История ислама: от истоков к современной трансформации

Аравия находится довольно близ­ко к Междуречью, древней Палестине, к Египту и Персии, но достаточно изолирована от остального мира. Не случайно сами арабы называли ее «арабским островом». Крупные волны завоеваний древности не особенно влияли на жизнь этого пустын­ного района, а вот близость к культурным и религиозным цен­трам сильно сказывалась на жизни аравийских племен.

В религиозном отношении жители Аравии были очень нео­днородны. На севере полуострова ощущалось сильное влия­ние христианства, распространенного в основном в виде монофизитских учений. Оно появилось там после того, как в Аравию переселились некоторые жители Византии, которые бежали от преследований монофизитской ереси. В более юж­ных районах арабские племена лучше знали иудаизм. Новая религия, которая возникла здесь, была тесно связана с тради­циями иудаизма и христианства, она приняла от них много элементов. Смотрите, как перекликаются имена пророков трех религий: Ибрахим - Авраам, Исхак - Исаак, Муса - Моисей, Йусуф - Иосиф, Иса - Иисус... Теперь становит­ся понятно, почему многие рассказы Библии с некоторыми из­менениями и добавлениями оказываются в Коране или пере­сказываются арабами как собственные народные предания.

Очень важно, что арабы, как и древние евреи, скло­нялись к единобожию. Более того, мусульмане даже обвиня­ли христиан за отклонения от веры в единого Бога, ссыла­ясь на то, что Христос - Сын Божий, а у Бога, по их мнению, не может быть сына, потому что в этом случае он уже не един! По этим же соображениям они критиковали христи­анскую идею Троицы [4, С. 131].

Родство арабов и евреев и единые корни их религий подтверждают­ся преданиями. Вспомните библейский рассказ, как у Авраама и Сарры не рождался сын, и праотец был вынужден взять себе наложницу - еги­петскую рабыню Агарь. Она и родила Аврааму (Ибрахиму) первенца - Измаила (Исмаила). Но, когда ангелы возвестили о грядущем рожде­нии у девяностолетней Сарры Исаака, наложница, по ее настоянию, была изгнана из дома, после чего и попала в Аравию, где едва не умерла вме­сте с младенцем от жажды. Библейский рассказ подтверждается и допол­няется арабскими преданиями и Кораном; маленький Исмаил, лежавший на земле между двух холмов, ударил ножкой, и из этого места ударил священный источник Земзем - ныне одно из священных мест покло­нения мусульман, Исмаил стал легендарным родоначальником арабов.

Арабы считают, что именно Исмаила, а не Исаака дол­жен был принести в жертву Ибрахим (Авраам), а в Коране, где излага­ется этот известный нам и по Библии сюжет, имя сына вообще не назва­но. Позже, как говорят предания, Исмаил и Ибрахим встретились. Отец, пытаясь искупить вину, не раз проделывал долгий путь, чтобы навестить изгнанного сына, а ревнивая Сарра не разрешала ему даже сходить с коня во время этих посещений. Хотя потом все образовалось, и отец с сыном вместе отстраивали главный мусульманский храм. В Коране вообще много рассказывается об Ибрахиме: как он разуверился в поклонении идолам и пришел к поклонению единому Богу - Аллаху, как был приговорен царем-язычником к сожжению и спасся волей Аллаха, как вместе с род­ственником - Лутом  был перенесен Богом в Палестину, и наконец, как Бог покарал нечестивых жителей города, где поселился Лут... Как мно­го совпадений с Ветхим Заветом, и все это, конечно, не случайно!

Место захоронения Ибрахима-Авраама в роще около палестинско­го города Хеврон стало священным и для мусульман, и для иудеев, и для христиан. (Крестоносцы называли этот город «Крепостью святого Ав­раама», а арабы - «другом Бога - Авраама».) Где-то здесь стоял свя­щенный дуб, под сенью которого Авраам принимал трех библейских Ан­гелов. В двадцатые годы нашего века в этих местах велись большие археологические раскопки. Ученые обнаружили плиты от весьма загадоч­ного циклопического сооружения и остатки корней огромного дерева.

Если в тех районах Аравии, которые имели связи с внешним миром, были хорошо известны религии иудаизма и христиан­ства, то в центре и на крайнем юге полуострова, где кочевники жили изолированной жизнью, господствовало язычество. Каж­дое племя имело своих богов, свой культ и свои святыни. Мно­гие арабы с древности поклонялись священным камням-идолам. Небольшие священные камни кочевники возили с собой на вер­блюдах. Но здесь, как и в землях евреев, очень рано стали скла­дываться общие для всех арабов религиозные представления. Единая религия служила для укрепления связей между племе­нами и для предотвращения войн и конфликтов, Она стала скла­дываться вокруг самого сильного племени - курейшитов, в землях которого стояла Мекка. [8, С. 264].

В этом богатом торговом городе находилась самое уважа­емое святилище арабов - Кааба, ставшее главной святыней ислама и сохранившееся до наших дней. Слово Кааба означает куб. Это здание кубической формы, высотой 15 метров, углы которого сориентированы по частям света. Сверху Кааба всегда накрыта четырьмя черными полотнищами, на которых золотом вышиты слова из Корана. В северо-восточной части находится дверь. Она расположена на высоте двух метров от земли, и поэтому, чтобы попасть внутрь, надо приставлять специальную переносную лестницу. В восточном углу храма, на высоте около полутора метров в стену вмонтирован «Черный камень» в дорогой серебряной оправе. Сейчас это три соединенных между собой осколка черновато-красного цвета, предположительно метеоритного происхождения. Считается, что камень - это символ могущества Аллаха, посланный Богом на землю и подаренный первочеловеку Адаму, По пре­данию, сначала этот камень был белым яхонтом (древнерус­ское название рубина или сапфира), но от поцелуев людей - грешных и несовершенных, почернел. Мусульмане верят, что настанут времена, когда после Страшного Суда грехи людей будут искуплены, и камень вновь побелеет [10, С. 116].

Мусульмане очень берегут свою святыню. Считается, что камень никогда не покидал этого места, кроме единственного случая: в X в. его захватили и увезли с собой сторонники од­ного из воинствующих направлений в исламе. Черный камень удалось вернуть только через 20 лет. А совсем недавно - в 1980 году Каабу и священный камень захватила группа тер­рористов, утверждавшая, что среди них находится новый про­рок. Святыню пришлось брать штурмом, а все мятежники были убиты.

Сама Кааба - это прообраз, воплощение небесного храма Аллаха, его Трон. Первым создателем этого святилища считается сам Адам. Когда Бог изгнал его из рая, Адам очень тосковал по храму, в котором привык мо­литься в райских кущах, поэтому и получил его точную копию на земле. Во время всемирного потопа храм разрушился, а Исмаил вместе с отцом - Ибрахимом заново отстроили его. Напротив входной двери в Каабу нахо­дится небольшое сооружение, в котором хранится камень с отпечатками че­ловеческих ног. Мусульмане верят, что это ноги самого Ибрахима: во вре­мя строительства камень, поддерживаемый небесными силами ангела Джабраила (Гавриила), висел в воздухе, выполняя роль строительных ле­сов. Считается, что около стены Каабы похоронены Исмаил и его мать (арабы называют ее не Агарь, как в Библии, а Хаджар).

С древности Кааба была центром, объединяющим арабские племена, поэтому во времена молодости пророка Мухаммеда, т. е. в начале 7 века, по преданию, в ней находились 360 идолов божеств, почитавшихся в разных частях полуострова. Это явно свидетельствует о существовании язычества у древних арабов. Во времена молодости Мухаммеда храм Каабы и соседние здания были основательно реконструированы под руководством визан­тийского мастера, который оказался заброшенным в этот далекий край после кораблекрушения в Красном море. В работах прини­мал участие и молодой тогда пророк ислама. Когда Мекка стала центром новой религии, Мухаммед приказал выбросить из Каа­бы всех идолов и стереть со стен языческие изображения.

Вокруг Каабы проходит мощеная дорожка, по которой паломники совершают ритуальные обходы святилища, а не­вдалеке находится и священный источник Земзем, тоже зак­люченный под крышу здания. Вода источника, конечно, счи­тается священной. Вокруг Каабы возведены стены и построено много замечательных сооружений. Этот комп­лекс - священное место для всех мусульман, куда каждый из них в течение жизни должен обязательно совершить паломни­чество. Во время молитвы верующие, где бы они ни находи­лись, всегда обращают свое лицо в сторону Каабы [10, С. 120].

Еще в древности арабы признали своим единым Бо­гом Аллаха - Творца и всеобщего покровителя. Ничто в мире не совершается без воли Аллаха или его знания об этом. Люди, сознавая всемогущество Аллаха, должны быть ему полностью покорными. Властвуя над всем и опекая все свои творения, Аллах милостив, милосерден и всепрощающ по от­ношению к человеку. Но всем, кто не хочет верить в него, Ал­лах, по мнению мусульман, посылает тяжкие наказания.

Само слово Аллах происходит от арабского ал-илах, что буквально означает божество. Он не имеет облика, а те мес­та в Коране, где говорится о его способности видеть, слышать и сидеть на троне, мусульмане обычно предлагают восприни­мать иносказательно и символически.

Ислам сыграл огромную роль в истории и культуре не только арабов, его первых и основных адептов, но и всех народов ближневосточного региона, а также иран­цев, тюрков, индийцев, индонезийцев, многих народов Средней Азии, Кавказа, Поволжья, Балкан, значитель­ной части населения Африки. В результате арабского завоевания и под прямым воздействием ислама складывались не только судьбы народов «исламского мира», но и их культурные традиции, идейный багаж, нормы быта и морали, мифо-поэтические и     эпические образы и предания, которые и сегодня во многом определяют их жизнь. Конечно, покоренные арабами страны и на­роды сохраняли и развивали собственные доисламские культурные традиции, - тем более это относится к странам, куда ислам проник мирным путем. Однако на протяжении веков почти абсолютного господства ис­лама доисламские традиции либо безвозвратно уходили в прошлое, либо настолько преобразовывались, исламизировались, что практически свелись лишь к национально-культурной специфике. Разумеется, эта специфика весьма дорога каждому из народов исламского мира, так как отражает его лицо и придает ему оригинальный собственный облик. И в этом смысле ее нельзя недооце­нивать, считать чем-то второстепенным. Однако важно подчеркнуть, что у любого из мусульманских народов она с лихвой перекрывается комплексом норм и пред­писаний общего для всех них ислама.


2. Роль личности пророка Мухаммеда в становлении догматов

ислама.

Пророк Мухаммед является реальным историческим персо­нажем. Ислам не наделяет его какими-либо сверхъестественны­ми качествами, хотя рассказ о его жизни, как и жизни любого великого человека, тем более основателя религии, оброс много­численными легендами и преданиями. В очень кратком варианте этот рассказ обычно сводится к следующему.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать