Культура и общество
КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО
СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурной традиции, коллективных представлений и верований и т.д.). С. — результат и целенаправленное формирование личности посредством воспитания и формального обучения, и стихийного воздействия на личность жизненных обстоятельств. Понятие С. появилось в 30-е гг. и с 40-50-х гг. широко используется в социологии, социальной психологии и антропологии. В американской антропологии, традиционно сосредоточенной на изучении культуры, этот термин был подвергнут критике как преувеличивающий значимость усвоения социальных ролей и упускающий из виду передачу когнитивных аспектов культуры; были предложены альтернативные термины «культурализация» (К. Клакхон) и «инкультурация» (М. Херсковиц). На сегодняшний день С. и инкультурация рассматриваются как два аспекта единого процесса вхождения индивида в социокультурную систему. Хотя изучается главным образом процесс С. индивида в детском и юношеском возрасте («этнография детства» и т.д.), этот процесс охватывает всю человеч. жизнь, т.к. и взрослый человек может под давлением жизненных обстоятельств осваивать новые роли и модели поведения.
В к. 19-нач. 20 в. исследования С. концентрировались вокруг спора о роли наследственности и среды в формировании поведения: У. Макдаугалл, А. Гезелл, Ж. Пиаже отстаивали тезис о доминирующей роли наследственности; Дж. Болдуин и Дж.Г. Мид утверждали, что определяющее воздействие на формирование поведения оказывает среда, и исходили из постулирования врожденной склонности ребенка к имитации. Наиболее мощный толчок развитию исследований С. и детства в разных культурах дали теории Фрейда об определяющей роли семьи в формировании поведения и личности индивида, роли идентификации в усвоении ребенком социальных норм и запретов, Эдиповом комплексе и т.д. В 20-40-е гг. американские антропологи, вдохновленные идеями психоанализа, проводили многочисленные исследования С. и детства: М. Мид (изучение взросления на Новой Гвинее), Г. Рохейм (исследование детства в Австралии и Меланезии, ориентированное на подтверждение гипотезы о существовании и универсальном значении Эдипова комплекса), Э. Эриксон (изучение связи различных культурных феноменов с особенностями С. у индейцев юрок и сиу), Дж. Доллард, Кардинер, Линтон, К. Дюбуа и др. В бихевиоризме (Дж. Уотсон) и теории научения (Э. Торндайк, К. Холл, Дж. Уайтинг, Р. Сеарз) С. интерпретировалась как социально обусловленное научение, и для ее изучения использовались эксперимент, и статистические методы. В символическом интеракционизме (Дж. Г. Мид, Г. Блумер) С. рассматривается как рез-т социального взаимодействия, в котором ребенок последовательно принимает роли «другого», «других», «обобщенного другого». Гуманистическая психология (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс) трактует С. как самоактуализацию Я-концепции; структурно-функционалистская теория Парсонса — как процесс интеграции индивида в социальную систему посредством интернализации норм. Первичным «агентом» С., по Парсонсу, является семья. Исследования американского антрополога Т. Тернера показали, что первичной социализирующей общностью может быть и не семья. С. — предмет многочисленных сравнительных и кросскультурных исследований, использующих различные методы: экспериментальные методы (Дж. Уайтинг и И. Чайлд), психологическ. тесты (К. Клакхон), непосредственное наблюдение (этнологические исследования А. Бандуры, М. Мейна и др.). В наст. время С. рассматривается как комплексный и многоаспектный процесс, к которому могут быть применены разные подходы в зависимости от исследовательских задач.
СОЦИАЛЬНАЯ МОРФОЛОГИЯ - отрасль социологии и культурологии. Предмет изучения — «морфологические факты» («формы коллективного бытия»), включающие в себя геогр. среду жизни обществ в ее связи с социальной организацией, народонаселение, его плотность, объем и распределение по территории, материальную культуру и институционализированные «устоявшиеся формы действия», являющиеся продуктами предшествующей социальной деятельности (право, нравы и т.д.). Морфологические факты, по Дюркгейму, образуют «субстрат коллективной жизни», внутреннюю среду всякого общества, и эта внутренняя социальная среда признается как определяющий фактор «коллективной эволюции». В соответствии с методологическим правилом, согласно которому «определяющую причину данного социального факта надо искать среди предшествующих социальных фактов», фактам С.м. принадлежит решающая роль в социологических объяснениях. Элементами внутренней социальной среды общества являются вещи (культурные объекты и институты) и люди; активным фактором эволюции — люди, человеч. среда. Осн. свойства человеч. среды — объем общества («число социальных единиц») и динамическая плотность общества («степень концентрации массы»). Плотность общества выражается в его «материальной плотности» (демографических параметрах и развитии средств связи и коммуникации) и «нравственной сплоченности», измеряемой количеством межчеловеческих контактов и проявляющейся в степени слияния социальных сегментов.
Задачей С.м. Дюркгейм считал «построение и классификацию социальных типов», т.е. создание формальной типологии обществ на основе их наиболее существ, структурных признаков (природы составных элементов, их числа и способа их соединения). Исходя из того, что общества состоят из частей (более простых обществ, или сегментов) и что все «общества суть различные комбинации одного и того же исходного общества», Дюркгейм предложил начать построение типологии «с классификации обществ по степени сложности их состава, беря в качестве основы совершенно простое общество с единств, сегментом». Таким простейшим социальным сегментом Дюркгейм считал орду; все общества, с т. зр. их структуры, представляют собой рез-т объединения простых обществ во все более и более сложные, сопровождающегося теми или иными формами их сочленения. Сам Дюркгейм подробной типологии обществ не создал, однако выявленные им общие принципы структурной организации обществ позволили ему использовать данные С.м. при объяснении важных социальных процессов (особенно разделения труда).
Концепция С.м., разработанная Дюркгеймом, нашла дальнейшее развитие как в социально-демографических исследованиях, так и в социальной антропологии, оказав существ, влияние на англ. антропологию (Радклифф-Браун и его последователи), а также сказалась в исследованиях Леви-Стросса связи структурной логики культуры с географическим и физическим выражениями социальной системы.
СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ — понятие, используемое в системном подходе для обозначения того факта, что любая социальная группа является структурированной, организованной системой, элементы которой не изолированы друг от друга, а связаны определен. отношениями, характеризующими данную социальную группу. Понятие С.о. возникло на рубеже 18-19 вв. во Франции и проникло п социальные науки благодаря деятельности сенсимонистов, активно использовавших аналогию общества с организмом и отстаивавших идею разумной организации общества. До сер. 20 в. применение этого термина было довольно аморфным; он употреблялся как синоним понятий «социальная система» и «социальная структура». В функциональной школе англ. социальной антропологии, где этот термин использовался наиболее активно, было дано несколько определений С.о. Малиновский определил ее как целенаправленный способ воздействия людей на среду для удовлетворения своих потребностей (1948). Радклифф-Браун в ранних работах использовал термины «социальная структура» и «С.о.» как синонимы, но позднее провел между ними различие, определив социальную структуру как «аранжировку индивидов» в системе, а С.о. — как «аранжировку типов деятельности» в системе, или как аранжировку ролей, закрепленных за социальными статусами, конституирующими социальную структуру (1952). Раннефункционалистские подходы характеризовались изучением С.о. как «статич.» аспекта социальной системы, в связи с особым интересом функционалистов к функционированию общества, их негативным отношением к истории, скептицизмом в отношении возможностей «диахронного» анализа. Такой статич. подход к пониманию С.о. подвергся критике, в т.ч. и со стороны некоторых функционалистов. Р. Фёрт, впервые попытавшийся применить в рамках антропологии теорию действия, разграничил три уровня анализа обществ: социальную структуру; функцию; С.о. С.о., т.о. была выделена как особый уровень анализа (1951). Если социальная структура — комплекс правил и принципов, управляющих социальным действием, а функция — способ, которым социальные отношения служат достижению целей (индивидуальных или коллективных), то С.о. является динамич. аспектом социальных отношений, включающим в себя ситуационный выбор альтернатив действия, принятие решений и стратегию действия. С т. зр. Фёрта, структурно-функциональный подход, с его концепцией индивидов и групп как пассивных реципиентов и исполнителей предписанных социальных ролей, игнорирует тот факт, что индивиды или группы, действующие для достижения своих целей, сталкиваются с ситуацией выбора, когда они должны принимать решения, какой из альтернативных способов действия выбрать, и могут при этом вступать в конфликты и конкуренцию с другими индивидами или группами. С.о. как динамический аспект социальных отношений составляет, по Фёрту, принципиально важную часть предмета антропологических исследований.
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА — понятие, широко используемое в социологии, антропологии и культурологии, обозначающее совокупность устойчивых элементов социальной системы (институтов, ролей, статусов), относительно независимых от незначит. колебаний в отношениях между системой и средой и обеспечивающих преемственность и устойчивость моделей поведения и социальных отношений во времени. Это понятие имеет богатую предысторию, связанную с представлениями об обществе как организованной, структурированной, неоднородной системе, но было введено в категориальный аппарат социальных наук в 19 в., гл. обр. благодаря социологической теории Спенсера, который поставил изучение С.с. в центр социологического исследования обществ. Дюркгейм развил морфологическую концепцию С.с. (Социальная морфология) и рассматривал структурно-морфологические изменения как источник развития обществ. После Второй мировой войны понятие С.с. приобрело большую популярность в социологии в связи с развитием структурного функционализма (Р. Мертон, Парсонс и др.). Общепринятого определения этого понятия нет; в рамках различных школ социологии и антропологии были сформулированы различные концепции С.с. Радклифф-Браун, продолжая традицию морфологического подхода к изучению С.с., идущую от Дюркгейма, развил принципы изучения структуры примитивных обществ и проделал большую работу по типологизации различных социальных структур в своих исследованиях родства и брака. В концепции Радклифф-Брауна изучение структуры неразрывно связано с изучением функций элементов системы; С.с. должны изучаться с т. зр. их формальных, доступных наблюдению устойчивых характеристик. С.с. могут быть изучены с т. зр. того или иного формального аспекта (полит, структуры, структуры родства и т.д.). С.с. Радклифф-Браун определял как «аранжировку индивидов» в обществе, т.е. как систему статусных позиций, занимая которые индивид попадает в определен. типы отношений с др. людьми. Статич. и внеисторическ. понимание С.с. вызвало критику и породило попытки внесения в функциональный подход элементов динамич. анализа (Р. Фёрт, А. Ричарде, Лин-тон, Лич и др.). Фёрт разграничил понятия «С.с.» и «социальной организации», понимая под последней динамич. аспект социальных отношений, выражающий отклонения действительного поведения от формальных правил, вытекающих из изучения требований статич. С.с. Амер. этнолог Мёрдок аналогичным образом рассматривал понятие С.с. как статичное и пригодное гл. обр. для иллюстративных целей, в то же время считая необходимым перенести акцент исследования со структурных аспектов социальной системы на процессуальные. Иное понимание С.с. сложилось во франц. структурной антропологии. Леви-Стросс подверг критике концепции англ. структуралистов и функционалистов и отверг возможность эмпирич. вычленения С.с. из наблюдаемого поведения. Эмпирич. С.с. понимаются им как манифестации лежащих в их основе общих структурных моделей, относящихся к сфере коллективного бессознательного. Эти структурные модели не могут быть познаны путем индуктивных обобщений, они могут быть получены лишь путем математич. моделирования и последующего соотнесения этих моделей с реально существующими обществами.
Страницы: 1, 2