно-технологического и финансового центров. Это не исключает участия одновременно нескольких трубных предприятий в одной нитрированной структуре. Экспортная направленность трубного производства в Украине обусловливает создание транснациональных интегрированных корпоративных структур.
Поскольку главным партнером по данному бизнесу является Россия и в ее общей потребности в трубах доминирующее положение занимают трубы для нефтегазопроводов диаметром 1420 мм, стратегически важным является укрепление хозяйственных связей между двумя странами путем создания на базе «ХТЗ» (единственном в СНГ производителем таких труб в более качественном прямошовном исполнении) транснациональной корпорации по производству и поставкам именно
этих труб большого диаметра – ТНК «Трубтранс»
Участниками корпорации в соответствии со сложившейся исторически кооперацией в рамках технологической цепочки «металл — трубы — нефтегазопроводы» могут быть: поставщики — ОАО «ММК «Азов-сталь», ОАО «ММК им. Ильича»; производитель — ОАО «Харцызский трубный завод»; потребитель — ОАО «Газпром»;
научно-технологическое обеспечение — Государственный трубный институт, ДонНИИчермет, Институт электросварки им. Е.О. Патона, ЦНИИЧМ; финансовое обеспечение — Проминвестбанк Украины, Первый украинский международный банк.
Создание ТНК «Трубтранс» позволяет объединить усилия участников в обеспечении рационального развития и использования производственного потенциала по изготовлению труб, согласованного взаимодействия в научно-техническом, инвестиционном и других видах деятельности, направленных на повышение качества и конкурентоспособности трубной продукции, эффективности производства, сохранение и расширение рынков сбыта, сохранение и создание новых рабочих мест.
Предлагаемая к созданию транснациональная корпорация по производству и поставкам труб большого диаметра может представлять собой любую известную или возможную форму взаимодействия предприятий с созданием или без создания юридического лица.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10