Кооперативное движение в сельском хозяйстве наталкивается на определенные трудности и проблемы. Во-первых, нет достаточно подготовленных кадров для работы в кооперации; слабо развита маркетинговая служба, информационное обеспечение. Во-вторых, предстоит усиленная целенаправленная работа по преодолению антагонизма интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей, перерабатывающих и обслуживающих предприятий. В-третьих, требует серьезной доработки и Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации». Несовершенство юридических формулировок, противоречивость многих статей Закона друг другу, терминологическая путаница, отсутствие важных для создания и функционирования кооперативов положений делают его, по многочисленным отзывам с мест, трудно применимым на практике.
В порядке внесения изменений и дополнений в Федеральный закон “О сельскохозяйственной кооперации” можно было бы предложить отразить в нем особенности налогообложения потребительских сельскохозяйственных кооперативов как некоммерческих организаций, вопросов участия государственных средств в формировании паевого капитала и имущества кооператива, движения паев, более четко изложить вопросы разграничения обязательных и дополнительных паев, стимулирования инвесторов, использования прибыли и дохода, дифференцирования вопросов управления в производственных и потребительских кооперативах.
Необходимость развития кооперации, как наиболее отвечающей интересам сельскохозяйственных товаропроизводителей правовой формы организации производства, уже не оспаривается никем и стала общепризнанной истиной. Несмотря на это, кооперативные формы агропромышленных предприятий с трудом пробивают себе дорогу.
Помимо неблагоприятных макроэкономических условий, в которых находится как сельское хозяйство, так и смежные с ним отрасли экономики (неупорядоченность и высокий уровень налогообложения, крайне неудовлетворительное состояние финансирования производства, высокий диспаритет цен на сельскохозяйственные продукты и средства производства промышленного происхождения, кризис неплатежей и т.д.), сильное сдерживающее влияние на развитие всех видов аграрной кооперации оказывают также:
- недостаточная правовая и экономическая подготовка сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- недоучет сущности и принципов кооперации;
- несовершенство кооперативного законодательства;
- слабая государственная, муниципальная и общественная поддержка формирования кооперативных форм деятельности;
- отсутствие у широких масс сельскохозяйственных товаропроизводителей навыков хозяйственной самостоятельности и предпринимательства.
Тем не менее, объективные потребности развития сельскохозяйственного производства, требующие защиты экономических интересов аграрной сферы в системе межотраслевых хозяйственных связей, для успешного противостояния эксплуатации со стороны крупных торговых, промышленных и финансовых предприятий и организаций, диктуют необходимость объединения сельскохозяйственных товаропроизводителей и создания ими собственных структур по переработке и реализации продукции, производственному снабжению, агросервису, кредитно-финансовому и страховому обслуживанию на базе взаимопомощи.
В последнее время в государственной политике по отношению к кооперативному сектору в агропромышленном комплексе наметились позитивные изменения, которые оказывают стимулирующее влияние на развитие сельскохозяйственной кооперации. В Федеральной целевой программе стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы, утвержденной Президентом Российской Федерации 18 июня 1996г.[1], развитие сельскохозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции было признано одним из важнейших направлений аграрной реформы. В Программе отмечалось, что развитие кооперации создаст основу для становления новых производственных отношений. Кооперация в агропромышленном комплексе будет развиваться по следующим основным направлениям:
сельскохозяйственная производственная кооперация, базирующаяся на личном трудовом участии, объединении имущественных и земельных паев для производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, выполнения других видов деятельности, исходя из интересов коллектива;
кооперация крестьянских (фермерских) хозяйств для совместной обработки земли, ведения животноводства и выполнения других работ;
кооперация для переработки сельскохозяйственной продукции, снабженческая и сбытовая, иные ее формы;
кредитная и страховая кооперация для обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей кредитами за счет собственных сбережений, накоплений и заемных средств и оказания услуг по производственному и личному страхованию.
Учитывая объективную необходимость обеспечения финансовой устойчивости функционирования агропромышленных формирований в переходный период, ставилась задача поддерживать создание ассоциаций и союзов, включающих сельскохозяйственные, промышленные предприятия и другие. Агропромышленная интеграция будет осуществляться в различных формах - концерны, агрокомбинаты, агрофирмы и иные формирования по производству, переработке, хранению и торговле сельскохозяйственной продукцией и продовольствием. Получат развитие многоотраслевые структуры холдингового типа, интегрирующие на акционерных началах материально-технические и финансовые ресурсы крупных фирм и других предпринимательских структур, а также отдельных регионов, такие, как финансово-промышленные группы, объединяющие сельскохозяйственных товаропроизводителей с промышленными предприятиями, банковскими и другими структурами на региональном и межрегиональном уровнях.
Кредитные кооперативы станут более эффективным средством распределения государственных кредитов сельскохозяйственным заемщикам, а также источником первоначального капитала для мелкого бизнеса на селе, который призван решить проблемы создания сельской инфраструктуры и применения избыточной рабочей силы непосредственно в сельском хозяйстве.
Содержащиеся в этой Программе положения, касающиеся фермерского хозяйства и сельскохозяйственной кооперации, нашли конкретизацию и более расширенное рассмотрение в утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1996г. №1499 Федеральной целевой программе развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996-2000 годы[2]. Основные программные мероприятия направлены на создание организационных, экономических, правовых и социальных условий эффективного функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов, формирование рыночной инфраструктуры на основе кооперации, совершенствование механизма государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов.
В Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации разработана и 7 июля 1997г. утверждена Программа развития сельскохозяйственной кооперации на период до 2000 года[3]. В ней предусматривается широкий спектр мероприятий по созданию правовых, экономических, организационных условий для эффективной деятельности сельскохозяйственных производственных, перерабатывающих, снабженческо-сбытовых, агросервисных, кредитных, страховых и других кооперативов и их союзов. В системе государственной поддержки сельскохозяйственной кооперации приоритеты отдаются сельскохозяйственным кооперативам в сфере производства продукции и продовольствия, а также оказания услуг товаропроизводителям.
Предусматриваются разработка и принятие Федеральных законов: “О сельских кредитных кооперативах”, “О сельских страховых кооперативах”, внесение дополнений и изменений: в Гражданский кодекс Российской Федерации в части введения в главу 4 нормы, содержащей понятие “сельскохозяйственный кооператив” и определяющей специфику его статуса и функционирования, а также в Федеральный закон “О сельскохозяйственной кооперации” в части конкретизации порядка формирования имущества кооперативов и организации управления кооперативом, принципов создания союзов кооперативов и управления ими.
Таким образом, государство предусматривает целый ряд мер содействия развитию кооперативного сектора и повышению его роли и влияния в стабилизации сельскохозяйственного производства и повышении его эффективности, формировании рыночных отношений в агропромышленном комплексе.
Правовой базой для организации и деятельности сельскохозяйственных предприятий на кооперативной основе является, как уже отмечалось, Федеральный закон “О сельскохозяйственной кооперации” от 8 декабря 1995г. В Законе речь идет о правовом регулировании всех звеньев сельскохозяйственной кооперации, а не только ее первичного звена - кооперативов. Согласно ст.1 рассматриваемого Закона, сельскохозяйственная кооперация - это система различных сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, созданных сельскохозяйственными товаропроизводителями в целях удовлетворения своих экономических и иных потребностей.
Согласно этому Закону, производственные кооперативы создаются для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной, не запрещенной законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива. Основными видами производственных кооперативов являются сельскохозяйственные артели, или колхозы, и так называемые кооперативные хозяйства (коопхозы).
В колхозах паевые взносы членов, будь то денежные средства, земельные участки, другое имущество, поступают в паевой фонд кооператива и становятся его собственностью. Решение о форме (денежной или натуральной) и размерах возвращения члену “нового” колхоза (или его наследнику) принадлежащего ему пая в случае его выхода из колхоза принимает общее собрание.
В коопхозах объединяемые для совместной производственной деятельности земельные участки в паевой фонд кооператива не передаются, оставаясь в собственности члена. По отношению к производственным кооперативам действует положение Гражданского кодекса РФ о субсидиарной ответственности их членов по обязательствам кооператива, чего не допускалось даже в советских колхозах.
Согласно Закону, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, как объединения сельскохозяйственных товаропроизводителей (граждан и юридических лиц), в зависимости от вида их деятельности, подразделяются на перерабатывающие, сбытовые, обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие, кредитные, страховые и комплексные.
Потребительский кооператив может быть образован при наличии не менее двух юридических или пяти физических лиц. Не менее 50% объема деятельности этих кооперативов должно приходиться на их членов. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы функционируют преимущественно на базе наемного труда.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13