Рис. 1 Налогообложение и рыночное равновесие.
Направления движения цены и объемы производства товаров показаны стрелками вдоль соответствующих осей графика. Налог платит непосредственно производитель или продавец товаров, однако большая его часть перекладывается на потребителей, покупающих облагаемые налогом товары. Размер уплачиваемого государству налога равняется заштрихованному на графике участку. Это вычет из торговой выручки продавца и одновременно вычет из личных доходов потребителей, покупающих облагаемые налогом товары. Но главный отрицательный эффект налогообложения – общее снижение производства товаров и недопотребление их покупателями, для которых этот товар оказался недоступным.[2]
Государство на законодательной основе может влиять на производителей с помощью установления цен. Но он имеет вид вмешательства, нарушающего механизм рыночного ценообразования по законам спроса и предложения. Подобное вмешательство способны осуществлять и любые другие монопольные структуры. В любом случае вмешательства такого рода способны блокировать рыночный механизм конкурентного ценообразования. Государственное вмешательство в рыночное ценообразование чаще всего сводится к принудительному установлению цены на уровне ниже рыночного равновесия спроса и предложения. Последствия контроля над ценами могут быть многообразными, но все они, в особенности при длительном их применении, как правило, имеют отрицательный эффект в социальной и экономической сфере. Такие последствия обнаружатся в товарном дефиците, нехватке и недопроизводстве товаров, что отрицательно скажется на всем обществе(рис. 2).
Контроль над ценами приводит также к таким экономическим последствиям, как сокращение производства, возникновение теневой экономики в различных сферах.
Рис. 2. Контроль над ценами и его «эффекты».
Внешними, наиболее очевидными последствиями разрушенного равновесия цен станут очереди потребителей за товарами, социальная напряженность и всеобщее недовольство политикой правительства. Потребуются такие меры, как нормирование, рационирование потребления недостающих дефицитных товаров, их распределение по карточкам, талонам.
1.2. Влияние налогообложения на спрос потребителя
Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода страны (НД). В ходе распределения и перераспределения ВВП и НД реализуются фискальная и регулирующая функции налогов. Государство формирует свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику. Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции они оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Пример тому - косвенные налоги и разветвленная система налоговых льгот, скидок и кредитов при подоходном обложении физических лиц. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, поскольку доход является основой спроса населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.
Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Как инструменты перераспределения ВВП и НД, они оказывают влияние с некоторым опозданием от действующих тенденций, пропорций и темпов экономического роста.
Основной налог, уплачиваемый любым физическим лицом это налог на доходы физических лиц. Подоходный налог с физических лиц - налог, которым облагается сумма совокупного дохода граждан в денежном исчислении за истекший год. Частично взимается с ежемесячных и текущих доходов в виде разовых выплат. В современных условиях наряду с фискальной особое внимание стало уделяться перераспределительной и регулирующей функциям налога на доходы физических лиц, так как они оказывают серьезное влияние на уровень и структуру доходов, сдерживая или усиливая темпы роста, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.
Налог на доходы физических лиц позволяет изменять размер конечных доходов населения без изменения соответствия между результатами труда и его оплатой. Выступая одним из инструментов формирования конечных доходов, налог на доходы соответственно влияет на их структуру, а следовательно, и на структуру потребностей населения. Посредством налога происходит перераспределение части доходов, прежде всего высоких, в пользу нуждающихся в дополнительных средствах категорий населения и в интересах общества в целом, для того, чтобы сгладить степень неравенства в доходах.[3]
2.Государственное регулирование спроса и предложения
посредством фиксирования цен и дотаций.
Государство может фиксировать цены. Общая формула фиксирования цены чрезвычайно проста: цена предприятия равна фиксированной цене. Государство фиксирует цены следующими способами.
Оно может ввести государственные прейскурантные цены. Государственный прейскурант – это официальный сборник цен и тарифов на товары и услуги, который утверждается и издается государственными органами ценообразования, а также министерствами и ведомствами.
Обычно государство устанавливает прейскурантные цены на те товары, которые образуют каркас системы: уголь, нефть, газ, электроэнергию, услуги городского транспорта, железнодорожные и авиатарифы, жилищно-коммунальные услуги. Экономика весьма чувствительна к колебанию таких цен. Поэтому, фиксируя на определенном уровне эти цены, государство оказывает воздействие на всю систему цен.
Если государство устанавливает цены, то это приводит к двум очень важным последствиям: если цена “свободна”, то рост спроса приводит к росту цены. Если же цена зафиксирована, то рост спроса приведет к дефициту. В данном случае велика вероятность возникновения явных ценовых диспропорций.
К этому обычно приводит практика установления ценовых дотаций. Ценовые дотации необходимы, если государством оптовые цены на товары (например, на продукты питания) установлены выше розничных.
Дотация (от лат. dotatio — дар, пожертвование) - это денежные средства, выделяемые из государственного и местного бюджетов для оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям, у которых денежная выручка от продажи производимого продукта меньше издержек на производство и продажу данного продукта, нижестоящим бюджетам для покрытия разрыва между их доходами и расходами.[4] Дотация компенсирует повышенные издержки, покрывает убытки. Предоставление дотаций предприятиям позволяет, с одной стороны, предотвратить их банкротство, с другой стороны, не допускать превышения розничных цен на отдельные потребительские товары и услуги, так как часть цены на эти товары оплачивается из бюджетных средств за счет дотации. Если бы не было дотаций, производители переложили бы соответствующую им долю оплаты своих расходов на покупателей, что привело, бы к росту цен. Однако дотации ложатся тяжелым грузом на государственный бюджет, порождают его дефицитность, вследствие чего приходится осуществлять дополнительную денежную эмиссию, приводящую к инфляции. Дотации широко распространены в странах, где преобладает государственно-административное управление экономикой, и в гораздо меньшей степени свойственны экономике рыночного типа, в которой требования самофинансирования и самоокупаемости являются довольно жесткими; Также дотации государственные денежные пособия в виде доплат, предоставляемые гражданам и отдельным организациям для покрытия убытков или на специальные цели.
Государство может на определенное время “заморозить”, т.е. зафиксировать на определенном уровне, рыночные цены. Причем практика долгосрочного замораживания цен в странах с рыночной экономикой оказалась крайне неэффективной, так как по различным причинам государству приходилось соглашаться с требованиями производителей об увеличении цен на продукцию. Эффективно лишь краткосрочное замораживание цен для восстановления ценовых пропорций и подавления всплесков инфляции (примером может служить мультипликационный эффект от повышения цен).
Государство может зафиксировать цены монополиста или предприятия, занимающего доминирующее положение на рынке и злоупотребляющего этим.
Государство может с той или иной степенью жесткости регулировать рыночные цены следующими способами:
а). Государство может установить предельный уровень цен на отдельные товары. Например государство установило предельный уровень цен на масло — 2000 руб. за 1 кг. Это значит, что производители, по согласованию с торговлей, могут установить любой уровень цен (1800 руб., 1900, 800, 1000, .... руб.), но розничная цена масла не должна быть выше 2000 руб.
б). Государство может установить предельные надбавки или коэффициенты к фиксированным ценам прейскуранта
в). Государство может верхний предел розничной цены не устанавливать, как в случаях а) и б), а регламентировать лишь основные параметры, определяющие уровень цен: величину прибыли производителя, скидки, величину косвенных налогов, которыми облагаются товары.
г). Государство может установить предельный уровень разового повышения цен на конкретный товар. Это делается для того, чтобы не допустить скачкообразного роста цен.
д). Цены предприятий, занимающих монопольное или доминирующее положение на рынке, могут прямо не фиксироваться государством. Однако в большинстве стран мира на монопольные цены наложен строгий контроль.
е). Государство может также воздействовать на рыночную цену, устанавливая цены государственным предприятиям, которые на рынке выступают наравне с предприятиями других форм собственности.
В системе свободных(договорных) цен роль государства сводится только к установлению “правил” на рынке, т.е. государство вводит ряд запретов, которые должны ограждать участников рынка от недобросовестной конкуренции.
Запрет на горизонтальное фиксирование цен — это запрет на соглашение двух и более конкурирующих (потенциально конкурирующих) предприятий о поддержании цен на определенном уровне. По российскому законодательству, как мы уже знаем, этот запрет вступает в силу только в том случае, если предприятия, заключившие такое соглашение, смогут занять доминирующее положение (более 35% рынка).
Например, имеются два предприятия, выпускающие шариковые авторучки. Эти предприятия являются конкурентами, так как выпускают один и тот же продукт на один и тот же рынок. Допустим, первое предприятие занимает 15% рынка, а второе — 25%. По отдельности эти предприятия не доминируют на рынке. Однако если между ними будет достигнуто письменное или устное соглашение о фиксировании цен на определенном уровне, то они на рынке с точки зрения ценообразования будут рассматриваться как одно предприятие, и их совместная доля на рынке возрастет до 40% (15% + 25%). Таким образом, они займут доминирующее положение (40% > 35%) и, следовательно, смогут оказывать ценовое давление на других производителей авторучек и потребителей