Культура и общество

СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ — важнейшая содержательная компонента культуры, представляющая собой исторически селектированные и акку­мулированные в обществ, сознании членов сообществ формы осуществления любой социально значимой деятельности и взаимодействия людей, по­казавшие свою приемлемость не только с т.зр. непосредств. утилитарной эффективности, но и в поддержании требуемого в существующих усло­виях уровня социальной консолидированности сообщества и его функцио­нальных сегментов и подсистем, устойчивости организационных форм и эффективности процессов регуляции коллективной жизнедеятельности.

С.о. накапливается в процессе реальной совместной деятельности людей для удовлетворения их групповых и индивидуальных интересов и потребностей, в ходе которой происходит постоянная стихийная отбраков­ка тех форм (технологий и результатов) их действий, поступков, комму­никативных актов, применяемых при этом средств, идейных и ценнос­тных оснований и т.п., признающихся вредными или потенциально опасными для существующего уровня социальной интегрированности коллектива, оказывающихся неприемлемыми по своей социальной цене и последствиям. Некоторые из этих нежелат. форм со временем попадают под институциональное табуирование (законодат., религ. и иные запре­ты, санкции и пр.), другие остаются осуждаемыми в рамках обычаев (мо­рали, нравственности). Формы же, в краткосрочном, и особенно долго­срочном плане показывающие себя вполне приемлемыми или даже же­лательными с точки зрения поддержания, воспроизводства, а порой и повышения уровня социальной консолидированности членов сообщества, их толерантности, качества их взаимопонимания и взаимодействия, так же стихийно, а со временем и институционально отбираются в качестве ре­комендуемых, аккумулируются и закрепляются в социальных нормах, эталонах, ценностях, правилах, законах, идейных установлениях и пр.

Т.о., первая культурная функция С.о. заключается в аккумулировании прямых (выраженных в императивных установлениях, ценностях, нор­мах) и опосредствованных (опредмеченных в предпочитаемых и допус­тимых технологиях и продуктах социально значимой деятельности) спо­собов поддержания и обеспечения социальной интегрированности лю­дей в более или менее устойчивых организационно-деятельностных фор­мах. Следует отметить, что С.о. включает в себя прежде всего набор цен­ностных ориентации, принятых в данном сообществе; а всякая ценность, с т.зр. ее социокультурных функций, — прежде всего то, что обеспечива­ет поддержание социальной консолидированности людей, снятие, пони­жение или недопущение социально опасных напряжений, противоре­чий, конфликтов, преодоление агрессивных, эгоистич. и иных социально безответств. проявлений человека, и одновременно имеет целью по­вышение взаимопонимания, толерантности, комплементарности, согла­сия, выработку общих оценочных критериев и конвенциональных интер­претаций и т.п. Эмпирически ни у одного народа невозможно выявить к.-л. ценностные установки, намеренно стимулирующие социальную де­струкцию (разумеется, внутри сообщества, на социальное окружение этот принцип может и не распространяться). С этой т.зр., культура — это действительно совокупность позитивных, социально консолидирующих интенций человеч. существования, что неоднократно подчеркивалось многими мыслителями.

Вместе с тем разнообразие природных и историческ. условий и обстоятельств, в которых существуют разные сообщества (а двух сообществ с абсолютно идентичны­ми историческ. судьбами быть не может), ведет к формированию структурной и содержат, специфики всякого кон/кретно-историческ. коллектива людей,.что в свою очередь является одним из осн. источников напряжений и конфлик­тов между различн. сообществами и их членами. Известно, что существ, часть межэтнических, межконфессиональных и межгосударственных противоречий и столкновений была связана с несовпадением систем ценностных ориентации, мировоззре­ний, представлений о справедливости, достоинстве, нравственности и т.п., т.е. локального С.о. конфликтующих сообществ. Вместе с тем в силу единства физич. и психич. природы людей, их антропол. и социальных потребностей и интересов многие элементы С.о. всех человеч. коллективов по существу совпадают, что и является основанием для взаимопонимания и взаимодей­ствия между сообществами. Более того, всякий человеч. индивид помимо усво­енного им С.о. общества проживания (т.е. его культуры) обладает и уникальным личностным С.о., складывающимся в ходе его жизни и специфичным в со­ответствии с биографией данного человека. Поэтому процессы межлично­стного взаимодействия между людьми являются в известном смысле мини­атюрными аналогами взаимодействий между сообществами и точно так же строятся на элементах сходства и различия их С.о. Т.о. выявляется вторая важнейшая социокультурная функция С.о. — аккумуляция локальных куль­турных черт и на уровне устойчивых социальных коллективов, и в личнос­тной культурной специфике индивидов.

Третья культурная функция С.о. — социальное воспроизводство сообществ — трансляция их культурных особенностей от поколения к по­колению. В конечном счете содержание наследуемых традиций, норм, ценностей, паттернов и т.п. — и есть С.о. данного сообщества, передаваемый посредством технологий воспитания, образования, обрядово-ритуальной практики и иных форм социализации и инкультурации нового поколе­ния, т.е. набор устоявшихся в сообществе допустимых и предпочитаемых форм и рез-тов деятельности, поведения, взаимодействия, критериев оценок, интерпретаций и пр. Сам по себе процесс социализации и ин­культурации индивида представляет собой динамику усвоения им имен­но элементов С.о. в виде накопленных сообществом знаний об окружающем мире, принципов, умений и навыков коллективного общежития и соци­ально значимой продуктивной деятельности, критериев самоопределения в сообществе и технологий социального взаимодействия, а также общественно признаваемой идеологии, верований, форм творч. самовыражения.

Т.о. , С.о., если он и не тождествен всей культуре во всем многообразии ее форм и артефактов, является квинтэссенцией ее содержания, продуктом историческ. селекции различн. технологий удовлетворения человеч. интересов и по­требностей, аккумулирующим наиболее приемлемые по социальной цене и последствиям способы осуществления коллективной жизнедеятельности людей, их социальной консолидации и регуляции, локализации культурной специфики сообществ и их социального воспроизводства.

СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР — понятие в концепциях, разработан­ных в рамках психоаналитич. направления в социологии для объяснения взаимодействия между индивидом и обществом, влияния социально-экон. и культурных факторов на формирование человеч. характера, роли психологическ. фактора в социальном процессе. Концепции С.х. возникли на базе дина-мич. концепции характера, разработанной Фрейдом, установившим раз­личие между характером и поведением. Характер рассматривался как система доминирующих бессознат. побуждений. Были выделены специфич. типы характера, связанные с различн. фиксациями либидо (орально-рецептивный, анальный и генитальный). Наиболее влиятельные концеп­ции С.х.разработаны Фроммом и Д. Рисменом. Фромм приступил к ис­следованию проблемы С.х. в 1931; первоначально он пользовался поня­тием «либидозная структура общества», но вскоре отказался от него и заме­тил его термином С.х., восприняв динамич. понимание характера, пред­ложенное Фрейдом, и рассматривая его как совокупность доминантных мотивов поведения; однако он считал, что характер не может быть объяс­нен биологически (через развитие либидо), т.к. на его формирование оказывают большое влияние социоэкон. факторы. Общие социальные и экон. условия жизни формируют у членов общества установки, которые не мо­гут быть объяснены особенностями индивидуального развития; С.х. от­личается от индивидуального и включает в себя «ту совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникла в результате общих для них переживаний и общего образа жизни». С.х. представляет собой некую целостную бессознат. структуру, которая мотивирует поведение членов общества и придает ему в той или иной степени общую направленность и согласованность. Тем самым С.х. выполняет важные биологическ. и социальные функции: он заменяет у че­ловека систему инстинктов; освобождает его от обдумывания каждого действия; позволяет индивиду действовать последовательно, делает его поведение предсказуемым; определяет мысли, чувства и действия инди­видов и, заставляя их «хотеть делать то, что они должны делать», является «цементирующей силой» общества; удовлетворяет «религ. потребности» ин­дивида (потребность в системе ориентации и объекте поклонения); когда социальные условия не соответствуют С.х., он может превратиться из «цемента» в «динамит» и стать мощным фактором социального измене­ния. Суть характера определяется ориентацией, лежащей в основе отно­шения человека к миру. В работе «Человек для себя» (1947) Фромм вы­делил 5 осн. ориентации характера (идеальных типов): неплодотворные ориентации (рецептивную, эксплуататорскую, стяжательскую и рыноч­ную) и плодотворную ориентацию, основанную на любви и созидании. С.х. представляет собой то или иное сочетание этих ориентации, одна­ко какая-то ориентация может быть доминирующей. Напр., в С.х. сред­него класса в период Реформации и первонач. накопления капитала до­минировала стяжательская ориентация. Для современ. индустриального общества характерна рыночная ориентация; Фромм считал, что порождаемые современ. образом жизни черты характера «патогенны и в конечном счете форми­руют больную личность, а следовательно, и больное общество». Он считал, что выход из современ. кризиса возможен только при победе плодотворной ориентации над рыночной. Рисмен представил несколько иную С.х. в работе «Одинокая толпа» (1950). С.х. он дал более общее и описат. опре­деление, интерпретировав его как «ту часть характера, которая разделяет­ся значимыми социальными группами и которая... является продуктом жизненного опыта этих групп». С.х. гарантирует определен. степень конформ­ности индивидов по отношению к своему обществу; в его основе лежит спе-цифич. способ конформности. Рисмен предложил свою типологию С.х., выделив три типа (идеальных типа): ориентированный-на-традицию, ориентированный-на-себя и ориентированный-на-другого. Эти три типа последовательно доминируют в истории: первый характерен для консер­вативных доиндустриальных обществ с высоким потенциалом прироста на­селения, второй — для промышленных обществ, находящихся в процессе капиталистич. развития (этот тип близок к описанному М. Вебером в ис­следовании о протестантской этике), третий — для современ. развитых обществ, гл. обр. для крупных урбанистич. центров. К С.х. близки концепции «нац. характера» (М. Мид, Р. Бенедикт, Дж. Горер) «базисных типов лич­ности» (Кардинер); «статусной личности» (Линтон), «модальной лично­сти» (Д. Хонигман, А. Инкелес, К. Дюбуа), а также исследования «авто­ритарной личности» (М. Хоркхаймер, Адорно и др.).

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА - термин, используемый в соци­альной антропологии и культурологии в качестве альтернативы терми­нам «социальная система» и «культурная система». Использование этого понятия помогает обеспечить многофакторный подход к изучению социокультурной реальности и избежать социол. (Дюркгейм и франц. социол. школа), технологич. (К. Маркс, У. Огборн, Т. Веблен) и культур­ного (Л. Уайт, А. Кардинер, М. Мид) детерминизма. Применение данно­го термина предполагает невозможность строгого и методологически адекватного разграничения социальных и культурных аспектов единой социокультурной реальности.

В «интегральной социологии» П. Сорокина различаются С.с. разных уровней, в т.ч. социокультурные суперсистемы, закономерности смены которых управляют историческ. развитием обществ на больших отрезках времени. Суперсистемы организуются вокруг мировоззрений (фундаментальных идей относительно природы реальности и методов ее постижения). Со­рокин выделил три суперсистемы: чувственную, идеациональную и иде­алистическую. Каждое общество в своем историческ. развитии подчиняется закону последоват. циклич. чередования этих трех суперсистем; социальные и культурные системы низших уровней в той или иной степени соответ­ствуют доминирующей в данном обществе в данный момент суперсистеме. Переход от одного типа мировоззрения к другому (от одной суперсисте­мы к другой) вызывает трансформацию социальных структур и культур­ных образцов.


ЛИТЕРАТУРА



1.      Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978

2.      ЗдравомысловА.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986

3.      Ор­лова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

4.      Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990; Он же. Иметь или быть? М., 1990; Он же. Человек для себя. Минск, 1992; Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество // РЖ. Обществ, науки за рубежом. Сер. 11. Социология. 1992. № 2.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать