Избирательная система в Украине

 

Принцип свободных выборов


Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе и если да, то в какой форме. Избирателям обеспечиваются условия для свободного форми­рования своей воли и ее свободного изъявления при голосовании.[11]

Неучастие избирателей в выборах называется абсентеизмом. Абсен­теизм может быть как политическим, так и аполитичным. Аполитич­ным абсентеизм бывает, если избиратель не идет на выборы из-за бо­лезни, отъезда, либо потому, что его это просто не интересует. Полити­ческим абсентеизм бывает, когда избиратель использует своё неучастие в выборах как политическую демонстрацию, когда его не устраивают выдвинутые кандидаты, их позиции, когда он считает, что выборы не могут быть честными и т.д.

Гарантией свободного волеизъявления гражданина при голосовании является и то, что в день голосования и во время подачи голосов в избирательных помещениях не допускается никакая выборная агитация.

 

Равное избирательное право.


 Этот принцип предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействовать на результаты выборов. Равенство избирательного права обеспечивается, прежде все­го, наличием у каждого избирателя такого же числа голосов, что и у любого другого избирателя. Избиратель включается только в один спи­сок по одному избирательному округу, и каждый избиратель имеет один голос в многомандатном и один голос в одномандатном округах; обладает равным правом стать инициатором выдвижения кандидата; равным правом участвовать в предвыборной агитации.

Для соблюдения принципа равного избирательного права необхо­димо, чтобы все голоса имели равный вес, т.е. равное влияние на ре­зультат выборов. Это достигается обеспечением единой нормы пред­ставительства: на каждого депутата должно приходится одинаковое число жителей (с учётом этой нормы образуются избирательные окру­га).

Избирательное право осуществляется на равных основаниях всеми гражданами независимо от их расы, цвета кожи, политических, религи­озных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхож­дения, имущественного положения, места жительства, языковых или других признаков.

Прямое избирательное право означает, что депутаты избираются непосредственно избирателями: каждый голосует лично (избиратель­ные бюллетени выдаются только на основании списка избирателей и лишь по предъявлении документа, удостоверяющего личность), голо­сование за других лиц не допускается.

 

Принцип тайного голосования


Принцип тайного голосования состоит в исключении внешнего на­блюдения и контроля над волеизъявлением избирателя. Смысл его в том, чтобы гарантировать полную свободу этого волеизъявления.[12] Ст.: Зако­на Украины «О выборах народных депутатов» гласит: «Голосование на выборах депутатов является тайным: контроль над волеизъявлением избирателей запрещается». Обеспечивается тайна голосования соответствующим порядком создания избирательных участков, формой избирательного бюллетеня, которая исключает возможность установить, какой бюллетень опустил в избирательную урну данный избиратель, а также то, что избиратель заполняет избирательные бюллетени в закры­той от посторонних взоров кабине, затем опускает бюллетень в избира­тельный ящик. Реализация принципа тайного голосования обеспечива­ется также закрепленной в Законе ответственностью лиц, которые на­рушили тайну голосования.

 

Принцип гласности и открытости избирательного процесса


Важным моментом в подготовке и проведении выборов является гласность и открытость избирательного процесса (ст. 12). Избиратель­ные комиссии должны информировать граждан о своём составе, место­нахождении, режиме работы, об образовании избирательских округов и участков, знакомить их со списком избирателей, избирательными про­граммами (платформами) кандидатов в депутаты, партий и их избира­тельных блоков и т.д. Средства массовой информации объективно ос­вещают ход подготовки и проведения выборов депутатов. Гласность предполагает не только объективное освещение избирательного про­цесса, но и участие общественности в контроле за ходом проведения выборов, введение практики официальных наблюдателей.

Официальными наблюдателями могут быть представители от ино­странных государств и международных организаций, от общественных организаций Украины и кандидатов в народные депутаты. Положение о статусе официальных наблюдателей разрабатывается и утверждается Центральной избирательной комиссией, которая определяет порядок аккредитации официальных наблюдателей; полномочия и гарантии их деятельности во время проведения избирательной кампании.

Таким образом, избирательная система в Украине базируется на демократических принципах. Выборы являются свободным волеизъявлением народа. Подготовка и проведение выборов осуществляется открыто и гласно.


Избирательный процесс и его основные стадии


Как любой юридический процесс, избирательный процесс - это и определенная деятельность, и система правовых норм, регулирующая эту деятельность. Цель избирательного процесса - обеспечить законный ход выборов и объективные результаты голосования, гарантировать надлежащую реализацию гражданами конституционных прав на осуществление власти, сформировать легитимные органы власти в строго установлен ной законом форме и предписанными законом средствами и способами.
           Нам важна характеристика избирательного процесса как урегулированной законом деятельности людей, органов и организаций по проведению выборов в государственные органы власти и в органы местного самоуправления.

Избирательный процесс состоит из ряда стадий. Основными ста днями избирательного процесса в Украине являются:

1)     составление и уточнение списков избирателей;

2)     образование избирательных округов;

3)     создание избирательных участков;

4)     создание избирательных комиссий;

5)     выдвижение и регистрация кандидатов;

6)     проведение предвыборной агитации;

7)     голосование;

8)     подсчет голосов избирателей и определение итогов голосования;

9)     определение результатов выборов и их официальное обнародование;

10)                        прекращение деятельности избирательных комиссий[15]

Если речь идет, например, о выборах президента, то здесь может иметь место второй тур голосования и окончательное определение и опубликование результатов выборов. А в целом, выборы Президента Украины могут быть очередными, внеочередными и повторными. Они назначаются Верховной Радой Украины, принятием соответствующего постановления. Верховная Рада Украины принимает также постановление о назначении очередных и внеочередных выборов Президента Украины на основаниях, определенных Конституцией Украины и законом о выборах Президента, и постановления о назначении повторных выборов, на основании письменного заявления Центральной избирательной комиссии. Выборы Президента проводятся по единому общегосударственному одномандатному избирательному округу, который включает в себя всю территорию Украины.[13]

Немаловажным является определение тех важнейших демократических принципов, основываясь на которых и должен осуществляться  избирательный процесс. Главными среди них являются:

1)     соблюдение принципов избирательного права

2)     принцип законности и запрета незаконного вмешательства в избирательный процесс;

3)     принцип политического плюрализма и многопартийности;

4)     принцип публичности и открытости;

5)     принцип свободы предвыборной агитации, равного доступа всех кандидатов и партий (блоков) – субъектов избирательного процесса к средствам массовой информации независимо от их формы собственности, кроме средств массовой информации, учредителями (собственниками) которых являются политические партии;

6)     принцип непредвзятости органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, судей, предприятий, учреждений и организаций, их руководства, других должностных и судебных лиц к партиям (блокам) – субъектам избирательного процесса, кандидатам в депутаты.

Субъектами избирательного процесса в Украине являются:

1)                 избиратель;

2)                  избирательная комиссия, образованная в соответствии с законом Украины «О Центральной избирательной комиссии»;[20]

3)                 партия(блок), которая выдвинула кандидата в депутаты;

4)                 кандидат в депутаты, зарегистрированный в порядке, установленном законом;

5)                 официальный наблюдатель от партии (блока) - субъекта избирательного процесса.


Организацию подготовки и проведения выборов Президента Украины, народных депутатов Украины, а также всеукраинских референдумов обеспечивает Центральная избирательная комиссия, которая является постоянно действующим государственным органом.

Согласно Закону Украины «О центральной избирательной комиссии» от 30 июня 2004 года комиссия осуществляет консультативно – методическое обеспечение выборов в городские советы, выборов сельских, поселковых и местных голов и проведение местных референдумов. Она возглавляет систему избирательных комиссий, которые образуются для подготовки и проведения выборов и всеукраинских референдумов, направляет их деятельность.

Назначает на должность и прекращает полномочия членов Комиссии Верховная Рада Украины по представлению президента. Члены комиссии перед вступлением в должность приносят перед Верховной Радой Украины присягу. Срок полномочий члена комиссии составляет 7 лет.

В упомянутом выше законе определены полномочия Комиссия касательно подготовки и  проведения выборов Президента Украины, народных депутатов, всеукраинского референдума; она осуществляет финансовое обеспечение их подготовки и проведения. Закон также устанавливает правовой статус и полномочия членов комиссии, гарантии обеспечения деятельности Комиссии и ее членов.

Порядок организации и внутренней работы Комиссии определяется также регламентом, который утверждается на заседании Комиссии. Работу комиссии обеспечивает Секретариат.[18]

Центральная избирательная комиссия в установленном порядке обеспечивается законодательными и другими нормативно-правовыми актами, принятыми Верховной Радой Украины, Президентом Украины, Кабинетом Министров Украины, а также официальными материалами, которые распространяются центральными органами исполнительной и судебной власти.


Заключение

Подводя итог всему сказанному, можно сделать определённые выводы.

Для определения результатов голосования используются спе­циальные избирательные системы, т. е. установленный законом или другим нормативным актом способ определения результатов голо­сования и порядок распределения мандатов между партиями. Тра­диционными и наиболее распространенными избирательными сис­темами являются две: система пропорционального представитель­ства (пропорциональная) и система большинства (мажоритарная). Они в свою очередь имеют несколько разновидностей. В отдельных странах встречается смешанная система. Большинство стран ис­пользуют и ту и другую системы в зависимости от вида выборов.

Мажоритарная система предполагает, что для избрания кан­дидат должен получить большинство голосов избирателей данно­го округа или страны в целом (если речь идет о выборах прези­дента). Она может применяться в одномандатных округах, тогда каждая партия выставляет только одного кандидата, и избира­тель голосует за кандидата той или иной партии. Если система большинства применяется в многомандатных округах, партия вы­ставляет сразу целый список своих кандидатов, и избиратель го­лосует не за отдельных кандидатов, а за партийный список в це­лом. Партийный список, собравший большинство голосов, забира­ет все мандаты по данному округу.

Мажоритарная система предусматривает распределение ман­датов таким образом, что кандидат или политическая партия, получившая в данном избирательном округе большинство голо­сов, получает мандат или все мандаты от данного округа. Мажо­ритарная избирательная система не в состоянии адекватно отра­зить действительную расстановку политических сил на выборах, поскольку ее основное назначение состоит в обеспечении стабиль­ности существующей системы. Обычно мажоритарная система имеет две разновидности: абсолютного или относительного большин­ства. Мажоритарная система абсолютного большинства предусмат­ривает, что победитель на выборах должен получить больше по­ловины (50% плюс один голос) всех признанных действительными голосов в данном округе. Такая система применяется на выборах президентов в ряде латиноамериканских стран. На практике она малоэффективна и часто нерезультативна, поскольку для того чтобы собрать больше половины голосов избирателей, отдельному кандидату или политической партии необходимо обладать очень большим влиянием в избирательном округе или в целом по стра­не.

В Украине, как известно, еще до недавнего времени, в том числе на парламентских и местных выборах, для подсчета голосов на выборах применялась мажоритарная система абсолютного большинства. Ныне эта система сохранена только на выборах Президента Украины.

В Украине парламент избирается на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования по -пропорциональной системе. Всего избирается 450 депутатов. В период с 2002 по 2006 год Верховная Рада Украины приняла большое количество законодательных актов непосредственно связанных с изменением формы правления государства на парламентскую республику. В свою очередь подверглась изменению и сама избирательная система Украины: произошел переход от мажоритарно-пропорциональной модели формирования парламента к пропорциональной, что не могло не повлиять на другие институты конституционного права, на основании которых в большей степени и обновилась законодательная база всего конституционного права Украины.

Список использованной литературы

1.       Конституция Украины от 28.06.1996 года.- К.: Изд-во Верховной Рады Украины, 1996.c изменениями и дополнениями от 8.12.2004

2.       Конституционное право зарубежных стран / под общ. ред. М.В.Баглая и др. – М.: НОРМА, 2000. – 832 с.

3.       Конституция Италии от 27.12.1947 г. // Конституции зарубежных государств / сост. В. Маклаков. – М.: БЕК, 1999. - 584 с.

4.       Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. -  М.: Юрист, 2001. - 600 с.

5.       Конституционное право зарубежных государств. В 4 томах. Т.1,2/ под ред. Б.Страшуна. – М.: БЕК, 1996. – 947 с.

6.       Кривенко Л. «Історико-порівняльний погляд на проблеми пар­ламенту». /Вісник Академії правових наук України/ №4-1999, с. 50 - 60,

7.       Журавський В. Розвиток доктрини українського парламентаризму у XIX – на поч. XX ст.// Право України. – 2000. - № 5 – С.37-42

8.       Закон "О выборах народных депутатов Украины" // Голос України, 2001, 11, 06.11.2001 N 205-206

9.       Закон "О выборах Президента Украины" // Офіційний вісник України, 1999, №  12 (09.04.99), ст.  469

10.   Закон "О выборах депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов" // Відомості Верховної Ради України, 1998, N   3-4, ст. 15

11.   Конституційне право України / за ред. В.Ф. Погорілка. - К.: Наукова думка, 1999.- 734 с.

12.   Кривенко Л. «Регламентація діяльності парламенту і парламентська реформа в Україні». Юридический вестник №4. 1999. С.

13.   Тодыка Ю. Основы Конституционного строя Украины. Харь­ков Факт, 1999, 239 с.

14.   Конституційне право України / за ред. В.Я. Тація, В.Ф. Погорілка, Ю.М. Тодики - К.: Укр. Центр прав. студій, 1999. - 376 с.

15.   Закон Украины «О выборах народных депутатов» от 25.03.2004

16.   Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. - М.: "Артикул", 1997. – 352 с.

17.   Ведомости Верховной Рады Украины. – 2004. -№36. – ст. 448

18.   Фрицький О. Ф. Конституційне право України: Підручник. – 3-є вид., перероб. і доп. – К.: Юрінком Інтер, 2006. – 512 с.

19.   Гнилорибов В. В., Тихонов В. М. Г 56    Державне будівництво і місцеве самоврядування в Україні: Навчальний посібник. –Луганськ. – Видавництво – СНУ ім. В. Даля. – 2004 р. – 376 с.

20.   Закон Украины «О центральной избирательной комиссии» от 30 июня 2004 г.




Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать