Запрет на вертикально фиксирование цен — запрет производителям навязывать свои цены поставщикам и торговле.
а). Запрет на ценовую дискриминацию — запрет на ограничение свободы выбора, суть которого в том, чтобы создать такое положение, когда продавец обязан предлагать свой товар схожим по роду деятельности торговым предприятиям по одним и тем же ценам.
б). Запрет на демпинг. Демпинг представляет собой продажу товара ниже себестоимости с целью устранения конкурентов.
Рассмотрим результаты введения налога на рынках монополии и конкуренции при предположении, что рыночный спрос задан прямой линией и график предельных затрат монополии совпадает с графиком отраслевого предложения на конкурентном рынке (рис 3). В этом случае на монополизированном рынке на потребителя перекладывается меньшая доля налога, чем на рынке совершенной конкуренции. Введение налога в размере Т сдвигает кривую предельных затрат вверх и увеличивает цену на конкурентном рынке с PC,0 до PC,1, а на монополизированном - с PМ,0 до PМ,1. Это связано с тем, что равновесное сочетание цены и количества на монополизированном рынке определяется пересечением линий MC и MR, а на конкурентном рынке пересечением линии MC с линией спроса D, которая вдвое положе линии MR.
Рис. 3 Переложение налога на конкурентном и монополизированном рынках.
Предоставление дотации на каждую единицу проданной продукции в рассматриваемом случае снижает цену на монополизированном рынке меньше, чем на рынке совершенной конкуренции.
На рынке совершенной конкуренции максимальное приращение цены вследствие введение налога равно его величине. На монополизированном рынке прирост цены в некоторых случаях может превысить величину налога, взимаемого с единицы товара. [5]
Рассмотрим на графике (рис.4) последствия фиксирования цены. Установление верхнего предела цены на рынке совершенной конкуренции сопровождается увеличением объема спроса и сокращением объема предложения, в результате чего возникает дефицит. Иначе обстоит дело на монополизированном рынке.
Введение верхнего предела цены ставит монополию в положение совершенного конкурента: любой объем выпуска ей приходится продавать по одной и той же цене. Линия директивной цены становится линией среднего и предельного доходов, а условие максимизации прибыли принимает следующий вид: Pf = MC. Поэтому, если на продукцию монополии, максимизирующей прибыль, установить верхний предел цены ниже ее рыночного уровня, то может возрасти не только объем спроса, но и объем предложения, что предотвратит образование дефицита.
Рис. 4 Выпуск монополии при директивных ценах на продукцию
Когда верхний предел цены установлен на уровне P2, прибыль монополии будет максимальной при выпуске Q2. Хотя сочетание P2,Q2 дает монополии меньшую прибыль, чем сочетание PM, QM, при цене P2 наибольшей прибыли соответствует выпуск Q2. Максимальный объем продукции монополия предложит при фиксированной цене P1, равной предельным затратам. Дальнейшее снижение верхнего предела цены, например, до P0 = AC, приведет к сокращению предложения, и на рынке образуется дефицит (двухсторонняя стрелка).
Поскольку антимонопольное законодательство не допускает захвата рынка одним продавцом, то анализ последствий введения директивных цен на монополизированном рынке представляет в основном теоретический интерес. Исключение составляют естественные монополии, существование которых экономически оправдывается ростом эффекта масштаба. Основным средством предотвращения ущерба от монополизации рынка в данном случае является государственное регулирование цены.
Графически ситуация на рынке с естественной монополии представлена на рис. 5. Максимум монопольной прибыли обеспечивает сочетание PM, QM. Государство может установить директивную цену P1 = AC, лишая монополию прибыли и увеличивая излишек потребителя. При выпуске Q1 выручка фирмы равна общим затратам. Тем не менее в условиях естественной монополии объем выпуска, исключающий прибыль фирмы, меньше требуемого обществом оптимального объема. Таковым на рис. 5 является Q0, так как P0 = МС. Однако при таком выпуске фирма несет убытки в размере, соответствующим площади заштрихованного прямоугольника, так как цена ниже средних затрат. Следовательно, чтобы объем выпуска естественной монополии был оптимальным с позиций общества, она должна получать дотацию. Этим объясняется часто встречающееся субсидирование общественного транспорта и других предприятий коммунального хозяйства.
Рис. 5. Директивные цены на продукцию естественной монополи
Дотация была бы не нужна, если монополии разрешить ценовую дискриминацию. Если одной группе потребителей установить цену P1, то они купят Q1 единиц продукции и оплатят все затраты на ее производство, включая постоянные. Для второй группы потребителей можно установить цену P0 и они возместят все переменные затраты на покупаемое ими количество продукции. В результате будет произведено оптимальное с позиций общества количество продукции, монополия получит нулевую прибыль и обе группы покупателей будут иметь потребительские излишки.
Заключение.
Налогообложение государства оказывает влияние на всю сферу экономики, в особенности на факторы связанные с движением денежных средств. Под влиянием налогообложения сдвигаются кривые совокупного спроса и предложения. Происходит это вследствие уменьшения дохода производителей и покупателей. Равновесная цена растет или падает, в зависимости от этого соответственно растет или падает спрос.
Налогообложение это инструмент федерального, областного и муниципального бюджетов. С помощью него руководство страны, области и города может ограничивать деловую активность, способствовать развитию тех или иных отраслей предпринимательской деятельности; создавать предпосылки для снижения издержек производства, для повышения конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке. Таким образом, оно влияет на предложение товаров и услуг в количественном выражении. При сформировавшемся спросе всякое повышение цены (вследствие налога) вызывает эффект сокращения покупок подорожавших товаров. Предприятия-производители отреагируют на такую ситуацию сокращением производства товаров, поскольку спрос на них снизился. Нарушения законов спроса и предложения не происходит, но в то же время налог создал необходимость перемещения точки равновесной цены на более высокий уровень.
Налоги и разветвленная система налоговых льгот, скидок и кредитов при подоходном обложении физических лиц оказывают влияние на спрос физических лиц.
Государство может влиять на спрос и предложение с помощью фиксирования цены. Это производится следующими способами: может быть установлена цена на товар по государственному прейскуранту, государство может установить предельный уровень цен на отдельные товары, предельные надбавки или коэффициенты к фиксированным ценам прейскуранта, регламентировать лишь основные параметры, определяющие уровень цен: величину прибыли производителя, скидки, величину косвенных налогов, которыми облагаются товары; государство может установить предельный уровень разового повышения цен на конкретный товар; установить строгий контроль на монопольные цены, воздействовать на рыночную цену, устанавливая цены государственным предприятиям.
При рассмотрении влияния дотаций и налога на рынках монополии и конкуренции выявляются следующие закономерности. Предоставление дотации на каждую единицу проданной продукции снижает цену на монополизированном рынке меньше, чем на рынке совершенной конкуренции. На рынке совершенной конкуренции максимальное приращение цены вследствие введение налога равно его величине. На монополизированном рынке прирост цены в некоторых случаях может превысить величину налога, взимаемого с единицы товара.
Установление верхнего предела цены на рынке совершенной конкуренции сопровождается увеличением объема спроса и сокращением объема предложения, в результате чего возникает дефицит. На монополизированном рынке введение верхнего предела цены ставит монополию в положение совершенного конкурента: любой объем выпуска ей приходится продавать по одной и той же цене.
Список используемой литературы.
1. Бартенев С. А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. – М., 1996.
2. Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. – М., 1997.
3. Гуреев В. И. Российское налоговое право. – М., 1997.
4. Гэлбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества / Пер. с англ. – М., 1887.
5. Налоги в развитых странах / Под ред. И. Русаковой. – М., 1991.
6. Налоги и налогообложение: Учебн. пособие для вузов / И. Г. Русакова, В. А. Кашин, А. В. Толкушкин и др.; Под ред. И. Г. Русаковой, В. А. Кашина. – М., 2002.
7. Налоги Российской Федерации // Под ред. Л. П. Павловой. – М.,1997.
8. Петрова Г. В. Налоговое право. Учебник для вузов. – М., 1997.
9. Пикунов Н. Организация работы налоговых органов США // Финансы. 1995. № 6.
10. Пискотин М. И. Советское бюджетное право (основные проблемы). – М., 1971.
11. Субботин П. И., Юровицкий В. М. Кризис бухгалтерии и банковская фискальная система / Банковское дело. 1996. № 1.
12. Черник Д. Г. Налоги в рыночной экономике. – М., 1997.
13.Черник Д. Налоги России. – М., 1997.
14.Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М., 1998.
15.Экономическая теория Учебник для студентов высших заведений/под ред. Камаевой О.В., ИЗД-ВО "ВЛАДОС", 2002
16. Экономическая теория: Учебник для вузов. 2-е изд./авт. Гукасьян Г. М., Маховикова Г. А., Амосова В. В., Изд-во «Питер», 2003
[1] Налоги в развитых странах / Под ред. И. Русаковой. – М., 1991, с.19
[2] Экономическая теория Учебник для студентов высших заведений/под ред. Камаевой О.В., ИЗД-ВО "ВЛАДОС", 2002, с. 135
[3] Налоги и налогообложение: Учебн. пособие для вузов / И. Г. Русакова, В. А. Кашин, А. В. Толкушкин и др.; под ред. И. Г. Русаковой, В. А. Кашина. – М., 2002, с. 39
[4] Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. – М., 1997, с.256
[5] Экономическая теория: Учебник для вузов. 2-е изд./авт. Гукасьян Г. М., Маховикова Г. А., Амосова В. В., Изд-во «Питер», 2003