Натурализация (прием в гражданство). Цензы: ценз оседлости – не менее 7 лет, владение одним из государственных языков, наличие постоянных средств к существованию; отказ от иностранного гражданства, соблюдение конституции и законом Белоруссии.
Человек, претендующих на натурализации не должен совершать деяний, считающихся в Белоруссии преступлением, не должен выступать за насильственное свержение существующего строя.
Льготы по натурализации установлены для граждан республик бывшего СССР (снимается требование знаний государственного языка), для лиц, являющихся белорусами по национальности снимаются требования знания языка и ценз оседлости; для лиц, имеющих особые заслуги перед Республикой Беларусь цензы уменьшаются по усмотрению президента.
Восстановление гражданства. Необходимо ходатайство на имя президента и доказательства незаконного лишения гражданства Белоруссии или гражданства СССР.
Прекращение гражданства. Лишение гражданства возможно только за приобретение гражданство обманным путем. Выход из гражданства предусмотрен в уведомительном порядке, за исключением неисполненных обязательств.
Органы государственной власти Беларуси.
Парламент – национальное собрание. Состоит из 2 палат: совет республики (верхняя) и палата представителей. Обе палаты избираются одновременно сроком на 4 года. Совет республики – 56 выборных членов и 8, назначаемых президентом. В палате представителей – 110, избираемых по мажоритарной системе депутатов. Членом совета республики может стать гражданин Беларуси не моложе 10 лет, члены палаты представителей – не моложе 21 года.
У нижней палаты больше полномочий в области законодательной деятельности, у верхней преобладают кадровый полномочия.
В каждой из палат образуются – президиум (коллегиальный уровень руководства), парламентские комитеты и комиссии и парламентские фракции.
Законодательный процесс. Правом законодательной инициативы в Белоруссии обладают депутаты парламенты, президент, правительство и высшие суды, генеральный прокурор и председатель комитета государственного контроля и группа избирателей не менее 50 тыс. человек.
Законопроекты рассматриваются в 3 чтения, кроме бюджетных законов и законов о поправках к конституции, которые рассматриваются в 4 чтения; программные законы могут рассматриваться в 1 или в 2 чтения, по усмотрения палаты представителей. Количество чтений закона о толковании конституции – на усмотрение самой палаты.
В верхней палате все законопроекты рассматриваются на усмотрение самой палаты.
Разногласия между палатами преодолеваются 2 способами – с помощью согласительной комиссии либо повторное голосование в палате представителей 2/3.
Президент Белоруссии обладает как полным, так и выборочным вето, которое не распространяется только на законы о поправке конституции. Президентские и правительственные законопроекты являются срочными и подлежат рассмотрению во внеочередном порядке.
Президент Белоруссии. Должность президента утверждена в 1994 году. До этого главой государства являлся председатель верховного совета Белоруссии. Президент избирается сроком на 5 лет. Не может быть президентом более 2х сроков подряд. В 2004 года референдумом был предоставлен 3 срок. Президентом может быть президент Белоруссии не моложе 35 лет, владеющий государственным языком и обладающий пассивным и активным избирательным правом. Президент является одновременно главой исполнительной власти Белоруссии. Преобладают кадровые и исполнительно-распорядительные полномочия. По многим характеристикам президент Белоруссии является более сильным, чем президент РФ.
Президент Белоруссии имеет право назначать выборы во все органы власти (помимо президентских); может распускать обе палаты парламента; формирует органы финансового контроля; утверждает государственные праздники; имеет право откладывать или отменять проведение забастовки, имеет право отменять решения местных советов; имеет право издавать декреты, имеющие силу закона; назначает руководителей исполнительных органов всех уровней.
В случае досрочного прекращения полномочий обязанности президента исполняет премьер-министр, если не может премьер – председатель палаты представителей; председатель совета республики.
Импичмент президента. С инициативой импичмента может выступить группа депутатов палаты представителей не менее ½ от его общего состава. Решение о выдвижении обвинения должно быть поддержано большинством в 2/3 палаты представителей, решение об отрешении от должности принимает совет республики большинством в ¾. Процедура импичмента не может инициироваться дважды в течении года, не может быть инициирована в срок не более 6 месяцев до окончания полномочий палат национального собрания.
Правительство Белоруссии. Структуру и состав правительства определяется президент. Главу правительства назначает президент с согласия палаты представителей, остальных назначает президент по представлению премьер-министра. В состав правительства входят не только министры, но и председатели нескольких государственных комитетов, председатель комитета государственного контроля, председатель правления национального банка, президент национальной академии наук и председатель правления потребительских обществ Белоруссии. С правом совещательного голоса в состав правительства входит глава администрации президента. По вопросам своей компетенции правительство дает постановление, премьер-министр имеет право издавать распоряжения, имеющие общеобязательный характер.
Судебная власть Белоруссии. Верховный суд Белоруссии (высший суд общей юрисдикции) -> областные суды и города -> районные (городские) суды. Судьи судов общей юрисдикции назначаются президентом, при этом председатели районных, городских и областных сроком на 7 лет без права переназначения, остальные судьи – первичные назначения – на 5 лет, вторичное – бессрочно. Судьи верховного суда назначаются бессрочно президентом с согласия совета республики. В составе районных, городских и областных судов формируются специализированные коллегии по уголовным, гражданским делам, по делам несовершеннолетних. При областных судах действуют административные суды, решения которых могут быть обжалованы в верховный суд Белоруссии.
Хозяйственные суды: Высший хозяйственный суд -> областные хозяйственные суды -> районные хозяйственные суды Белоруссии.
Судьи хозяйственных судов назначаются президентом бессрочно.
Белорусский военный суд -> межгарнизонные военные суды Белоруссии.
Судьи назначаются президентом. Судьи белорусского военного суда назначаются бессрочно, межгарнизонных – первичное назначение – 5 лет, вторичное бессрочно.
В Белоруссии сформировано 2 органа судейского самоуправления – белорусский съезд судей решает вопросы финансирования судебной власти и вопросы связанные с внутренним распорядком деятельности судов; республиканский судебный совет решает вопросы подборки кадров на судейские должности, дисциплинарные наказания судей и анализ и обобщение публикация судебной практики.
Беларусь – простое унитарное государство, состоящее из 6 областей и 1 города республиканского значения – город Минск. В Белоруссии сохранились во многом элементы советской системы местного государственного управления: подчиненность/подотчетность нижестоящих органов вышестоящим; подконтрольность исполнительных органов представительным органам; в исполнительной власти преобладает назначаемость при формировании местных органов. Компетенцию местных советов определяет национальное собрание Белоруссии, а компетенцию местных исполнительных органов определяет президент. Верхняя палата Белоруссии может распустить местные представительные органы (нарушение законодательства, нарушение конституционной компетенции), а президент имеет право отправить в отставку руководителей местных исполнительных органов и отменять их решения.
Тема № : «Конституционное право Казахстана»
Конституция принята на референдуме 30 августа 1995 года.
Порядок изменения. С инициативой может выступить президент, либо парламент или правительство, но с одобрения президента (фактически президент распоряжается этим вопросом). Президент по своему усмотрению либо выносит проект закона о поправке на референдум (может быть принято абсолютным большинством), либо отправляет его в парламент (должен быть одобрен ¾ голосов обеих палат). Абсолютно укрепленные положения в Конституции Казахстана – о территориальном устройстве и о форме правления.
Конституционный контроль в Казахстане осуществляет конституционный совет и президент за актами исполнительной власти.
Гражданство регулируется законом 2004 года, но в Казахстане до сих пор сохраняется действие (от части) действие старого закона о гражданстве 1991 года и указа о регулировании вопросов гражданства 1995 года.
Приобретение гражданства по рождению:
- если хотя бы один из родителей является гражданином Казахстана и при этом если ребенок родился на территории Казахстана, либо оба родителя постоянно проживают на территории Казахстана;
- если родители ребенка относятся к разному гражданству и ребенок родился за пределами территории Казахстана, и родители постоянно проживают за границей, то гражданство ребенка определяется по письменному согласию родителей, а если такого согласия нет, то ребенок получается казахстанское гражданство;
- если родители ребенка неизвестны, он так же получает казахское гражданство;
- если оба родителя являются лицами без гражданства и оба проживают на территории Казахстана, то ребенок получает казахстанское гражданство.
Прием в гражданство. Вопросами занимается президент.
Цензы:
- ценз оседлости – 10 лет. Снимается для лиц, незаконно утративших казахстанское гражданство, а также для лиц, имеющих исторические и культурные связи с Казахстаном и для лиц, состоящих в браке с гражданином/гражданкой Казахстана. Ценз оседлости снижается до 5 лет для лиц, состоящих на службе Казахстана (военизированная, гражданская), а также для беженцев и вынужденных переселенцев.
Не могут быть приняты в гражданство Казахстана – лица, совершившие преступление на территории Казахстана; лица, призывающие к свержению законной власти; лица, проповедующие социальную, религиозную и др. рознь; лица, состоящие в гражданстве или на службе иностранного государства; если натурализация данного лица будет угрожать национальной безопасности, общественному порядку или здоровью граждан Казахстана.
Прекращение гражданства. Выход осуществляется в уведомительном порядке. Основания для ограничения выхода: наличие неисполненных обязательств, отбывание наказания за уголовное преступление и если это противоречит интересам государственной безопасности. Утрата гражданства Казахстана возможно: в случае приобретения незаконным путем; если человек поступил на службы иностранного государства; если человек выезжал на ПМЖ за границу и не встал на консульский учет в течении 5 лет.