Итак, темперамент – динамическая характеристика личности во всех ее действенных проявлениях и чувственная основа характера. Преобразуясь в процессе формирования характера, свойства темперамента переходят в черты характера, содержание которого неразрывно связано с направленностью личности.
1.3. Основные свойства проявления темперамента
Основными свойствами нервных процессов, а следовательно и темперамента являются:
1. Сила нервных процессов. В зависимости от работоспособности корковых клеток нервные процессы могут быть сильными или слабыми.
2. Уравновешенность нервных процессов. В зависимости от соотношения сил возбудительного и тормозного процессов они могут быть уравновешенными или неуравновешенными.
3. Подвижность нервных процессов, то есть быстрота их возникновения, прекращения, легкость перехода от одного процесса к другому.
Таким образом, существует большое количество всевозможных комбинаций этих трех основных свойств нервных процессов, то есть большое разнообразие типов ВНД. Нервные процессы, возбуждение и торможение, характеризуются, как было сказано ранее, отдельными свойствами. Комбинации этих свойств могут быть различной. От таких комбинаций зависит та «окраска» нервной деятельности, которая характеризует отдельного человека [9, 18].
В зависимости от индивидуальных свойств нервной деятельности – типа нервной системы – различается и поведение человека, особенно ярко проявляющегося в коллективе, в частности, в спортивной деятельности [8].
Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Таким образом, под темпераментом следует понимать устойчивые, индивидуально-своеобразных свойств психики человека, определяющих динамику его психической деятельности. Эти свойства одинаково проявляются в разнообразной деятельности, независимо от ее содержания, целей и мотивов.
Понятие тип ВНД включает в себя прирожденные свойства нервной системы и все ее особенности, которые сформировались и закрепились в процессе жизни. При этом огромное значение имеют условия, в которых данный человек воспитывался с момента рождения [8]. Это важно учитывать при анализе черт типов ВНД каждого человека. Следовательно, тип ВНД «доделывается» в процессе индивидуальной жизнедеятельности.
Индивидуальные черты нервной деятельности имеют очень большое значение для его жизни. Очень важно оно и для протекания спортивной деятельности. Ими в большей степени определяется скорость формирования, а также устойчивость двигательных качеств, навыков, умений, возможность переделки их в случае необходимости. Индивидуальные особенности также могут предопределять состояние спортсмена в различные периоды его спортивной деятельности, его общее поведение на тренировках и соревнованиях [5, 6].
1.4. Взаимодействие типологической предрасположенности человека и его спортивной деятельности
Для занятий с детьми необходимо обязательно знать и учитывать особенности типов темперамента полноценного спортсмена. Необходимо знать в какой мере темперамент благоприятствует и насколько он препятствует достижению успеха на разных уровнях спортивной деятельности [5,30].
Между отдельными свойствами темперамента существуют определенные функциональные зависимости, которые обеспечивают людям разных темпераментов одинаковый приспособительный эффект: синергии, взаимной компенсации, антогонизмов, взаимного уравновешивание. Синергетические взаимоотношения проявляются в сотрудничестве ряда свойств темперамента, в их однонаправленном влиянии на деятельность путем усиления друг друга. Так, импульсивность и эмоциональность способствуют быстрому переключению отношения взаимной компенсации и проявляются в том, что ослабление одного свойства у данного человека компенсируется усилением другого. Например: присущая прыгунам в воду слабого и инертного типов нервной системы регидность и недостаточная импульсивность, компенсируется длительным и тщательным предварительным ориентированием, обусловленным повышенной тревожностью этих спортсменов. Взаимное уравновешивание проявляется в том, что усиление одного свойства уравновешивается ослаблением другого [26].
Таким образом, в каждом типе ВНД взаимоотношения его свойств есть такие качества, которые могут существенным образом влиять на спортивную деятельность.
Какой же темперамент лучше? У представителей любого типа темперамента могут быть развиты различные общественно значимые свойства. Так, иной сангвиник оказывается в жизни «верхоедом», потому что все давалось легко, он подчас серьезно не вникал в суть дела. Холерик тоже может иметь отрицательные стороны: при пролом воспитании становится невыдержанным. Меланхолик, воспитанный в духе правильного отношения к труду, к себе, к товарищам, может быть душевным, добросовестным человеком [5, 6].
При любом типе ВНД человека можно развить отдельные качества личности. Юный спортсмен в процессе учебно-тренировочных занятий вырабатывает собственный стиль решения задач и здесь определенную роль играют особенности его темперамента. Но этот процесс не идет стихийно, а под руководством воспитателя [13, 27].
Конечно же, особенности типа ВНД спортсмена сказываются на его деятельности. Тот или иной темперамент придает своеобразие выполняемой работы.
Существуют общепринятая градация свойств темперамента, которые предопределяют занятия теми или иными видами спорта.
Так, например, сангвиник отдает предпочтение видам спорта, которые связаны с большой подвижностью, активностью, требуют смелости. Эти лица легко переходят от выполнения одного упражнения к другому, но недостаточно усидчивы и сосредоточены, особенно в однообразной (тренировочной) деятельности. При изучении новых двигательных действий они быстро схватывают основу изучаемого движения, могут довольно легко выполнить его с первой попытки, но с ошибками; не любят кропотливой длительной работы по совершенствованию техники. Спортсмены этого типа достаточно работоспособны, уверены в себе. Их спортивные результаты стабильны и, как правило, в соревнованиях бывают выше, чем на тренировках. Перед стартом такие спортсмены находятся в состоянии «боевой готовности».
Холерик как спортсмен предпочитает высокоэмоциональные виды спорта (баскетбол, спринт, прыжки), интенсивные и темповые движения. он охотно и с увлечением начинает заниматься избранным видом спорта, но энтузиазм его быстро пропадает. Такие спортсмены неохотно выполняют длительную тренировочную работу на силу и выносливость, но способны многократно повторять трудное и опасное упражнение, если оно вызвало интерес. Их соревновательные результаты недостаточно стабильны, имеется склонность к «предстартовой лихорадке», что довольно часто не позволяет им полностью реализовать свои возможности в соревнованиях.
Флегматик в спорте проявляет прежде всего себя в недостаточно быстрой выработке и переделки двигательных навыков, в замедленных реакциях, в трудности переключения от одного вида деятельности к другому. Сформированные навыки и привычки отличаются большой прочностью и устойчивы к внешним раздражителям. Спортсмены данного типа ВНД отдают предпочтение небыстрым, спокойным, однообразным упражнениям, склонны к длительной и тщательной отработке техники отдельных упражнений, кропотливой работе по развитию какого-либо физического качества и т.д. Такие лица не отличаются высокой общительностью. Как правило, очень настойчивы. Перед стартом чаще всего находятся в «боевой готовности» [5,6].
Меланхолики в спортивной деятельности отличаются чрезмерно высокой ответственностью, высоким развитием мышечно-двигательного чувства. Их отличает тонкое тактическое чувство, но недостаточная работоспособность и малая устойчивость к внешним раздражителям. Эти лица являются высоко тревожными, порождающими неуверенность в своих силах. Меланхолики отдают предпочтение индивидуальным видам спорта, не связанным с единоборством и командной борьбой. Их соревновательные результаты нестабильны, так как присущая им высокая тревожность способствует возникновению состояния «стартовой апатии», которое затрудняет достижение высоких результатов.
Знание особенностей темперамента является обязательной составляющей индивидуального подхода. Без оценки типа ВНД характеристика спортсмена теряет свою рельефность и не дает полного преставления о его облике и возможностях. Часто даже такие простые сведения о спортсмене, как «подвижен, энергичен» или «медлителен, вял», позволяют правильно понять воспитанника и определить методы работы с ним [20].
В зависимости от динамических особенностей психики спортсмена по разному воспринимают тренировочный материал. Впечатлительность, сообразительность, готовность у одних спортсменов и инертность, медлительность, малая продуктивность у других в значительной степени зависит от темперамента [22].
Глава II. Организация и методы исследования
2.1. Организация исследования
Экспериментальная часть работы осуществлялась посредством тестирования спортсменов различной специализации.
В ходе эксперимента всего обследовано 52 человека. Из них, 17 спортсменов, занимающихся различными видами единоборств (рукопашный бой, у-шу, борьба, каратэ, бокс); 11 испытуемых, специализирующихся по спортивным играм (футбол, гандбол, волейбол); 15 легкоатлетов и 9 человек, занимающихся прыжками в воду (табл. 1).
Таблица 1.
№ п/п |
Разряд |
Стаж занятий |
Вид спорта |
I группа |
|||
1 |
КМС |
5 лет |
Легкая атлетика |
2 |
КМС |
10 лет |
|
3 |
КМС |
5 лет |
|
4 |
КМС |
9 лет |
|
5 |
КМС |
11 лет |
|
6 |
КМС |
10 лет |
|
7 |
КМС |
5 лет |
|
8 |
КМС |
10 лет |
|
9 |
КМС |
9 лет |
|
10 |
КМС |
11 лет |
|
11 |
КМС |
10 лет |
|
12 |
КМС |
5 лет |
|
13 |
КМС |
10 лет |
|
14 |
КМС |
9 лет |
|
15 |
КМС |
10 лет |
|
II группа |
|||
1 |
КМС |
8 лет |
Единоборства
е Единоборства |
2 |
КМС |
8 лет |
|
3 |
МС |
16 лет |
|
4 |
КМС |
4 года |
|
5 |
1 взр. |
4 года |
|
6 |
1 взр. |
4 года |
|
7 |
КМС |
8 лет |
|
8 |
КМС |
8 лет |
|
9 |
КМС |
8 лет |
|
10 |
1 взр. |
5 лет |
|
11 |
КМС |
8 лет |
|
12 |
1 взр. |
7 лет |
|
13 |
КМС |
4 года |
|
14 |
КМС |
4 года |
|
15 |
КМС |
5 лет |
|
16 |
КМС |
5 лет |
|
17 |
1 взр. |
3 года |
|
III группа |
|||
1 |
КМС |
7 |
Спортивные игры |
2 |
КМС |
5 |
|
3 |
КМС |
15 |
|
4 |
КМС |
4 |
|
5 |
КМС |
7 |
|
6 |
КМС |
13 |
|
7 |
КМС |
5 |
|
8 |
КМС |
4 |
|
9 |
КМС |
15 |
|
10 |
КМС |
5 |
|
11 |
КМС |
5 |
|
IV группа |
|||
1 |
МС |
7 лет |
Прыжки в воду |
2 |
МС |
13 лет |
|
3 |
МС |
14 лет |
|
4 |
МС |
15 лет |
|
5 |
МС |
9 лет |
|
6 |
КМС |
9 лет |
|
7 |
КМС |
7 лет |
|
9 |
МС |
10 лет |