Малый бизнес: проблемы становления и развития

Создание малых предприятий путем их выделения из состава более крупных может быть связано с акционированием - например, путем придания подразделениям форм дочерних предприятий, не­больших акционерных компаний, акции которых могут распростра­няться как среди работников и администрации предприятия (крупно­го и малых), так и через свободную продажу. Но при любых вариан­тах выделения остается главная проблема. Получая самостоятель­ность из рук крупного предприятия, малые предприятия становятся независимыми субъектами рыночных отношений. Поэтому неизбеж­но возникает вопрос, насколько эти вновь образованные субъекты

производственной деятельности способны надежно и качественно выполнять свои функции как элементы инфраструктуры других предприятий, насколько возрастут стоимость их продукции и услуг.

Выводы подсказывает опыт крупных компаний в странах с развитой современной рыночной экономикой. Известно, например, что предприятия такой крупнейшей компании, как «Дженерал моторе», обслуживают 32 тыс. поставщиков, образующихся в ее инфраструктуру (в ochqbhom в виде малых предприятий). Продук­цию компании реализуют 11 тыс. самостоятельных дилеров, дейст­вующих во многих странах. Такие же данные могут быть приведены по компаниям Японии - электронным, автомобильным, строительным и другим. Характерной'особенностью таких систем является мобиль­ность состава и структуры малых предприятий. Значительная их часть существует лишь непродолжительное время, а затем исчезает или меняет род деятельности. Вместе с тем возникают новые малые предприятия, предлагающие свою продукцию и услуги. А в итоге системы, включающие крупные, средние и малые предприятия, функ­ционируют устойчиво и в соответствии со складывающейся рыноч­ной конъюнктурой.

За последние годы и в Украине, кроме юридически и экономи­чески независимых малых предприятий, появилась много научно-технических, снабженческих, сбытовых, производственных и других малых предприятий, тесно сотрудничающих с крупными предприя­тиями, концернами, корпорациями и зависящих от последних техноло­гически, информационно, финансово. Подготовка кадров для малых предприятий, в этом случае сохраняется также за крупными пред­приятиями.

Крупные предприятия передают малым узкоспециализирован­ные производства, вносящие большое разнообразие в их номенклату­ру, усложняющие управление, отвлекающие персонал на решение относительно второстепенных задач. Поэтому решение подобных проблем они поручают малым предприятиям на условиях субподря­да, субпоставки. Кроме работ основного производства, малые пред­приятия специализируются на техническом обслуживании и ремонте оборудования крупных предприятий, а также на инструментальном, транспортном, складском, конструкторско-подготовительном, энерге­тическом и других видах обслуживания производства крупных пред­приятий. В этих условиях малые предприятия сохраняют свою финансовую и организационную самостоятельность.

При отсутствии должной системы информации в стране роль посреднических предприятий особенно велика. Каким иным обра­зом можно было бы малым предприятиям найти поставщиков и потребителей, обеспечить реализацию продукции, наладить другие взаимосвязи без системы посредников? Подрывать посредническую деятельность - значит разрушать систему информации, которая и так ослаблена. Мы все время ведем" разговоры о рынке, но стоит только возникнуть какой-то реальной рыночной структуре, как тут же ее начинают притеснять.

В США ежегодно возникает порядка 600 тыс. малых предприя­тий, а прекращает свое существование около 400 тыс. На то эти предприятия и малые, что они могут быстро создаваться и, если становятся ненужными, быстро ликвидироваться.

Следует предоставить малым предприятиям полную свободу возникновения, расформирования, выбора и смены деятельности и т. д. Без этого нет малого бизнеса. Иное дело - необходимые формы экономического регулирования развития малых предприятий государством.

:. Важной составной частью успешной производственно-хозяйст­венной деятельности малых предприятий является их выход на внешний рынок. Экспорт продукции малых предприятий США сос­тавляет более 20 процентов валового производства товарной продук­ции страны в год, в Японии - около 40 процентов, в Голландии, Бельгии, Германии - 35-40 процентов.

В некоторых западных странах широкое развитие получают экспортные объединения малых предприятий в виде синдикатов, консорциумов. Так, в 157 консорциумах Италии объединено более 7000 малых фирм-компаньонов с численностью работающих около 300 тыс. человек.

Успех деятельности малого предприятия, во многом, определя­ется управленческим мастерством его создателя, который, при необ­ходимости, обращается к услугам консультантов консалтинговых компаний по вопросам банковского, юридического, кадрового обслу­живания.

Управление малым предприятием осуществляет, обычно, в нача­ле его деятельности, собственник, принявший на себя весь риск пред­принимательства. По мере развития предприятия приглашается на работу бухгалтер, маркетолог (снабженец и сбытовик), рабочие, мастера, технологи и др. Совмещение профессий, управленческих функций способствуют экономному использованию трудовых ресурсов.

Жизнеспособными сегодня оказываются те малые предприятия, которые внедряют формы и методы управления, основанные на стратегии предпринимательства. Успех деятельности таких пред­приятий обеспечивает нацеленность их на новые виды продукции и услуг, позволяющие создать новые рынки, удовлетворить новые потребности. Стиль управления в таких предприятиях отличается вовлеченностью всех работников предприятия в поиск. Директор (управляющий) в таких условиях является «создателем команды», «генератором идей», а не «контролером», стоящим над людьми. Такие директора, обычно, демократичны, доступны, поддерживают нефор­мальное общение, взаимное доверие и понимание.

Рациональное управление и организация малых предприятий являются заметным источником повышения эффективности.

По сравнению с обычными для нашей экономики предприятия­ми, на малых предприятиях резко сокращается управленческий аппа­рат и, соответственно, затраты на его содержание, открывается благо­приятная возможность делегирования руководителем максимума

Высокий уровёнь хозяйственной самостоятельности и ответст­венности малых предприятий требует особой гибкости системы организации труда работников, решения таких вопросов, как опреде­ление режима работы (сменности, времени начала и конца рабочего дня), применение скользящего графика, установление тех или иных мер дисциплинарной ответственности работников и т. д.

Показатели производственно-хозяйственной деятельности ма­лых предприятий по сравнению с крупными далеко не одинаковы. Так по норме прибыли малые опережают крупные, по объему прибы­ли или добавленной стоимости на одного работающего впереди крупные предприятия. Это можно объяснить следующими причина­ми. Малые предприятия заменяют недостаток капитала дополнитель­ными трудовыми ресурсами и у них выше уровень ручного труда. А то, что у них низкие трудовые затраты, то малые предприятия часто недоплачивают своим работникам по социально-бытовым направлениям: не строят и не содержат жилья, медпунктов, детских садов, баз отдыха, не организуют отдыха детей работников, не всегда соблюдают безопасные условия труда. В большинстве малых пред­приятий отсутствуют профсоюзные организации, либо они очень слабы и не могут оказывать влияния на решения директоров, Сове­тов директоров, правления.

Анализируя производительность труда можно установить, что на большинстве малых предприятий она значительно выше, чем на крупных. Однако, рост производительности труда на малых предприя­тиях сдерживается настороженным отношением их руководства к осуществлению крупных инвестиций.

Деятельность малых предприятий призвана решить следующие задачи экономической реформы страны:

• формирование конкурентных, рыночных отношений, способствую­щих лучшему удовлетворению потребностей населения;

• расширение ассортимента товаров, работ, услуг, повышение культу­ры обслуживания;

• приближение производства товаров и услуг к потребителям;

• привлечение личных средств населения на развитие производства;

• сокращение уровня безработицы за счет создания новых рабочих мест;

• способствование раскрытию потенциальных творческих возмож­ностей людей, развитию народных промыслов, ремесел;

• вовлечение в трудовую деятельность военнослужащих, уволенных в запас, студентов, учащихся, домохозяек, пенсионеров, инвалидов и других групп населения, для которых работа на крупных предприя­тиях имеет определенные ограничения;

• формирование социального слоя собственников, предпринимателей;

• активизация научно-технического прогресса, нововведений, изобре­тений;

• освоение и использование местных источников сырья, местной сельскохозяйственной продукции, отходов крупных производств;

• содействие крупным предприятиям путем изготовления и постав­ки комплектующих изделий, инструмента, оснастки, обеспечение обслуживания их производства.

Названные и другие экономические и социальные функции малых предприятий ставят их развитие в ряд важнейших государст­венных задач реформирования экономики.

Приоритетными направлениями развития малых предприятий в народном хозяйстве Украины признаны:

• производство, переработка, и хранение сельсхозяйственной продук­ции;

• обслуживание агропромышленного комплекса, производство про­дукции для его обеспечения;

• производство товаров народного потребления, продуктов питания и предоставление коммунально-бытовых услуг населению;

• изготовление строительных материалов, развитие индивидуального жилищного строительства;

• производство средств медицинского назначения;

• разработка и внедрение новейших достижений науки и техники;

• производство новых видов продукции, заменяющих её импортные поставки.

  Установленные «Программой поддержки предпринимательства» приоритетные направления развития могут учитываться малыми предприятиями полностью, частично, либо совсем не учитываться, так как они действуют на свой риск, под свою ответственность и самостоятельно выбирают сферу деятельности.

Так как деятельность агропромышленного комплекса является ведущей в повышениичжизненного уровня населения, то здесь также выделены свои приоритеты развития и вложения инвестиций. Это:

• строительство мини-мельниц, мини-пекарен, мини-заводов по пере­работке мяса, молока, фруктов, овощей, крупяных культур;

• производство подсолнечного масла, безалкогольных напитков, пива, натуральных соков;

• производство хлебобулочных изделий, пряников, печенья, халвы и казинака;

• производство цукатов из моркови, свеклы, тыквы;

• производство садово-огородного инвентаря;

• строительство и ремонт жилья, производство строительных и отде­лочных материалов;

• организация лизинговых предприятий по продаже сельскохозяй­ственной техники в рассрочку.

Деятельность малых предприятий в приоритетных направле­ниях предполагает получение государственной поддержки в инвес­тиционно-кредитной, информационной, консультационной, налоговой и других сферах.

Развитие малых предприятий сдерживается многими нерешен­ными проблемами, связанными с нестабильностью общих экономи­ческих и правовых условий, трудностями в получении инвестиций, помещений, информации, неотлаженностью механизма поддержки, сложной криминогенной обстановкой. Все это вместе с инфляцион­ными процессами сдерживает поток инвестиций в малые предприя­тия. Но главным тормозом в развитии малых предприятий было и остается отсутствие стабильной нормативной и законодательной базы и налоговое бремя.

Одной из актуальных проблем при создании малых предприя­тий является социальная защита работников таких предприятий. Этим должен заниматься профсоюз работников малых предприятий. Он должен объединять трудящихся не по профессиям, а на основе общности интересов и стоящих перед ними проблем, главным обра-

Анализируя деятельность малых предприятий, следует выделить проблемы, затрудняющие их работу:

• кризисная обстановка в стране, инфляция, разрыв хозяйственных связей, небывалый спад производства, ухудшение платежной дисци­плины, высокий уровень процентных ставок за пользование креди­тами, слабая правовая защищенность, высокие налоги;

• низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний создателей и руководителей малых предприятий, низкий уровень их деловой культуры и этики;

• негативное отношение значительной части населения к малым предприятиям, связывающим малое предпринимательство только с посреднической деятельностью и нетрудовыми доходами;

• слабость действия механизма государственной поддержки малых предприятий;

• недостаток собственного капитала и опыта;

• недостаточное исследование рынка и, как результат - трудности со сбытом продукции;

• недостаточный учет затрат по месту их возникновения и по носи­телям затрат;

• отсутствие стратегии развития малых предприятий, целей их про­изводственно-хозяйственной деятельности, неудовлетворительное планирование;

• смена поколений в кадровой сфере, отсутствие практики непрерыв­ного повышения квалификации всех занятых на малых предприя­тиях.

Перечень проблем, с которыми сталкиваются малые предприятия, можно продолжить, но и названные трудности свидетельствуют о том, что до настоящего времени в стране не сформированы благо­приятные условия для развития малых предприятий.

Созданию малых предприятий препятствует практика взимания сборов, связанных с оформлением и получением разрешений. Плата

за разрешения носит многообразный характер. Необходимо платить за разрешение заниматься предпринимательской деятельностью вообще, так и за право заниматься каждым видом деятельности особо. Все эти взносы в конечном итоге увеличивают издержки предприятий, сокращают их прибыль.

Особо следует отметить, что на пути развития предприниматель­ства в Украине „стрит действующий порядок налогообложения предприятий. ',

Принятая в Украине система налогообложения и включаемых в издержки отчислений не только тормозит развитие предпринима­тельства, но и деформирует его направление. Свободный капитал явно избегает сферы производства товаров и услуг, где необходимы относительно крупные первоначальные вложения с продолжитель­ным периодом окупаемости.

В современной рыночной экономике налоговые рычаги считают­ся наиболее эффективным инструментом ее регулирования. В Ук­раине же эти рычаги, в сущности, практически не используются для развития малых предприятий. В настоящее время малые пред­приятия не получают права на налоговые льготы. Отсутствует диффе­ренциация уровня налогов на прибыль и размера отчислений в зависимости от видов и направлений предпринимательской деятель­ности, а также от использования прибыли. Нет скидок с налогов, если прибыль используется для создания новых рабочих мест, технологического обновления производства и т.д.

Анализ проблем, тормозящих процесс развития предпринима­тельства, неизбежно наталкивает на вывод о том, что все они так или иначе связаны с общим кризисным состояние экономики, с инфляцией и ее непосредственными результатами - сокращением производства, низкими границами платежеспособного спроса.

Развитие малого предпринимательства требует подготовки лю­дей, способных к этому роду деятельности. Такая задача должна решаться на всех уровнях образования и обучения. Необходимо готовить предпринимателей из числа выпускников школ, подлежа­щих сокращению военнослужащих, работников государственных предприятий и учреждений. Должна формироваться и законодатель­ная база, регулирующая отношения, связанные с созданием и функ­ционированием малых предприятий, обеспечивающая их защиту от монопольных структур, произвола чиновников.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать