Состоит из нескольких частей: формирование общих рынков (товаров, услуг, капиталов и рабочей силы); формирование зоны свободной торговли; формирование единого таможенного пространства; формирование валютно-денежного союза.
Платежный Союз. Договор о нем был подписан 21 октября 1994 года. Этим договором предусмотрены две платежные системы в рамках СНГ: моновалютная и поливалютная системы платежей. Моновалютная предусматривает использование единого платежного средства, в качестве такового используется российский рубль – по межгосударственным многосторонним договорам в рамках СНГ; если участникам договора становится третья сторона, не входящая в СНГ, то в качестве платежного средства может использоваться американский доллар или евро.
Поливалютная система предусматривает в качестве платежного средства валюту государств-участников. Применяется по двухсторонним межгосударственным сторонам.
Для реализации целей Платежного Союза созданы два органа: Межгосударственный Банк и Межгосударственный Валютный Комитет, который занимается согласованием курсов национальных валют.
Таможенный Союз. Формировался с 1995 по 1999 годы. Три составных части: унификация таможенных тарифов (начало единых принципов формирования); унификация таможенных правил и процедур; образование единых органов управления таможенным делом.
Транспортный Союз. Договор заключен 22 января 1998 года. Части: формирование единых транспортных тарифов; формирование единых транспортных систем; формирование единых органов управления транспортной системы.
Интеграционный Союз. Договор подписан 29 марта 1996 года. Составляющие: формирование и внедрение единых стандартов жизненного уровня на территории стран СНГ (минимальная зарплата, минимальный отпуск и т.д.); совместная борьба с терроризмом и организованной преступностью; обеспечение равных условий граждан стран СНГ в области пользования достижениями науки у культуры, а также в области образования, здравоохранения и социального обеспечения (взаимное признание документа об образовании, медицинском страховании).
На основе всех вышеперечисленных отраслевых союзов 10 октября 2000 года была создана одна из самых перспективных структур в СНГ - ЕврАзЭС (евразийское экономическое сообщество). В содержание договора о ЕврАзЭС вошли все наиболее значимые положения предыдущих договоров. В рамках ЕврАзЭС были созданы органы, наделенные властными полномочиями, появился общий бюджет.
Высший орган ЕврАзЭС – межгосударственный совет. Входят главы государств и главы правительств. По функциям и по организации деятельности он похож на Совет Глав Государств СНГ.
Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС. По порядку формирования и по функциям похожа на межпарламентскую Ассамблею СНГ. Одно принципиальное отличие – модельные законы и рекомендательные акты межпарламентской ассамблеи ЕврАзЭС являются обязательными для рассмотрения парламентами государств-участников.
Интеграционный Комитет ЕврАзЭС. По порядку формирования и по функциям аналогичен Экономическому Совету СНГ. Отличие – Интеграционный Комитет разрабатывает и исполняет бюджет ЕврАзЭС, чего в СНГ нет и быть не может в принципе.
Суд ЕврАзЭС. По функциям и порядку формирования аналогичен Экономическому Суду СНГ. Отличие – Суд ЕврАзЭС еще не создан и его функции временно выполняет Экономический Суд СНГ.
Бюджет ЕврАзЭС. Бюджет ЕврАзЭС формируется на основе долевого участия государств-участников. Российская Федерация – 40% бюджета, Беларусь, Узбекистан и Казахстан – по 15%, Киргизия и Таджикистан – по 7,5%. Бюджет формирует Интеграционный Комитет на основании принципа минимальной бюджетной обеспеченности (объем финансирования не может быть меньше, чем в прошлом финансовом году). Бюджет утверждает межгосударственный Совет и выносит для голосования в Межпарламентскую Ассамблею ЕврАзЭС. Доли государств в бюджете ЕврАзЭС соответствуют количеству голосов, принадлежащих каждому из государств в Интеграционном Комитете при решении вопросов, предусматривающих финансирование из бюджета ЕврАзЭС. Решение по таким вопросам принимаются большинством в 2/3 голосов.
Интеграционный комитет ЕврАзЭС контролирует исполнение декретов и выступает с предложением о применении санкций за неисполнение и ненадлежащее исполнение. В ЕврАзЭС не предусмотрено ассоциированное членство, а государственными наблюдателями являются Украина, Молдоваи Армения.
Союз четырех. Договор о ЕП (едином экономическом пространстве) 20 января 2004 года. Участники: Россия, Украина, Беларусь, Казахстан. Он развивает положения предыдущих союзов по зоне свободной торговли, таможенных пошлин и др.
Союзное государство Белоруссии и России. Устав Союзного Государства от 10 мая 1997 года и Договор о союзном государстве от 8 декабря 1999 года. Появляются некоторые признаки государственности: общие органы (в т.ч. выборные), наделенные властными полномочиями; предусмотрена единая конституция; единые законы прямого действия; единое гражданство; единая валюта; единые вооруженные силы.
В рамках СНГ существуют союзы и без участия РФ. Самый известный из них – ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова). Его называют альтернативой ЕврАзЭС. Создан в 1997 года. В мае 2005 года приобрел нынешний статус, как организация за демократию и экономическое развитие.
Тема №3: «Конституции и конституционные реформы в странах СНГ»
Этапы конституционного развития стран СНГ.
1 этап (90-92гг.). Принятие документа о независимости (суверенитете) страны.
2 этап (91-92гг.) Реформирование старых советских конституций 1978 года. Узбекистан первый из стран СНГ принял новую конституцию, которая вступила в силу 1 января 1992 года. Грузия признала действие конституции 1921 года. В Грузии, а так же в Казахстане в этот период были приняты некоторые конституционные законы, дополнявшие старую конституцию. В своих декларациях по независимости (суверенитете) провозглашалась необходимость конституционных реформ, кроме Туркменистана.
3 этап (вторая половина 92 года-96гг.). Принятие новой конституции стран СНГ.
4 этап (97-2007гг.). Внесение поправок и принятие новых редакций конституции.
Беларусь. Поправки: «О государственном статусе русского языка», «Об изменении порядка формирования верхней палаты парламента (совета республики)».
Украина. 1 ноября 2006 года – перераспределение полномочий между президентом и верховной рады Украины, по формированию правительства и порядка организации его деятельности
Молдова. 2001г. Стала парламентской республикой и президент теперь избирается не народом, а парламентом.
Грузия. 2004г. О статусе Аджарии.
Армения. 2004г. Порядок формирования правительства (фактически стала парламентской республикой).
Азербайджан. 2003г. Об изменении порядка выбора президента.
Казахстан. 1998г. – придание официального статуса языку и изменение административно-территориального деления. 1997г. – сокращение сроков президентских полномочий, президентом можно быть не более одного раза. 2006г. – ввели верхнюю палату парламента
Киргизия. 2006г. Об упразднении верхней палаты парламента. 2001г. О государственном статусе русского языка.
Таджикистан. Срок полномочий президента уменьшен с 7 до 5 лет, уменьшены полномочия президента по формированию правительства и по руководству совместной деятельностью, об изменении порядка избрания президента и о порядке исполнения обязанностей президента.
Общие черты конституционных реформ.
- отказ от социалистической и принятие либеральной (рыночной) модели экономики;
- обретение международной правосубъектности;
- изменение идеологии государственных символов;
- введение политического и идеологического плюрализма (исключение – Туркменистан, в котором закреплена государственная идеология – Рух Нама);
- признание принципа разделения властей;
- во всех странах СНГ появились новые конституционно-правовые институты – должность президента, конституционный суд (исключение – Туркменистан, Казахстан), должность уполномоченного по правам человека, пропорциональная избирательная система;
- признание многообразия форм собственности;
- признание верховенства права и закона;
- признание естественного характера прав и свобод и их правовые гарантии;
- в большинстве стран СНГ конституция расширила права местного самоуправления по сравнению с советским периодом (исключения – Туркменистан и Беларусь). Украина в большей степени в нынешнем виде решила права местного самоуправления. Румыния и Италия. Грузия взяла понемногу из Германии и США. Армения в большинстве взяла от России. Азербайджан. Казахстан – Россия и Франция. Туркменистан – Франция, США. Киргизия – Россия. Таджикистан – Россия.
Основы конституционного строя стран СНГ.
- государственный суверенитет: во всех странах СНГ государственный суверенитет признается единым и не делимым и положения о его характере в большинстве стран СНГ являются закрепленными конституцией. Туркменистан конституцией предусмотрел право сецессии. Некоторые страны СНГ объявили о своем нейтралитете в международных отношениях, либо о возможности его установления (Туркменистан официально объявил себя нейтральным государством, а Беларусь и Молдовазакрепили возможность нейтралитета)
- во всех странах СНГ закреплено равенство конфессий (вероисповедания). Исключения: Грузия и Казахстане (президент имеет право участвовать в назначении руководителей представительств зарубежных религиозных организаций).
Во всех странах СНГ существует децентрализованная модель судебной системы, по типу относящаяся к романо-германской. В большинстве стран СНГ суды общей юрисдикции построены по принципу наличия трех инстанций. 4х звенная система, с наличием аппеляционного суда, юрисдикция которого распространяется на все государства, в Молдове, Азербайджане и т.д. Всего 2х звенная система существует в Туркменистане. Среди специальных судов отдельную ветвь составляют арбитражные/хозяйственные/экономические. В Азербайджане 2 высших экономических суда – Высший Экономический Суд, рассматривающий дела по национальному хозяйственному законодательству, и Высший Экономический Суд, рассматривающий дела, вытекающие из международных экономических обязательств. В Казахстане отсутствуют низшие инстанции хозяйственных судов, а хозяйственные дела по первой инстанции рассматривают по первой инстанции суды общей юрисдикции области, а в качестве высшей инстанции – Высший суд Казахстана. В нескольких странах СНГ создана система административных судов (Украина, Молдова, Грузия, Армения, Казахстан). Также в нескольких странах СНГ существует подветвь военных судов во главе с высшим военным судом (Беларусь, Армения, Киргизия, Казахстан) – военные суды округов/гарнизонов и высший суд.
Остальные виды специальных судов создаются при судах общей юрисдикции первой и второй инстанции. Жалобы на их решения рассматривают соответствующие коллегии/палаты высших судебных органов.