Приложение
Таблица №1
Школы менеджмента.
Школы
менеджмента
Родоначальники школ
Положительные черты
Отрицательные черты
Проделанная работа, итоги, вклад
Школа научного управления
1885 - 1920
Ф. Тейлор
Ф.и Л. Гилберт
Г. Эмерсон
Г. Форд
Г. Грант
О. А. Ерманский
Ø Отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профотбор и проф. обучение
Ø Специализация функций в производстве, выполнение каждым сотрудником только тех функций, на которые он более всего пригоден, его обучение
Ø Система материального стимулирования рабочих для увеличения их производительности (деньги, соц. нововведения и т.д.)
Ø Учет и контроль за проводимыми работами
Ø Разделение административной и исполнительной работ. Введение института мастеров, руководящих работниками
Ø Сотрудничество администрации с рабочими в вопросах практического внедрения нововведений
Ø Равномерное распределение ответственности между работниками и менеджерами
ü Сведение симулирующих моментов к удовлетворению утилитарных потребностей людей
ü Механический подход к управлению: преподавание менеджмента к преподаванию промышленного инжиниринга
v Создание научного фундамента взамен старых сугубо практических методов работы
v Научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности
v Использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задачи
v Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач
v Выделение планирование и обдумывания в отдельных процессах
v Утверждение менеджмента в качестве самостоятельной формы деятельности, науки
v Формирование функций менеджмента
v Рациональное управление предприятием «снизу»
Административная (классическая) школа
1920 - 1950
А. Файоль
Л. Урвик
Д. Муни
А. Рейбли
А. Слоун
А.Гинсбург
И.Бутаков
В.Добрынин
А.Гостев
Ø Вопрос о необходимости выделения собственной управленческой деятельности в особый объект исследования
Ø Необходимость компетентности и наличия знаний у менеджера
Ø Разработка целостной системы управления организацией
Ø Структура управления и организации предприятия работниками на основе принципа единоначалия
Ø Создание системы принципов управления, приводящих организацию к успеху
ü Невнимание социальным аспектам управления
ü Невнимание человеческому фактору на предприятии
ü Освоение новых видов работ на основе личного опыта, а не с применением научных методов
v Рациональное управление предприятием «сверху»
v Рассмотрение управления как универсального процесса, состоящего из нескольких взаимосвязанных операций: технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные, административные
v Изложение основных принципов управления: разделение труда, власть и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство руководства, вознаграждение, централизация, скалярная цепь, инициатива, корпоративный дух, справедливость и т.д.
v Формулировка систематизированной теории управления всей организации, выделяя управление как особый вид деятельности
v Разработка вопросов общего управления
v Формулирование систематизированной теории управления всей организацией с выделением управления в особый вид деятельности
v Выделение волевого момента в постановке и развертывании производства
Школа человеческих отношений
и поведенческих наук
1930 - наст. время
А. Маслоу
П. Фоллет
Э. Мейо
М. Паркер
Р.Лайкерт
Д.Грегор
Ф.Герцберг
С.Стрель-бицкий
Ø Выявление необходимости активизировать характерные для каждого человека духовные стимулы
Ø Затраты на человека – активы компании, которые надо правильно использовать
Ø Формулирование основных требований для отбора людей на руководящие должности
Ø Руководитель ориентируется на своих сотрудников
Ø Разработка теории социального управления
Ø Стремление помочь работнику в осознании собственных возможностей
Ø Идея гармонии труда и капитала, достигаемая при правильной мотивации и учете интересов всех заинтересованных лиц
ü Отсутствие строгих математических методов, конкретного расчета
ü Неприемлемость других методов в управлении кроме как применения науки о поведении
v Разработка и применение методов управления межличностными отношениями для повышения производительности труда и удовлетворенности трудом
v Разработка теории потребностей
v Использование наук о человеческом поведении в управлении и формировании организации с тем, чтобы работник мог быть использован в соответствии с его потенциалом в полной мере
v Использование в управлении методов, ориентированных на особенности межличностных отношений
Количественная (управленческая) школа
1950-наст.время
В.Немчиков
П.Самуэль-сон
В.Гибсон
К.О’Делл
Л.Колпако-вич
Ø Формализация ряда управленческих функций, сочетание труда, человека и ЭВМ
Ø Использование аналитических методов и моделей в управлении вместо словесных рассуждений
Ø Применение математических методов в управлении для объективной оценки любой ситуации
Ø Концентрация производства - «волшебный фактор» при увеличении уровня производительности труда и конкурентоспособности предприятия
Ø Разработка «нововеденческого конвейера»
Ø Объединение в организации гибкости и оперативности мелкого серийного производства с низкими издержками и высокой производительностью труда массового производства
Ø Разработка и применение концепции материального стимулирования с темпами роста, опережающими рост заработной платы
ü Рассмотрение управления как сугубо логического процесса, который может быть выражен в математическом виде
ü Недостаточный для применения сложных количественных методов уровень образования у многих руководителей (до 60-х)
ü Невнимание проблеме человеческих отношений при смещении приоритетов в сторону математических методов
v Разработка новых методов внутрифирменного планирования (службы учета, маркетинга и т.д.)
v Разработка имитационного моделирования решений
v Разработка методов анализа в условиях неопределенности
v Математического обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений
v Разработка теории и 3-х дефицитах (бюджетный, образовательный, торговый)
Ситуационная школа
1980-е – наст.время
М. Фоллет
Р.Стогдилл
Ø Воспитывает личные качества и умение контролировать ситуацию
Ø Использование нестандартных методов обучения
Ø В центре внимания ситуация-набор обстоятельств, непосредственно влияющих на организацию
Ø Использование конкретных приемов управления в связи с конкретной ситуацией
Ø Наличие общего подхода для решения стандартных проблем и использование различных конкретных методов управления для каждой возникшей ситуации для max успеха
Ø Попытка варьировать многообразие частных подходов
ü Отсутствие возможности выделить факторы, непосредственно влияющие на успех организации, и рассмотреть их только их
v Направление на выработку ситуативного мышление и приложения полученных теоретических знаний к конкретным реальным процессам
v Определение конкретных переменных и их влияния на успех организации
v Эффективное обучение менеджеров на основе изучения меняющейся рыночной ситуации, непредвиденных ситуаций, влияния стихийных бедствий
v Расширение практического применения теории систем на основе внутренних и внешних переменных, влияющих на организацию
v Наличие возможностей прямого приложения науки в реальной жизни
Системная школа
сер.1970х – наст.время
Л.Берда-ланфи
Богданов
Розенберг
Каст
Ø Применение принципа соотношения количества и качества потребляемых ресурсов на входе-выходе в процессе производства для улучшения результатов управления предприятием
Ø Формирование нового образа мышления, построенного на единстве всех явлений внутренней и внешней среды
Ø Рассмотрение всех явлений в виде определенных целостных систем
Ø Ориентир систем на достижение конкретных целей
ü Теория системной школы не определяет конкретных факторов, влияющих на функцию управления
ü Невнимание влиянию окружающей среды на управленческую деятельность и результаты функционирования организации
ü Не выделяет элементы системы, необходимые для создания предприятия
v Разработка теории непредвиденных ситуаций (каждая возникшая ситуация может стать сходной с другими, но с некоторыми уникальными свойствами)
Таблица№2
Основные виды управления