Малый бизнес: проблемы становления и развития

Производственный кооператив - организационно-правовая форма коллективного 'предпринимательства, создаваемая доброволь­ным объединением не менее пяти граждан на основе их личного труда.

Имущество кооператива складывается из паев вступающих в него членов, которые несут солидарную ответственность по обяза­тельствам кооператива. Наибольшее распространение кооперативы (артели) получили в сельском хозяйстве, строительстве жилья, рыболовстве.

Государственное предприятие - производственное образо­вание, создаваемое государством для выполнения определенных целей и задач, например, почта, железная дорога, оборонное пред­приятие, «Монетный двор» и др.

Каждое из названных предприятий и хозяйственных обществ обладает следующими общими чертами:

• самостоятельный хозяйственный субъект с правами юридического лица, производящий и реализующий продукцию, товары, услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономи­ческой деятельности;

• имущественный комплекс, используемый для осуществления пред­принимательской деятельности;

• объект купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав?

Учитывая общность характеристик и необходимость универса­лизации текста в дальнейшем будем называть все виды предприя­тий и обществ предприятиями, если не будет потребности уточ­нения их вида или организационно-правовой формы.

С целью повышения эффективности своей деятельности пред­приятия добровольно объединяются в ассоциации, корпорации, кон­церны, консорциумы, производственные объединения, научно-про­изводственные объединения, финансово-промышленные группы и другие объединения по отраслевому, территориальному и иным принципам.

Ассоциация - договорное объединение нескольких предприя­тий, создаваемое с целью постоянной координации производственных, научно-технических, экономических, социальных и других задач. Ассоциация не имеет права вмешиваться в производственно-хозяйст­венную деятельность своих участников.

Корпорация - договорное объединение, создаваемое на основе сочетания производственных, научных и коммерческих интересов, с делегированием отдельных полномочий централизованного регули­рования деятельности каждого из участников.

Концерн - уставное объединение предприятий промышлен­ности, транспорта, банков, торговли, научных учреждений и т.д. на основе полной финансовой зависимости от одного или группы предприятий.

Консорциум - временное уставное объединение промышлен­ных предприятий и банков для достижения общих целей.

Производственное объединение - объединение промыш­ленных предприятий на основе однородных технологий, изделий с централизацией финансовых, учетных, производственных функций или части их.

Научно-производственное объединение (НПО) - объеди­нение научных, технологических, конструкторских и промышленных предприятий во главе с научно-исследовательской организацией. НПО призвано обеспечить неразрывное единство цикла создания новых изделий: наука - технология - опытный образец - массовое производство.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) - объединение промышленных предприятий, научных и конструкторских организа­ций, страховых обществ (компаний) и торговых предприятий во главе с банком.

Объединение предприятий имеет свои положительные и отри­цательные аспекты. Преимущества: сокращение объема инвестиций и делового риска, приобретение производственной базы или источ­ников сырья, материально-технических и финансовых ресурсов, сни­жение издержек производства, доступ к высоким технологиям конкурентоспособной продукции, помощь в продвижении продукции на рынок. Недостатки: появление бюрократической верхушки, потеря гибкости, противоречия внутренней структуры.

Как видим, предпринимательская деятельность малых предприя­тий может осуществляться в различных формах. Кроме того, пред­принимательство малых предприятий различают по назначению: производственное, строительное, коммерческое, финансовое, посред­ническое, оказание услуг,, и др.

Производственный вид деятельности предполагает, что само малое предприятие непосредственным образом, используя орудия труда, сырье, рабочую, силу, производит товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности, для последующей продажи потреби­телям, покупателям.

Строительство - создание новых жилых и промышленных зданий, сооружений, домов, дач, коттеджей, гаражей, складов, дорог и др. Многие малые предприятия специализируются только на от­дельных видах комплекса строительных работ: электротехнических, отделочных, штукатурных, малярных, дизайнерских, слесарно-водо-проводных, монтажу лифтов, кондиционеров, благоустройству терри­тории, примыкающей к новым домам, дачам, коттеджам.

Коммерческий вид деятельности требует от работников мало­го предприятия умения продавца, торговца, купца по приобретению товаров у одних лиц и продаже их другим. В этом случае прибыль предприятия образуется из разности цен приобретения и продажи товаров. К коммерческой деятельности относится оптовая и рознич­ная торговля. Оптовый торговец осуществляет торговлю товарами крупными партиями, хранит их на складах, организует погрузочно-разгрузочные и экспедиторские работы, транспортировку, осуществ­ляет срочные поставки, услуги, продает товары в кредит, что и повышает стоимость приобретенных товаров. Розничный торговец приобретает товары у оптовых торговцев и производителей, хранит их до продажи покупателям, предоставляет услуги, продает единица­ми или мелкими партиями и за свой труд повышает цену розничной продажи. Разница между выручкой от продажи и расходами торговца (издержками обращения) является его доходом.

Финансовое предпринимательство - продажа одних де­нежных 'средств за другие, например, продажа валюты и ценных

бумаг за национальные денежные знаки. Прибыль предприятия возникает в результате продажи финансовых ресурсов за опреде­ленный процент,

Посредничеством называют предпринимательство, в котором само предприятие не производит и не продает товары, а выступает в качестве связующего звена между производителем и покупателем, в товарно-денежных операциях. Главной задачей посредника являет­ся подбор производителю необходимого покупателя, а покупателю -необходимого товара. Посредник оказывает услуги каждой из заинтересованных сторон и вправе рассчитывать на вознаграждение за свой труд.

Оказание услуг - широкая и разнообразная сфера деятельнос­ти: от ремонта обуви, одежды, жилья, автомобилей, бытовой техники, купли-продажи недвижимости, до юридических, управленческих, общеобразовательных консультаций, бухгалтерского учета, страхова­ния, транспортного и коммунального обслуживания, программирова­ния, исследования конъюнктуры рынка и др.

В бывшем СССР предприятия с численностью работающих свыше 1000 человек производили почти три четверти всей промыш­ленной продукции, эксплуатировали 80 процентов основных произ­водственных фондов, потребляли около 90 процентов всей электро­энергии. Такой уровень концентрации был адекватен планово-дирек­тивной системе управления. Малым количеством крупных пред­приятий удобно управлять, устанавливать им плановые задания и нормативы, распределять между ними ресурсы, назначать и смещать руководителей.

Крупные предприятия создавались по принципу максимально замкнутого комплекса подразделений. Это диктовалось реальными условиями деятельности предприятий и было узаконено норматив­ными актами, регулирующими их типовые структуры. Состав подраз­делений основного производства формировался таким образом, что­бы свести к минимуму зависимость предприятий от поставщиков. На каждом предприятии создавалась широкая номенклатура подраз­делений вспомогательного производства. Аппарат управления, как правило, включал многочисленные отделы, группы, бюро, лаборатории. Такой подход к формированию структуры предприятий дикто­вался не только ведомственным монополизмом, стремлением макси­мально ограничить связи из-за межведомственных барьеров, но и тем, что оплата услуг других организаций, как правило, обходилась дороже по сравнению с затратами на содержание своих соответст­вующих подразделений. Кроме того, такому подходу к формированию структуры предприятий способствовал и принятый порядок оплаты труда руководителей в зависимости от категории предприятий, кото­рая определялась численностью работников.

В комплексах внутренних подразделений предприятий всегда можно было различить две основные части по признаку постоянства уровней нагрузок. Одна часть подразделений отличалась возможно­стью поддержания постоянного и притом относительно высокого уровня нагрузки. В другой же части подразделений нагрузки носят пульсирующий характер. Эти подразделения полностью загружены в отдельные периоды (в связи с освоением новой продукции, при разработке плановой и технологической документации, при подведе­нии итогов и т. п.). В остальное время нагрузки таких подразделений снижаются - иногда до нулевых значений. Причем всякого рода попытки искусственно выровнять нагрузки (например, работами впрок, на задел), как правило, оказываются малоэффективными.

На эту структурную особенность «традиционных» предприятий рыночная экономика отреагировала определенными тенденциями. На протяжении последних лет и десятилетий в странах с современ­ной рыночной экономикой просматривается отчетливое стремление предприятий дистанциироваться от многих функций, выполнявшихся ранее их внутренними подразделениями, в первую очередь такими, которые отличались пульсирующими нагрузками. Именно за счет этого фактора сокращается число промышленных гигантов, и, вместе с тем, возрастает количество малых предприятий. Вопреки теорети­ческой догме о неотвратимости процесса концентрации производства, средние размеры предприятий обнаруживают явную тенденцию к уменьшению. Так, в США в начале столетия насчитывалось 300 тыс. мелких фирм, к середине 60-х годов их было уже 5 млн., а к 1990 г. стало 19 млн. (без сельскохозяйственных). Из них имеют наемную рабочую силу 3,8 млн., из которых 87% - с численностью работников до 20 чел. Обследование 410 наиболее крупных корпо­раций показало), что средняя численность работников на пред­приятиях, построенных до 1970 г., составила 644 чел., тогда как в 80-е годы она снизилась до 210 чел. Доля малых предприятий в производстве продукции промышленности США достигла 50 процентов, в Японии она еще выше - 55 процентов

Формируя рыночные отношения в Украине, нельзя не учитывать эту общемировую тенденцию.

Дезинтеграцию предприятий (в первую очередь крупных и сред­них) следует рассматривать в тесной связи с образованием сети малых предприятий и расширением на данной основе сферы конку­рентных отношений. Причем, этот процесс требует определенной подготовки и законодательного регулирования. Известно, что во мно­гих случаях дезинтеграция предприятий принимает уродливые формы, становится средством перекачки государственных ресурсов, минуя установленные законодательством каналы разгосударствления и приватизации. А разгосударствление и приватизация государственной собственности - одна из важнейших предпосылок формирования системы, оптимально сочетающей крупные предприятия с малыми. Могут быть названы различные варианты процесса образования сети малых предприятий, выполняющих функции формирования инфраструктуры во всей совокупности предприятий. Прежде всего, малые предприятия могут создаваться путем выделения из более крупного предприятия с предоставлением им соответствующих прав (юридического лица, открытия расчетного счета, самостоятель­ного баланса и т. п.). При этом малое предприятие получает возмож­ность самостоятельно формировать портфель заказов, что ставит его доходы в 'прямую зависимость от результатов собственной деятельности. Однако на этом пути неизбежны многочисленные проблемы и трудности. В частности, они связаны с формированием собственности на имущество малых предприятий, с материально-техническим обеспечением производства и, следовательно, распреде­лением и использованием его доходов. Эти проблемы не исчезают и в том случае, если создание малых предприятий осуществляется на основе передачи имущества в аренду.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать