Источники права в США в их историческом развитии

Делегированное законодательство, издание правительствами буржуазных стран по уполномочию парламента нормативных актов, имеющих силу закона. В отличие от обычной нормоустанавливающей деятельности правительства, при нем парламент отказывается от своих законодательных полномочий в пользу правительства. Акт издаётся по вопросам, входящим в исключительную компетенцию парламента. Издавать нормы в порядке делегированного законодательства могут как сами правительства, так и любые подчинённые им исполнительные ведомства (министерства, департаменты, управления, бюро и т.д.). Делегация законодательных полномочий парламентом правительству может быть осуществлена прямо (парламент принимает закон, в котором указывается, какой орган, по каким вопросам и на какой срок получает право издания актов) или косвенно (парламентский закон составляется в очень общих выражениях, и применить его без соответствующей нормоустанавливающей деятельности исполнительных органов власти невозможно).

Акты, принятые в порядке делегированного законодательства, вступают в силу либо только после одобрения их парламентской резолюцией («разрешительная процедура»), либо немедленно после издания (в последующем могут быть аннулированы парламентской резолюцией — «запретительная процедура»). Существующий в буржуазных странах парламентский (Великобритания, Австралия, Новая Зеландия) и судебный (США, Филиппины) контроль над делегированным законодательством носит сугубо формальный характер.

Получившее широкое распространение в эпоху империализма оно открыто противоречит провозглашённым ранее демократическим принципам буржуазного конституционализма и парламентаризма, т.к. оно резко сокращает права и компетенцию выборных законодательных органов. Конституции многих буржуазных государств (США, Бельгии, Швейцарии, Дании) либо запрещают, либо не содержат положений, предусматривающих его, тем не менее, оно применяется и в этих странах.

Поправки не инкорпорируются в Конституцию, т.е. не вносятся непосредственно в ее текст, утратившие силу положения не заменяются на новые, установленные поправками. Поправки публикуются отдельным списком, каждая под своим номером, в хронологическом порядке.

В настоящее время действует 27 поправок к американской Конституции. Первые десять поправок называются «Биллем о правах».

Помимо Конституции, источники конституционного права США на федеральном уровне — акты Конгресса и президента, конституционные обычаи, судебные прецеденты. Они во многом дополняют и даже трансформируют содержание Конституции. Это дает основание говорить о существовании так называемой «живой» Конституции США, содержание которой во многом определяется не абстрактным содержанием конституционных положений, а их судебным толкованием и особенностями применения в современных условиях.

С учетом федеративного территориального устройства США источниками конституционного права являются также конституции штатов, их законодательство по вопросам конституционного права, существующие в них обычаи конституционно-правового характера и создаваемые их судами прецеденты. Конституции штатов весьма отличаются и от федеральной Конституции, и друг от друга, как по структуре, так и по содержанию. В некоторых из них до сих пор действуют конституции, принятые в XVIII в. (в Массачусетсе — это Конституция 1780 г., в Вермонте — 1783 г.), конституции других штатов приняты относительно недавно (например, в Мичигане — в 1962 г., в Джорджии — в 1976 г.). Некоторые конституции, в отличие от федеральной, содержат нормы об институтах политической системы и гражданского общества, закрепляют социальные права. Конституции ряда штатов провозглашают равноправие мужчин и женщин (17), право народной инициативы при принятии законов штатов (21), возможность проведения референдумов (37), право отзыва избирателями чиновников с государственной службы (15).

Американская концепция прав человека исходит из идеи их естественного происхождения. Именно поэтому первоначально в тексте Конституции права и свободы почти не получили закрепления: провозглашались лишь равноправие граждан во всех штатах (раздел 2, ст. 4), основы пассивного избирательного права при проведении выборов палат Конгресса и президента (разделы 2, 3, ст. 1), недопустимость религиозной дискриминации при решении вопроса о занятии какой бы то ни было публичной должности (ст. 6), недопустимость длительного задержания и наказания без судебного разбирательства, а также обратной силы закона (раздел 9, ст. 1). Тем не менее, сразу после принятия Конституции началась разработка поправок к ней, гарантирующих права и свободы. В результате в 1791 г. после ратификации необходимым числом штатов в силу вступили первые десять поправок к американской Конституции, в которых регулировались права и свободы и их правовые гарантии, получившие наименование «Билля о правах».

Одна из особенностей регулирования «Биллем о правах», а также последующими поправками к американской Конституции прав и свобод в том, что, закрепляя права и свободы, они используют негативный способ их формулирования: «Конгресс не должен издавать законов...», «право... не должно нарушаться» и т.п. Тем самым «отцы-основатели» подтвердили приверженность идеям естественного права. В то же время обязанности человека и гражданина в Конституции США отражения не получили.

Институт гражданства регламентируется в 3 разделе «Акта об иммиграции» 1990 г. Он предусматривает следующие способы приобретения гражданства США: по рождению; в результате натурализации или восстановления; приобретение детьми гражданства родителей.

Среди прав и свобод различных видов наибольшее внимание Конституция США и поправки уделяют гражданским и политическим правам и свободам. В самой Конституции получили отражение право на личную неприкосновенность (ст. 1), право на суд присяжных (ст. 3), принцип равноправия (ст. 4). Поправка I гарантирует свободу слова, печати, право народа мирно собираться, право обращаться к правительству с петициями. Официальная доктрина широко толкует указанные права, считая, что они обеспечивают свободу выражения мнений и подразумевают свободу собраний. В 1865г. Конституция провозгласила отмену рабства (поправка ХIII). Также поправки обеспечивают охрану личности, жилища, бумаг и имущества (поправка IV), свободу совести (поправка I), «скорый и публичный суд присяжных» как по уголовным, так и по гражданским делам (поправки VI и VII), право обвиняемого на защиту (поправка VI), право не свидетельствовать против самого себя (поправка V). Конституция запрещает повторное уголовное преследование за одно и то же преступление (поправка V), а также применение жестоких и необычных наказаний (поправка VIII). Поправка II закрепляет «право народа хранить и носить оружие».

Среди политических прав поправки наибольшее внимание уделяют избирательному праву. В 1870 г. поправка XV наделила избирательными правами негров. В 1920 г. поправка XIV предоставила избирательные права женщинам. В 1964 г. поправкой XXIV был отменен избирательный налог. В 1971 г. поправка XXVI сократила возрастной ценз активного избирательного права до 18 лет.

Из экономических прав в Конституции получило закрепление лишь право собственности для общественного пользования без справедливого вознаграждения (поправка V).

Более обстоятельно правовой статус человека регламентируется конституциями штатов [8. с. 29].

Конституция США не содержит норм, регулирующих статус политических партий. Более того, понятия «партия» до сих пор не существует в федеральном законодательстве: специального федерального закона о партиях нет, и на партии распространяется общий термин «корпорация», подразумевающий все негосударственные объединения. Регламентация статуса политических партий осуществляется в законодательстве и судебной практике лишь в том объеме, который связан с их участием в выборах государственных органов.

Право США, как и английское право, – это в основном право судебной практики. Данное положение, безоговорочно правильное в отношении структуры права и самого понятия нормы права, требует некоторых оговорок, если принять во внимание значение, которое имеют для права нашей эпохи соответственно законодательство и судебная практика.

Судебная система США включает, с одной стороны, федеральные суды, с другой – суды штатов. В отличие от большинства федеральных государств, где федеральные суды имеются лишь на самом верху судебной иерархии, США создали иную систему: в федеральные суды можно обращаться во многих случаях по первой инстанции. Следовательно, в США существуют две судебные системы.

В Англии с XIX века существует правило прецедента, которое обязывает судей в данных конкретных условиях следовать нормам права, вытекающим из ранее вынесенных другими судьями решений по аналогичным делам. В США тоже есть подобное правило, но это американское правило – star decisis – действует в иных условиях и не имеет той же силы, что современное английское правило прецедента.

В США все очень усложнено в силу особенного элемента – федеративной структуры страны. Это мешает правилу star decisis действовать в США с той же силой, что и в Англии. Конечно, желательно, чтобы право обеспечивало стабильность правоотношений, и в этой связи оправданно и жесткое правило прецедента. Но надо избежать также образования непреодолимых различий между правом, применяемым в разных штатах; для этого необходимо смягчение правила прецедента. Перед лицом этих противоречивых требований американские юристы не заняли слишком четкой позиции. В зависимости от обстоятельств они делают упор либо на необходимую жесткость, либо на необходимую гибкость прецедентного права.

Все, что можно сказать определенного о правиле star decisis, в США сводится к следующему: в отличие от Англии, Верховный суд США и верховные суды штатов не обязаны следовать собственным решениям, и могут, таким образом, изменить свою практику. Кроме того, штаты суверенны, и правило star decisis относится к компетенции штатов лишь в пределах судебной системы этого штата.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать