Представленные гражданином сведения подлежат проверке в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации.
С согласия гражданина (муниципального служащего) проводится процедура оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по муниципальной должности связано с использованием таких сведений.
В законодательстве отдельных субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актах органов местного самоуправления особое внимание обращения на то, что при наличии обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на муниципальную службу, он не допускается к участию в конкурсе.
Конкурс проводится конкурсной комиссией в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и федеральным законодательством [Там же, с. 125].
Количественный и персональный состав конкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы утверждаются руководителем органа местного самоуправления, принимающим решение о назначении на должность или освобождении от должности соответствующих муниципальных служащих, по согласованию с кадровой службой органа местного самоуправления [6, С. 155].
Конкурсная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря, членов комиссии (не менее трех). Руководитель органа местного самоуправления привлекает к работе этой комиссии независимых экспертов. Их оценка качеств кандидата является одним из элементов, характеризующих кандидата [Там же, с. 155].
Конкурс проводится в виде:
1) конкурса документов. Конкурсная комиссия оценивает участников конкурса на основании документов об образовании, о прохождении муниципальной, государственной службы и о другой трудовой деятельности, а также на основании рекомендаций, результатов тестирования, других документов, представляемых по решению соответствующих кадровых служб;
2) конкурса-испытания. Конкурс-испытание проводится конкурсной комиссией и может включать в себя конкурс документов, прохождение испытания на замещение соответствующей муниципальной должности. При проведении конкурса-испытания кандидатам могут даваться поручения, связанные с исполнением должностных обязанностей по соответствующей вакантной муниципальной должности. Данный вид конкурса завершается квалифицированным экзаменом, который проводится конкурсной комиссией. Принятое комиссией по результатам конкурса-испытания решение является основанием не только для присвоения соответствующего квалификационного разряда.
При проведении конкурса могут использоваться не противоречащие федеральным законам и другим нормативным актам Российской Федерации и субъекта Российской Федерации методы оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание рефератов по вопросам, связанным с выполнением должности, на замещение которой претендует кандидат [8, С. 127].
При оценке указанных качеств кандидата конкурсная комиссия должна исходить из соответствующих квалификационных требований, предъявляемых по муниципальной должности, и требований должностной инструкции.
Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует установленный законодательством субъекта Российской Федерации кворум. Как правило, решение комиссии по результатам проведения конкурса принимается в отсутствии кандидата тайным или открытым голосованием простым большинством голосов от числа ее членов, присутствующих на заседании. Результаты голосования комиссия оформляются решением, которое подписывается всеми членами конкурсной комиссии, принявшими участие в ее заседании.
Решение является основанием для назначения лица, выдержавшего конкурс, на соответствующую должность муниципальной службы с последующей сдачей квалификационного экзамена для присвоения квалификационного разряда, соответствующего муниципальной должности, либо отказа в таком назначении лицу, не выдержавшему конкурс на замещение вакантной муниципальной должности.
Разногласия, возникшие в связи с проведением конкурса, могут быть рассмотрены в административном или судебном порядке.
Каждому участнику конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы сообщается о результатах конкурса в письменной форме, в срок, установленный актами муниципального образования. Как правило, этот срок может составлять от 2-х недель со дня завершения конкурса до 1 месяца. Законодательством субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено обязательное официальное опубликование (обнародование) информации о результатах конкурса [Там же, с. 127].
Если в результате проведения конкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие требованиям, предъявляемым по муниципальной должности, на замещение которой он был объявлен, кадровая служба соответствующего органа местного самоуправления может принять решение о проведении повторного конкурса. Необходимо отметить, что в некоторых случаях замещение отдельных должностей на конкурсной основе не проводится [Там же, с. 128].
КОНКУРСНЫЙ ПОРЯДОК ПОДБОРА КАДРОВ НА МУНИЦИПАЛЬНУЮ СЛУЖБУ (на примере МО ГО «города ЮЖНО-САХАЛИНСК»)
2.1. Нормативное обоснование муниципальной службы на муниципальном уровне
Постановлением мэра города Южно-Сахалинска от 11 декабря 2002 года № 1922 утверждено Положение о проведении конкурса на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы в администрации (ее структурных подразделениях) города Южно-Сахалинска [9].
Положение утверждено в целях обеспечения равного доступа граждан к муниципальной службе в администрации города Южно-Сахалинска, повышения профессионального уровня муниципальных служащих. Данное постановление утверждает Положение о проведении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в администрации (ее структурных подразделениях) города Южно-Сахалинска, которое в соответствии с Федеральным Законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» регулирует организацию и проведение конкурса на замещение вакантных муниципальных должностей муниципальной службы в администрации (ее структурных подразделениях) города Южно-Сахалинска. Так же утверждает состав постоянно действующей конкурсной комиссии.
В соответствии со ст. 1 Положения о проведении конкурса конкурс на замещение вакантных муниципальных должностей муниципальной службы в администрации (ее структурных подразделениях) города Южно-Сахалинска обеспечивает право граждан на равный доступ к муниципальной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой.
Вакантной муниципальной должностью муниципальной службы в администрации (ее структурных подразделениях) города Южно-Сахалинска признается не замещенная муниципальным служащим муниципальная должность, предусмотренная в штатном расписании администрации города.
Конкурс проводится в целях определения уровня профессиональной подготовки, деловых, личностных качеств кандидатов; формирования высокопрофессионального кадрового состава муниципальной службы; совершенствования деятельности органов местного самоуправления по подбору и расстановке кадров.
Конкурс проводится в форме конкурса документов на замещение муниципальной должности или конкурса-испытания на замещение муниципальной должности.
В соответствии со ст. 2 Положения право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, профессиональная подготовка которых отвечает квалификационным требованиям соответствующей должности муниципальной службы.
Муниципальный служащий вправе участвовать в конкурсе по собственной инициативе, независимо от того, какую должность он замещает в момент его проведения.
В соответствии со ст. 3 Положения для проведения конкурса в администрации города Южно-Сахалинска мэром формируется постоянно действующая конкурсная комиссия.
Организационное обеспечение деятельности конкурсной комиссии осуществляется кадровой службой аппарата администрации города.
Конкурсная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. В состав комиссии включаются специалисты кадровой службы и муниципальные служащие, замещающие главные и ведущие муниципальные должности. Состав конкурсной комиссии утверждается мэром города. Заседание комиссии созывается председателем комиссии, и считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии.
Мэр города может привлекать к работе конкурсной комиссии независимых экспертов. Оценка экспертами профессиональных качеств кандидатов учитывается при вынесении решения о результатах конкурса на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы.
В случае выбытия одного или нескольких членов комиссии мэр города назначает члена (членов) конкурсной комиссии.
2.2. Порядок проведения конкурса на вакантную должность
В соответствии со ст. 4 Положения Решение о проведении конкурса принимается мэром города. Конкурс проводится в два этапа.
На первом этапе администрация города публикует объявление о приеме документов для участия в конкурсе в газете «Южно-Сахалинск» не позднее, чем за один месяц до начала проведения конкурса.
На втором этапе конкурса проводится оценка профессиональной компетентности, знаний, опыта, умений и навыков кандидатов, необходимых для решения функциональных задач по соответствующей муниципальной должности.
Для участия в конкурсе на замещение вакантной должности в конкурсную комиссию предоставляются документы, указанные в объявлении.
К участию в конкурсе не допускаются:
1) лица, признанные недееспособными ил ограничено дееспособными решением суда, вступившим в силу;
2) лица, лишенные права занимать должности муниципальной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу;
3) лица, состоящие в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, а также братья и сестры, родители и дети супругов) с муниципальным служащим, если его муниципальная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
4) лица, отказавшиеся от предоставления в установленном порядке сведений о порученных им доходах и имущественном положении.
В случае установления в ходе проверки обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на муниципальную службу, он в недельный срок информируется в письменной форме о причинах отказа в участии в конкурсе.
В соответствии со ст. 5 Положения конкурс проводится в форме конкурса документов или конкурса-испытания. При проведении конкурса документов конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов. Конкурс-испытание заключается в отборе участников конкурса на основе результатов собеседования. Конкурс-испытание завершается квалификационным экзаменом.