Коммерческий риск инновационной деятельности

В середине XX в. сложилось современное понимание пред­принимателя как новатора: «Задача предпринимателей - ре­формировать и революционизировать способ производства путем внедрения изобретении, а в более общем смысле — че­рез использование новых технологических для производства новых товаров или прежних товаров, но новым методом, бла­годаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции - вплоть до реорганизации прежней и со­здания новой отрасли промышленности...».[5]

Сутью этого определения является признание новаторства и новизны вообще как неотъемлемой черты предприниматель­ства. Действительно, поиск новых идей и их реализация — это одна из самых сложных задач предпринимателя. Здесь требу­ется не только умение творчески мыслить и находить новые решения, но и понимать расклад сил, действующих в сложив­шейся обстановке.

Под инновационным предпринимательством понимается процесс создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений. Как правило, в основе пред­принимательской деятельности лежит нововведение в облас­ти продукции или услуг, позволяющее создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Инновации служат специ­фическим инструментом предпринимательства, причем не инновации сами по себе, а направленный организованный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур. П.Дракер отмечает, что «предпринимателей отличает инновационный тип мышления. Инновационность — особый инструмент предпринимательства».[6]

При принятии окончательного решения в свя­зи с инновационной идеей, в том числе к связи с конструкторско-исследовательскими работами, необходимо ответить еще на два важнейших вопроса: о реальной прибыли и реальном риске и ответы на эти вопросы должны сводиться к следую­щему:

§        прибыль от проекта должна быть значительно выше, чем затраты на его реализацию;

§        связанный с проектом риск должен находиться в предельно допустимом соотношении с прибылью от его реализации.[7]

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что инновационный менеджмент это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях:

§        разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность);

§        модернизация и совершенствование выпускаемой продукции;

§        дальнейшее развитие производства  традиционных видов продукции;

§        снятие с производства устаревшей продукции.












2. Риски в инновационной деятельности

Риск является элементом результатов исполнения любого хозяйственного решения в силу того, что неопределенность - неизбежное условие хозяйствования. Инновационная деятельность всегда сопряжена с риском, который обусловлен наличием ряда факторов, воздействие которых на результаты деятельности нельзя заранее точно определить.

При выборе проекта, оценке его эффективности обязательно следует учитывать факторы неопределенности и риска. Полномасштабное изучение этого вопроса выходит за рамки данной работы, поэтому остановимся на них лишь вкратце.

Инновационность связана с неопределенностью эко­номической конъюнктуры, вытекающей из непостоянства спроса-предложения на товары, деньги, факторы производст­ва, из многовариантности сфер приложения капиталов и раз­нообразия критериев предпочтительности инвестировании средств, из ограниченности знаний о сферах бизнеса и ком­мерции и многих других обстоятельств.

Экономическое поведение предпринимателя при рыноч­ных отношениях основано на выбираемой, на свой риск реализуемой индивидуальной программе предпринимательской деятельности в рамках возможностей. Каждый участник ры­ночных отношений изначально лишен заранее известных, од­нозначно заданных параметров, гарантий успеха: обеспечен­ной доли участия в рынке, доступности к производственным ресурсам по фиксированным ценам, устойчивости покупатель­ной способности денежных единиц, неизменности норм и нормативов и других инструментов предпринимательской н другой экономической деятельности.

Инновационная деятельность в большей степени, чем дру­гие направления предпринимательской деятельности, сопря­жена с риском, так как полная гарантия благополучного ре­зультата в инновационном предпринимательстве практичес­ки отсутствует. В крупных организациях этот риск, однако, значительно меньше, поскольку перекрывается масштабами обычной хозяйственной деятельности (отлаженной и чаще всего диверсифицированной).

Об уровне риска инновационной деятельности свидетель­ствует тот факт, что в среднем из каждых десяти венчурных фирм успеха добиваются лишь одна-две. Высокий риск, од­нако, сопровождается, как правило, и высокой его компенса­цией: возможная норма прибыли от внедрения инновацион­ных проектов гораздо выше обычной, получаемой при осуще­ствлении других видов предпринимательской деятельности. Именно это и позволяет инновационной сфере существовать и развиваться. Риск инновационной деятельности тем выше, чем более локализован инновационный проект; если же таких проектов много и они в отраслевом плане рассредоточены, согласно закону больших чисел риск минимизируется и веро­ятность успеха инновационного предпринимательства возра­стает. При этом прибыль от реализации успешных инноваци­онных проектов настолько велика, что перекрывает затраты по всем остальным неудавшимся разработкам.

В общем виде риск в инновационном предпринимательстве можно определить как вероятность потерь, возникающих при вложении предпринимательской фирмой средств в производ­ство новых товаров и /слуг, в разработку новой техники и тех­нологий, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработку управленче­ских инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта.

В целом риск, возникающий в инновационном предпри­нимательстве, включает в себя следующие основные виды ри­сков:

§        риски ошибочного выбора инновационного проекта;

§        риски необеспечения инновационного проекта достаточ­ным уровнем финансирования;

§        маркетинговые риски текущего снабжения ресурсами, необходимыми для реализации инновационного проекта;

§        маркетинговые риски сбыта результатов инновационного проекта;

§        риски неисполнения хозяйственных договоров (контрак­тов);

§        риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов;

§        риски усиления конкуренции;

§        риски, связанные с недостаточным уровнем кадрового обес­печения;

§        риски, связанные с обеспечением прав собственности на инновационный проект, и др.

Одной из причин возникновения риска ошибочного выбо­ра инновационного проекта является необоснованное опре­деление приоритетов экономической и рыночной стратегии предпринимательской фирмы, а также соответствующих при­оритетов различных видов инноваций, способных внести вклад в достижение целей предприятия.

Следующей причиной возникновения риска неправильного выбора цели инновационного проекта может явиться ошибоч­ная оценка рынка потребления. Данная причина характерна для так называемых «авторских» инновационных проектов, разрабатываемых учеными.

Риски необеспечения инновационного проекта достаточным уровнем финансирования включают в себя нижеследующие:

1. Риск неполучения средств, необходимых дли разработки инновационного проекта. Данный риск характерен для ситуа­ций, когда инновационный проект требует больших финан­совых средств, а предприятие не смогло их получить.

2. При выборе источника финансирования инновационно­го проекта у предприятий существует три возможных варианта (финансирования. Первый метод - самофинансирование про­екта, второй - опора делается на внешние источники финан­сирования, третий представляет собой комбинацию вышеназ­ванных. Соответственно возникает риск неполучения финансовых средств в результате неправильно выбранного метода финансирования.

На рынке инноваций, как правило, действуют десятки и сотни фирм, что является причиной возникновения рисков из-за усиления конкуренции инновационных предприятий, научно-исследовательских организаций. Причинами возникновения данного вида риска могут быть следующие:

§        утечка конфиденциальной информации либо по вине со­трудников фирмы, либо в результате промышленного шпио­нажа;

§        несовершенство маркетинговой политики, то есть неправильный выбор рынков сбыта и неполная информация о кон­курентах или отсутствие достоверной информации о конкурентах;

§        замедленное внедрение нововведений по сравнению с конкурентами из-за отсутствия необходимых средств для проведения научно-исследовательских работ, внедрения новых технологий, освоения производства новых высококачественных и конкурентоспособных товаров;

§        недобросовестность конкурентов, заключающаяся в использовании  методов недо­бросовестной конкуренции;

§        появление на рынке производителей из других отраслей. предлагающих однотипные, взаимозаменяемые товары;

§        выявление непредвиденных заменителей производимых товаров в отрасли, в которой дей­ствует данная фирма;

§        появление местных новых фирм-конкурентов;

§        экспансия на местный рынок производимого продукта или его аналогов со стороны зарубежных экспортеров.

Риски, связанные с обеспечением прав собственности на инновационный проект, возникают по различным причинам. Так, риск необеспечения условий патентования возникает в результате недостаточно «плотной» патентной защиты изобретения, тех­нологии. Упущения при проведении патентной политики предприятия могут свести на нет все рыночные преимущества нововведений при сбыте новых и усовершенствованных продуктов и услуг, а также в результате неполучения или долгого оформления патента, несвоевременного получения лицензии, при неуплате в установ­ленный срок пошлин за поддержание патента в силе. Этот же риск возникает в случае отказа Патентного ведомства в выдаче патента или при получении его с опозданием.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать