Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их наступления или сознательно допускало наступление этих последствий. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения. Нормы, устанавливающие и регулирующие административную ответственность, не квалифицированы в единый акт. Основным федеральным законом, устанавливающим административную ответственность, является Кодекс РФ об административных правонарушениях. Но административная ответственность устанавливается не только Российской Федерацией, но и ее субъектами, так как согласно ст. 72 Конституции РФ административное законодательство находится в их совместном ведении. В Особенной части КоАП обозначены виды административных проступков, за которые предусмотрены
определенные взыскания. К ним относятся следующие: 1) административные правонарушения, посягающие на права граждан; 2) административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность; 3) административные правонарушения в области охраны собственности; 4) административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования; 5) административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике; 6) административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель; 7) административные правонарушения на транспорте; 8) административные правонарушения в области дорожного движения; 9) административные правонарушения в области связи и информации; 10) административные правонарушения в области предпринимательской деятельности; 11) административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг; 12) административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил); 13) административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти; 14) административные правонарушения в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации; 15) административные правонарушения против порядка управления; 16) административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность; 17) административные правонарушения в области воинского учета.
Административная ответственность - вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом (должностным лицом) административного взыскания за совершенный проступок. Иначе говоря, административный проступок является основанием административной ответственности.
Мерой административной ответственности является административное взыскание. С помощью административных взысканий осуществляются цели общего и специального предупреждения правонарушения (общей и частной превенции). Специальное предупреждение заключается в том, что административное взыскание, воздействуя на конкретного правонарушителя побуждает его не совершать правонарушений в будущем. Общее предупреждение характеризуется тем, что способствует воспитанию не только самого нарушителя, но и окружающих его лиц.
За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания; I) предупреждение; 2) штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного гражданину (права управления транспортными средствами; права охоты; права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств); 6) административный арест; 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация.
Возмездное изъятие и конфискация предметов, административное выдворение могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий; другие административные взыскания могут применяться только в качестве основных. За административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание. Дополнительные взыскания не могут назначаться самостоятельно, а могут только присоединяться к основным.
Общими принципами наложения административного взыскания являются законность и индивидуализация применения взыскания. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность — 16 лет к моменту совершения административного правонарушения. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав данное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо,
уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо
от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Срок давности привлечения к административной ответственности не может превышать двух месяцев, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения.
В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.
Административные взыскания имеют право налагать органы исполнительной власти, прямо указанные в законе. К ним относятся: административные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних; администрации субъектов федерации и муниципальных образований; типичные надзорно-контрольные органы: органы пожарного надзора, таможенные органы. Государственной автомобильной инспекции, органы санитарного и ветеринарного надзора, антимонопольный комитет и др. В специально предусмотренных законодательством случаях право наложения административных взысканий предоставлено судьям.
Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях следующие: административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов. Дело об административной ответственности должно рассматриваться в присутствии лица, привлекаемого к ответственности.
Если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания
исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, то оно
считается подвергавшимся административному взысканию. Годичный срок погашения
административного взыскания установлен для всех административных взысканий независимо
от их вида и размера ответственности.
Уголовное право РФ 7.1. Понятие преступления, уголовная ответственность и ее основания
1. Понятие, признаки и состав преступления
2. Уголовная ответственность и ее основания
3. Система и виды уголовных наказаний
Под уголовным правом понимается совокупность юридических норм, устанавливаемых законом и определяющих преступность и наказуемость деяний, основания уголовной ответственности, систему наказаний, порядок и условия их назначения, освобождение от уголовной ответственности и наказания.
Предметом уголовного права являются охраняемые законом общественные отношения, посягательство на которые происходит в результате совершения преступления. Субъектами уголовно-правового отношения являются лицо, совершившее преступление и государство.
Задачами уголовного права являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступлений. Осуществление этих задач обеспечивается соблюдением принципов, закрепленных в нормах уголовного права, к которым относятся: принцип законности; принцип равенства граждан перед законом; принцип вины; принцип справедливости; принцип гуманизма.
Базовым источником уголовного права является Конституция РФ. Единственный нормативный источник представлен Уголовным кодексом Российской Федерации. УК РФ делится на две части, которые составляют единое неразрывное целое: Общую и Особенную. В Общей части изложены основные задачи, принципы и институты уголовного права, в Особенной — конкретные составы преступлений и меры наказания за каждое преступление.
Одной из основополагающих категорий уголовного права является понятие преступления. В УК РФ в ст. 14 дано определение преступления. Так, преступлением называется виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Уголовным кодексом под угрозой наказания. Можно выделить три обязательных взаимосвязанных признака преступления: общественная опасность (материальный признак); противоправность (формальный признак); виновность.
Общественная опасность - объективное свойство преступления, которое проявляется в причинении или возможности причинения вреда общественным отношениям. Противоправность означает, что конкретное общественно опасное деяние предусмотрено в отдельной статье уголовного закона и находится под угрозой применения наказания. Виновность предполагает определенное психическое отношение лица к общественно опасному деянию и его последствиям. Виновность проявляется в двух формах: умысел (прямой или косвенный); неосторожность (легкомыслие и небрежность).
Все преступления делятся на различные категории в зависимости от характера и степени общественной опасности, а именно на преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления. Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает двух лет лишения свободы. Преступлениями средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, ча совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы. Тяжкими преступлениями признаются такие, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17