Коммерческий договор по внешнеэкономическим сделкам

Встречаются случаи, когда продавец вносит в контракт требования о возврате тары ("тара возвратная"); в этом случае необходимо уточнить, за чей счет будет производиться возврат тары[32].

Цена и общая сумма контракта. Цена товара — это количество денежных единиц определенной валютной системы, в которых оценена единица измерения товара на согласованных базисных условиях. По согласованию сторон цены фиксируются в контракте в валюте одной из стран-контрагентов, либо в валюте третьей страны, или в международных валютных единицах. Для платежей за товары и для других взаимных расчетов между продавцом и покупателем может быть выбрана иная валюта, чем та, в которой зафиксированы цены.

Обычно в контракте записывается следующая формулировка: «Цена (указывается единица товара) составляет 2500 долл. США (Две тысячи пятьсот долларов США). Общая сумма Контракта составляет 250 000 долл. США (Двести пятьдесят тысяч долларов США)»[33].

В зависимости от общей суммы контракта, сроков поставки и временного интервала исполнения контракта могут быть установлены твердые, скользящие и подвижные цены.

Твердая цена - как правило, устанавливается для разового, конкретного контракта с относительно короткими временными рамками. Во время исполнения контракта остается неизменной и не зависит от ситуации на рынке.

Скользящая цена - при этом способе Продавец и Покупатель, придя к общему мнению о возможности изменения ситуации в производстве товара в связи с длительным периодом действия контракта, соглашаются на возможные периодические корректировки цены в определенных пределах (например, 10-15% в ту или иную сторону).

Подвижная цена - как правило, введение этой категории диктуется прогнозом изменения рынка в течение срока действия контракта. Часто применяется при долгосрочных сырьевых контрактах. Может быть предусмотрена формула пересчета цены в зависимости, например, от стоимости электроэнергии, сырья и т.п. В этом случае необходимо согласовать источники информации, из которых будут браться необходимые данные.

Срок поставки товара. Сроком поставки товара является фактическая дата исполнения продавцом обязательств, предусмотренных базисными условиями контракта.

Например, сроком поставки при условиях ЕХW является дата извещения покупателя о готовности товара к передаче; при FСА — дата выдачи железнодорожной или автомобильной накладной, подтверждающей, что товар погружен продавцом на транспортное средство в предусмотренном контрактом пункте; при DАF — дата штемпеля станции со стороны покупателя на железнодорожной или автомобильной накладной; при СIF — дата бортового коносамента или другого документа, подтверждающего принятие груза к перевозке; при СIP — дата транспортного документа, подтверждающего принятие груза первым перевозчиком, и т.д.

В наиболее общей форме продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке, когда он известил покупателя о готовности товара к передаче покупателю или погрузил товар на транспортное средство в указанном в контракте пункте, или в момент пересечения товаром границы.

Если продавец и покупатель все же решили самостоятельно формировать взаимные обязательства по поставкам, то следует исходить из вышеизложенных в общей форме принципов.

При установлении сроков поставки нередко в контракт вносятся специальные оговорки: «Допускается досрочная поставка», «Досрочная поставка возможна только при письменном согласии покупателя», «Досрочная поставка не разрешена» и т.д. В зависимости от условий транспортировки, получения импортных лицензий и специфики использования товара покупателем раздел контракта, касающийся сроков поставок, может содержать дополнительные инструкции экспортерам, такие, например, как: «Грузить товар только в комплекте», «Комплектовать партии по определенному количеству» и т.д.

Весьма часто в контрактах указывают, например, что товар должен быть поставлен в первом полугодии или до конца такого-то года. При этом следует иметь в виду, что при таких условиях продавец получает право поставить товар в самом начале года, указанного в контракте, что не всегда сочетается с планами покупателя.

При определенных условиях допускается указание сроков поставок без фиксации календарных дат или периодов. Так, при продаже товаров с выставок и ярмарок или при торговле между соседними странами контрактом может быть предусмотрена немедленная поставка. По обычаям международной торговли, «немедленно» означает обязательство продавца поставить товар в течение срока, необходимого для выполнения формальностей и транспортировки. При условии «как можно быстрее» продавец обязан принять все меры к поставке товара в кратчайший срок. Встречаются и такие указания сроков поставки, как «по мере готовности», «по открытии навигации», «по мере накопления партии не менее…тонн» и т.д.

Условия платежа за проданные товары и услуги являются одними из наиболее сложных и важных разделов контракта купли-продажи, от точности формулировок которых в наибольшей степени зависит экономическая эффективность его результатов. В интересах продавцов и покупателей следует согласовать и включить в текст контракта такие условия взаимных платежей, которые бы решали следующие основные задачи:

• обеспечение оперативности и удобства платежей;

• обеспечение получения продавцами платежей за поставленные товары;

• обеспечение поставки товаров против осуществленных платежей;

• обеспечение сохранения коммерческих интересов продавцов и покупателей при колебаниях курсов валют[34].

Практика работы с отечественными предпринимателями (как экспортерами, так и импортерами) показала, что одним из наиболее сложных вопросов для них является определение и фиксирование способа платежа. Почему-то в последние годы отечественные предприниматели широко применяют платежи с авансом (чаще всего при импорте).

Способ платежа (расчета) определяется по отношению ко времени поставки товара вот эти виды:

- в расчеты за наличные (это - аккредитив, инкассо, открытый счет, банковский перевод);

- в расчеты в кредит (с рассрочкой платежа);

- платежи с авансом.

Упаковка и маркировка. Род и тип упаковки зависит от товара и способа его транспортировки. Так, безусловно, упаковка при транспортировке морем будет значительно отличаться от упаковки при транспортировке автотранспортом.

Принято различать внешнюю упаковку - тару (ящики, контейнеры, бочки и т.п.), и внутреннюю, неотделимую от товара (полиэтиленовые мешки, коробки и т.п.).

В общем случае к упаковке применяется следующее правило: она должна обеспечивать безусловную физическую сохранность груза при перевозке оговоренным в контракте транспортом, включая перевалку его. Кроме того, упаковка должна учитывать климатические условия и требования законодательства страны назначения. По согласованию сторон могут быть введены и другие условия.

Стоимость упаковки обычно включается в стоимость товара; однако может быть предусмотрена и дополнительная поставка упаковки (например, в %% от общего количества товара) для возможного перетаривания товара в случае повреждения упаковки.

Иногда, в случае дорогостоящей упаковки (специальные жесткие и мягкие контейнеры, специальные бочки и т.п.), может быть предусмотрен возврат упаковки Продавцу. В этом случае необходимо уточнить, когда и за чей счет будет проводиться эта операция.

Также должны быть оговорены максимально допустимые габариты упаковки, например, в случае поставки негабаритного оборудования.

Маркировка товара содержит обычно информацию двух видов: товаросопроводительную (номер контракта, отправитель, получатель, вес брутто и нетто, габариты, номер места, страна происхождения, транс и т.п.) и рекомендательная, касающаяся условий обращения с грузом (верх-низ места, хрупкость груза, защита от влаги и т.п.).

Маркировка делается, как правило, на двух языках. Точное содержание маркировки оговаривается в контракте[35].

Переход права собственности. На практике момент передачи товара обычно совпадает с моментом перехода права собственности на этот товар. Стороны международного договора купли-продажи товара обязательно должны оговорить этот вопрос в тексте договора.

В российских условиях необходимость подобной оговорки объясняется тем, что переход права собственности на товар является основанием для оприходования товара на балансе предприятия-покупателя.

Поскольку практически все международные договора заключаются в валюте, отличной от российского рубля, в условиях постоянного изменения курса дата оприходования товара приобретает особое значение.

При отсутствии в договоре конкретного указания на момент перехода права собственности российскими налоговыми органами в качестве документа — основания для принятия к учету товаров признается только грузовая таможенная декларация.

Ошибка в дате оприходования товара может привести к искажению данных бухгалтерской отчетности и налогооблагаемой базы по ряду налогов (например, налогу на имущество предприятий) и как следствие - к санкциям за нарушение налогового законодательства[36].

Гарантии. Если покупатель акцептует поставку грузов или принимает работы по завершению строительства, он имеет право требовать некоторых гарантии возмещения ему убытков, которые могут возникнуть вследствие ошибочного проекта, неправильного выбора материалов или недостаточной квалификации рабочей силы, проявившихся впоследствии и не поддающихся обнаружению в момент доставки.

Суть гарантии. Практика показывает, что она может быть различной в зависимости от характера предоставляемых товаров и услуг, а также умения сторон торговаться друг с другом. Большинство стандартных общих условий обязуют продавца устранить неисправности путем починки или замены оборудования и специально предусматривают, что продавец не несет ответственности за повреждение, поломку, потери и все прочее, могущее быть отнесенным к подобным дефектам.

Часть договора, относящаяся к гарантиям, специально предусматривает, что продавец не несет ответственности в случае ненадлежащего отношения покупателя к товару или несоблюдения им специальной инструкции, приложенной продавцом. Сложности могут возникнуть в том случае, если дефект является следствием неудачного проекта, применения неудачных материалов и использования недостаточно квалифицированной рабочей силы, а не вследствие халатного обращения со стороны покупателя[37].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать