Коммерческий риск инновационной деятельности

Коммерческий риск инновационной деятельности

 

 

 

 

 

 

Коммерческий риск инновационной деятельности

 

контрольная работа

по курсу

«Инновационный менеджмент»






























2004

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2

1.

Понятие инноваций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

2.

Риски в инновационной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

9

3.

Методы управления рисками в инновационной деятельности . . . . . .

18

4.

Методы оценки коммерческих рисков в инновационной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


22


Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

25


Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

26


Введение

Тема данной работы – «Коммерческий риск инновационной деятельности». Актуальность данной темы обусловлена рядом факторов. Прежде всего потому, что появление дисциплины «Инновационный менеджмент» продиктовано требованиями жизни. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике являются основой экономического развития.

Предпринимательская деятельность вообще, а в на­учно-технической сфере особенно, является весьма рисковой, учитывая высокую степень неопределенности, часто невоз­можности доведения конструкторских и технологических раз­работок до практического внедрения и получения соответст­вующих коммерческих и финансовых результатов.

Для более полного освещения актуальности данной проблематики необходимо рассмотреть саму сущность инновационных процессов.

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация.

Целью данной работы является оценка и анализ современных инновационных процессов, рассмотрение механизма взаимовлияния нововведения и экономики.

В работе предполагается рассмотреть вопросы инновационной деятельности, сущности инновационного предприниматель­ства, рисков,  путей их оценки и минимизации.










1. Понятие инноваций

В отечественной и зарубежной экономической литературе встречаются различные трактовки таких категорий, как «но­вовведение», «новшество» и «инновация». В некоторых случаях эти понятия используются в качестве синонимов, однако определенные различия между ними существуют.

«Новшест­во» характеризует определенную новизну, и в этом смысле дан­ное понятие близко к понятию «изобретение».

«Нововведе­ние» — это освоение новой техники и технологии, улучшенных методов организации и управления, процесс использования новшества.

«Инновация» же - это «деятельность, направленная на разработку, создание и рас­пространение новых видов изделий, технологий, организационных форм».[1] Существует и другое определение: «Иннова­ция — это нововведение, комплексный процесс создания, рас­пространения и использования новшеств (нового практичес­кого средства) для удовлетворения человеческих потребнос­тей, меняющихся под воздействием развития общества».

Таким образом, с момента принятия к распространению новшества приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом (жизненным циклом инновации). С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.

Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).

Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Иными словами, «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

Анализ различных определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения. Австрийский ученый Й.Шумпетер[2] выделил пять типичных изменений:

§        использование новой техники, новых технологический процессов или нового рыночного обеспечения производства;

§        внедрение продукции с новыми свойствами;

§        использование нового сырья;

§        изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

§        появление новыx рынков сбыта.

В инновационном процессе значительную роль играют создатели инновации (новаторы), которые руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Тем не менее, на разработку и внедрение инновации в повседневную практику необходимы определенные финансовые средства.

Э.А.Уткин в работе «Управление фирмой»[3] определяет ин­новацию (нововведение) как объект, внедренный в производ­ство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшеству­ющего аналога.[4]

В общем плане инновации — это обновление основного капитала (производственных фондов) или производимой про­дукции на основе внедрения достижений науки, техники, тех­нологии, это закономерный, объективный процесс совершен­ствования общественного производства.

Различают следующие виды инноваций:

1. По степени радикальности (новизны):

§        базисные инновации, которые реализуют крупные изобре­тения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники;

§        улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на стадиях распростра­нения и стабильного развития научно-технического цикла;

§        псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии.

2. По характеру применения:

§        продуктивные инновации, ориентированные на производ­ство и использование новых продуктов;

§        технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии:

§        социальные, ориентированные на построение и функционирование новых структур;

§        комплексные, представляющие единство нескольких видов изменений;

§        рыночные, позволяющие реализовать потребности в про­дуктах, услугах на новых рынках.

3. По стимулу появления (источнику):

§        инновации, вызванные развитием наукой и техники;

§        инновации, вызванные потребностями производства;

§        инновации, вызванные потребностями рынка.

4. По роли в воспроизводственном процессе:

§        инновации потребительские;

§        инновации инвестиционные.

5. По масштабу:

§        инновации сложные (синтетические);

§        инновации простые.

Приведенная классификация инноваций позволяет сделать вывод о том, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру, следовательно, формы их органи­зации, масштабы и способы воздействия на инновационную деятельность также отличаются многообразием.

Побудительным механизмом развития инноваций в пер­вую очередь является рыночная конкуренция. Производителей и потребители в процессе использования устаревшей тех­ники и технологии получают дифференциальный убыток, в результате чего вынуждены сокращать издержки производства на основе инноваций. Предпринимательские фирмы, первыми освоившие эффективные инновации, имеют воз­можность снижать издержки производства и соответственно стоимость реализуемых товаров (продукции, услуг). Следст­вием чего является укрепление своих позиций в конкурент­ной борьбе с фирмами, предлагающими аналогичные товары продукцию, услуги).

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать