Создание малых предприятий путем их выделения из состава более крупных может быть связано с акционированием - например, путем придания подразделениям форм дочерних предприятий, небольших акционерных компаний, акции которых могут распространяться как среди работников и администрации предприятия (крупного и малых), так и через свободную продажу. Но при любых вариантах выделения остается главная проблема. Получая самостоятельность из рук крупного предприятия, малые предприятия становятся независимыми субъектами рыночных отношений. Поэтому неизбежно возникает вопрос, насколько эти вновь образованные субъекты
производственной деятельности способны надежно и качественно выполнять свои функции как элементы инфраструктуры других предприятий, насколько возрастут стоимость их продукции и услуг.
Выводы подсказывает опыт крупных компаний в странах с развитой современной рыночной экономикой. Известно, например, что предприятия такой крупнейшей компании, как «Дженерал моторе», обслуживают 32 тыс. поставщиков, образующихся в ее инфраструктуру (в ochqbhom в виде малых предприятий). Продукцию компании реализуют 11 тыс. самостоятельных дилеров, действующих во многих странах. Такие же данные могут быть приведены по компаниям Японии - электронным, автомобильным, строительным и другим. Характерной'особенностью таких систем является мобильность состава и структуры малых предприятий. Значительная их часть существует лишь непродолжительное время, а затем исчезает или меняет род деятельности. Вместе с тем возникают новые малые предприятия, предлагающие свою продукцию и услуги. А в итоге системы, включающие крупные, средние и малые предприятия, функционируют устойчиво и в соответствии со складывающейся рыночной конъюнктурой.
За последние годы и в Украине, кроме юридически и экономически независимых малых предприятий, появилась много научно-технических, снабженческих, сбытовых, производственных и других малых предприятий, тесно сотрудничающих с крупными предприятиями, концернами, корпорациями и зависящих от последних технологически, информационно, финансово. Подготовка кадров для малых предприятий, в этом случае сохраняется также за крупными предприятиями.
Крупные предприятия передают малым узкоспециализированные производства, вносящие большое разнообразие в их номенклатуру, усложняющие управление, отвлекающие персонал на решение относительно второстепенных задач. Поэтому решение подобных проблем они поручают малым предприятиям на условиях субподряда, субпоставки. Кроме работ основного производства, малые предприятия специализируются на техническом обслуживании и ремонте оборудования крупных предприятий, а также на инструментальном, транспортном, складском, конструкторско-подготовительном, энергетическом и других видах обслуживания производства крупных предприятий. В этих условиях малые предприятия сохраняют свою финансовую и организационную самостоятельность.
При отсутствии должной системы информации в стране роль посреднических предприятий особенно велика. Каким иным образом можно было бы малым предприятиям найти поставщиков и потребителей, обеспечить реализацию продукции, наладить другие взаимосвязи без системы посредников? Подрывать посредническую деятельность - значит разрушать систему информации, которая и так ослаблена. Мы все время ведем" разговоры о рынке, но стоит только возникнуть какой-то реальной рыночной структуре, как тут же ее начинают притеснять.
В США ежегодно возникает порядка 600 тыс. малых предприятий, а прекращает свое существование около 400 тыс. На то эти предприятия и малые, что они могут быстро создаваться и, если становятся ненужными, быстро ликвидироваться.
Следует предоставить малым предприятиям полную свободу возникновения, расформирования, выбора и смены деятельности и т. д. Без этого нет малого бизнеса. Иное дело - необходимые формы экономического регулирования развития малых предприятий государством.
:. Важной составной частью успешной производственно-хозяйственной деятельности малых предприятий является их выход на внешний рынок. Экспорт продукции малых предприятий США составляет более 20 процентов валового производства товарной продукции страны в год, в Японии - около 40 процентов, в Голландии, Бельгии, Германии - 35-40 процентов.
В некоторых западных странах широкое развитие получают экспортные объединения малых предприятий в виде синдикатов, консорциумов. Так, в 157 консорциумах Италии объединено более 7000 малых фирм-компаньонов с численностью работающих около 300 тыс. человек.
Успех деятельности малого предприятия, во многом, определяется управленческим мастерством его создателя, который, при необходимости, обращается к услугам консультантов консалтинговых компаний по вопросам банковского, юридического, кадрового обслуживания.
Управление малым предприятием осуществляет, обычно, в начале его деятельности, собственник, принявший на себя весь риск предпринимательства. По мере развития предприятия приглашается на работу бухгалтер, маркетолог (снабженец и сбытовик), рабочие, мастера, технологи и др. Совмещение профессий, управленческих функций способствуют экономному использованию трудовых ресурсов.
Жизнеспособными сегодня оказываются те малые предприятия, которые внедряют формы и методы управления, основанные на стратегии предпринимательства. Успех деятельности таких предприятий обеспечивает нацеленность их на новые виды продукции и услуг, позволяющие создать новые рынки, удовлетворить новые потребности. Стиль управления в таких предприятиях отличается вовлеченностью всех работников предприятия в поиск. Директор (управляющий) в таких условиях является «создателем команды», «генератором идей», а не «контролером», стоящим над людьми. Такие директора, обычно, демократичны, доступны, поддерживают неформальное общение, взаимное доверие и понимание.
Рациональное управление и организация малых предприятий являются заметным источником повышения эффективности.
По сравнению с обычными для нашей экономики предприятиями, на малых предприятиях резко сокращается управленческий аппарат и, соответственно, затраты на его содержание, открывается благоприятная возможность делегирования руководителем максимума
Высокий уровёнь хозяйственной самостоятельности и ответственности малых предприятий требует особой гибкости системы организации труда работников, решения таких вопросов, как определение режима работы (сменности, времени начала и конца рабочего дня), применение скользящего графика, установление тех или иных мер дисциплинарной ответственности работников и т. д.
Показатели производственно-хозяйственной деятельности малых предприятий по сравнению с крупными далеко не одинаковы. Так по норме прибыли малые опережают крупные, по объему прибыли или добавленной стоимости на одного работающего впереди крупные предприятия. Это можно объяснить следующими причинами. Малые предприятия заменяют недостаток капитала дополнительными трудовыми ресурсами и у них выше уровень ручного труда. А то, что у них низкие трудовые затраты, то малые предприятия часто недоплачивают своим работникам по социально-бытовым направлениям: не строят и не содержат жилья, медпунктов, детских садов, баз отдыха, не организуют отдыха детей работников, не всегда соблюдают безопасные условия труда. В большинстве малых предприятий отсутствуют профсоюзные организации, либо они очень слабы и не могут оказывать влияния на решения директоров, Советов директоров, правления.
Анализируя производительность труда можно установить, что на большинстве малых предприятий она значительно выше, чем на крупных. Однако, рост производительности труда на малых предприятиях сдерживается настороженным отношением их руководства к осуществлению крупных инвестиций.
Деятельность малых предприятий призвана решить следующие задачи экономической реформы страны:
• формирование конкурентных, рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения;
• расширение ассортимента товаров, работ, услуг, повышение культуры обслуживания;
• приближение производства товаров и услуг к потребителям;
• привлечение личных средств населения на развитие производства;
• сокращение уровня безработицы за счет создания новых рабочих мест;
• способствование раскрытию потенциальных творческих возможностей людей, развитию народных промыслов, ремесел;
• вовлечение в трудовую деятельность военнослужащих, уволенных в запас, студентов, учащихся, домохозяек, пенсионеров, инвалидов и других групп населения, для которых работа на крупных предприятиях имеет определенные ограничения;
• формирование социального слоя собственников, предпринимателей;
• активизация научно-технического прогресса, нововведений, изобретений;
• освоение и использование местных источников сырья, местной сельскохозяйственной продукции, отходов крупных производств;
• содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий, инструмента, оснастки, обеспечение обслуживания их производства.
Названные и другие экономические и социальные функции малых предприятий ставят их развитие в ряд важнейших государственных задач реформирования экономики.
Приоритетными направлениями развития малых предприятий в народном хозяйстве Украины признаны:
• производство, переработка, и хранение сельсхозяйственной продукции;
• обслуживание агропромышленного комплекса, производство продукции для его обеспечения;
• производство товаров народного потребления, продуктов питания и предоставление коммунально-бытовых услуг населению;
• изготовление строительных материалов, развитие индивидуального жилищного строительства;
• производство средств медицинского назначения;
• разработка и внедрение новейших достижений науки и техники;
• производство новых видов продукции, заменяющих её импортные поставки.
Установленные «Программой поддержки предпринимательства» приоритетные направления развития могут учитываться малыми предприятиями полностью, частично, либо совсем не учитываться, так как они действуют на свой риск, под свою ответственность и самостоятельно выбирают сферу деятельности.
Так как деятельность агропромышленного комплекса является ведущей в повышениичжизненного уровня населения, то здесь также выделены свои приоритеты развития и вложения инвестиций. Это:
• строительство мини-мельниц, мини-пекарен, мини-заводов по переработке мяса, молока, фруктов, овощей, крупяных культур;
• производство подсолнечного масла, безалкогольных напитков, пива, натуральных соков;
• производство хлебобулочных изделий, пряников, печенья, халвы и казинака;
• производство цукатов из моркови, свеклы, тыквы;
• производство садово-огородного инвентаря;
• строительство и ремонт жилья, производство строительных и отделочных материалов;
• организация лизинговых предприятий по продаже сельскохозяйственной техники в рассрочку.
Деятельность малых предприятий в приоритетных направлениях предполагает получение государственной поддержки в инвестиционно-кредитной, информационной, консультационной, налоговой и других сферах.
Развитие малых предприятий сдерживается многими нерешенными проблемами, связанными с нестабильностью общих экономических и правовых условий, трудностями в получении инвестиций, помещений, информации, неотлаженностью механизма поддержки, сложной криминогенной обстановкой. Все это вместе с инфляционными процессами сдерживает поток инвестиций в малые предприятия. Но главным тормозом в развитии малых предприятий было и остается отсутствие стабильной нормативной и законодательной базы и налоговое бремя.
Одной из актуальных проблем при создании малых предприятий является социальная защита работников таких предприятий. Этим должен заниматься профсоюз работников малых предприятий. Он должен объединять трудящихся не по профессиям, а на основе общности интересов и стоящих перед ними проблем, главным обра-
Анализируя деятельность малых предприятий, следует выделить проблемы, затрудняющие их работу:
• кризисная обстановка в стране, инфляция, разрыв хозяйственных связей, небывалый спад производства, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок за пользование кредитами, слабая правовая защищенность, высокие налоги;
• низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний создателей и руководителей малых предприятий, низкий уровень их деловой культуры и этики;
• негативное отношение значительной части населения к малым предприятиям, связывающим малое предпринимательство только с посреднической деятельностью и нетрудовыми доходами;
• слабость действия механизма государственной поддержки малых предприятий;
• недостаток собственного капитала и опыта;
• недостаточное исследование рынка и, как результат - трудности со сбытом продукции;
• недостаточный учет затрат по месту их возникновения и по носителям затрат;
• отсутствие стратегии развития малых предприятий, целей их производственно-хозяйственной деятельности, неудовлетворительное планирование;
• смена поколений в кадровой сфере, отсутствие практики непрерывного повышения квалификации всех занятых на малых предприятиях.
Перечень проблем, с которыми сталкиваются малые предприятия, можно продолжить, но и названные трудности свидетельствуют о том, что до настоящего времени в стране не сформированы благоприятные условия для развития малых предприятий.
Созданию малых предприятий препятствует практика взимания сборов, связанных с оформлением и получением разрешений. Плата
за разрешения носит многообразный характер. Необходимо платить за разрешение заниматься предпринимательской деятельностью вообще, так и за право заниматься каждым видом деятельности особо. Все эти взносы в конечном итоге увеличивают издержки предприятий, сокращают их прибыль.
Особо следует отметить, что на пути развития предпринимательства в Украине „стрит действующий порядок налогообложения предприятий. ',
Принятая в Украине система налогообложения и включаемых в издержки отчислений не только тормозит развитие предпринимательства, но и деформирует его направление. Свободный капитал явно избегает сферы производства товаров и услуг, где необходимы относительно крупные первоначальные вложения с продолжительным периодом окупаемости.
В современной рыночной экономике налоговые рычаги считаются наиболее эффективным инструментом ее регулирования. В Украине же эти рычаги, в сущности, практически не используются для развития малых предприятий. В настоящее время малые предприятия не получают права на налоговые льготы. Отсутствует дифференциация уровня налогов на прибыль и размера отчислений в зависимости от видов и направлений предпринимательской деятельности, а также от использования прибыли. Нет скидок с налогов, если прибыль используется для создания новых рабочих мест, технологического обновления производства и т.д.
Анализ проблем, тормозящих процесс развития предпринимательства, неизбежно наталкивает на вывод о том, что все они так или иначе связаны с общим кризисным состояние экономики, с инфляцией и ее непосредственными результатами - сокращением производства, низкими границами платежеспособного спроса.
Развитие малого предпринимательства требует подготовки людей, способных к этому роду деятельности. Такая задача должна решаться на всех уровнях образования и обучения. Необходимо готовить предпринимателей из числа выпускников школ, подлежащих сокращению военнослужащих, работников государственных предприятий и учреждений. Должна формироваться и законодательная база, регулирующая отношения, связанные с созданием и функционированием малых предприятий, обеспечивающая их защиту от монопольных структур, произвола чиновников.