Менеджмент качества в современном гостиничном предприятии

Российская премия (приз) качества. Премия Правительства Российской Федерации в области качества была учреждена постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1996 г. № 423, что явилось результатом масштабного комплекса работ отечественных специалистов по изучению и обобщению зарубежного опыта в области управления качеством и совершенствования методов его обеспечения.
Премия присуждается ежегодно, начиная с 1997 г., на конкурсной основе за достижение организацией значительных результатов в области обеспечения безопасности и качества продукции или услуг, а также за внедрение организацией высокоэффективных методов управления качеством. Ежегодно присуждается не более 12 премий.
Присуждение премий оформляется постановлением Правительства Российской Федерации, которое публикуется в средствах массовой информации
В конкурсе на право получения премий организации принимают участие на добровольной основе.
Критерии присуждения премий устанавливаются в Руководстве для участников конкурса, утверждаемом ежегодно Советом по присуждению премий Правительства РФ в области качества.
Совет по присуждению премий Правительства РФ в области качества формируется из числа руководителей федеральных органов исполнительной власти, ведущих ученых и специалистов в области управления качеством, представителей общественных организаций. Персональный состав Совета утверждается Правительством РФ и пересматривается через каждые три года. Организационно-техническое обеспечение деятельности Совета осуществляет Госстандарт России.
Организации, желающие участвовать в конкурсе, подают заявку установленного образца. Совет направляет указанным организациям Руководство для участников конкурса, в соответствии с которым организации представляют на конкурс необходимые материалы.
Модель оценки организации, претендующей на Российскую премию в области качества характеризуется девятью критериями, которые дают возможные направления (совершенствования) деятельности организации и ориентиры для её улучшения. Участники конкурса оцениваются в баллах по модели, включающей две группы критериев.
Первая группа, состоящая из пяти критериев, характеризует возможности организации, т.е. как организация добивается результатов в области качества и что делается для этого.
Вторая группа, состоящая из четырех критериев, характеризует результаты, т.е. что достигнуто организацией.
Цифры у каждого критерия модели оценки показывают максимальное число баллов, которое может получить организация по этому критерию, и какой процент это составляет от общей суммы баллов.
Содержание составляющих критериев заключается в следующем.

Критерии возможностей:
1. Роль руководства в организации работ 100 баллов (10%):
- как и в какой степени руководство демонстрирует свою приверженность культуре качества;
- как и в какой степени руководство содействует процессам улучшения качества, обеспечивая персоналу помощь и выделяя ресурсы;
- как и в какой степени руководство участвует в работе с потребителями, поставщиками и другими организациями;
- как и в какой степени руководство оценивает и поощряет усилия и достижения персонала.
2. Использование потенциала работников 120 баллов (12%):
- как планируется и совершенствуется работа с персоналом;
- как поддерживаются и развиваются способности и повышается квалификация работников;
- как и в какой степени обеспечивается согласованность целей отдельных работников, групп и организации в целом;
- как поощряются и признаются инициатива и участие персонала в совершенствовании работы по качеству;
- как осуществляется обмен информацией между разными категориями работников и руководителей;
- как обеспечивается в организации социальная защита работников.
3. Планирование в области качества 100 баллов (10%):
- как и в какой степени осуществляется планирование работ на основе разносторонней информации о качестве;
- каким образом осуществляется планирование;
- как и в какой степени цели организации доводятся до подразделений и персонала;
- каким образом обеспечиваются регулярный анализ и корректировка планов и целей организации.
4. Рациональное использование ресурсов 100 баллов (10%):
- как осуществляется управление финансовыми ресурсами;
- как осуществляется управление информационными ресурсами;
- как осуществляется управление закупками;
- как осуществляется управление зданиями, оборудованием и другим имуществом;
- как осуществляется управление интеллектуальной собственностью и использованием технологий.
5. Управление технологическими процессами и процессами выполнения работ 130 баллов (13%):
- как определяются технологические процессы управления, наиболее важные для результатов работы организации, и как оценивается их влияние;
- как осуществляется систематическое управление процессами;
- как осуществляется анализ процессов и учитываются цели по их совершенствованию;
- как совершенствуются процессы на основе нововведений и использования творческой активности работников;
- как вносятся изменения в процессы и оценивается их эффективность.
Критерии результатов:
6. Удовлетворенность потребителей 180 баллов (18%):
- как потребители воспринимают организацию, ее продукцию и услуги;
- как сама организация оценивает удовлетворенность потребителей ее деятельностью и продукцией.
7. Удовлетворенность персонала работой в организации 90 баллов (9%):
- как персонал оценивает свою удовлетворенность работой в организации;
- как сама организация оценивает удовлетворенность персонала.
8. Влияние организации на общество 60 баллов (6%):
- как общество воспринимает деятельность организации;
- как сама организация оценивает свое воздействие на общество.
9. Результаты работы организации 120 баллов (12%):
- финансовые показатели работы организации;
- результативность процессов.
В соответствии с правилами участия в конкурсе каждая организация представляет в конкурсную комиссию отчет с описанием своих достижений по каждому критерию.
Критерии и их составляющие не носят характера обязательных однозначных требований, которые надо выполнять буквально. Работники организации, проводящие самооценку, могут представлять в своем отчете такую информацию, которая, по их мнению, в большей степени соответствует содержанию критерия применительно к особенностям организации.
Информация должна представляться отдельно по каждому составляющему критерию. Она должна быть сжатой, выразительной и содержать фактический материал.
При проведении конкурса на соискание премии имеются ограничения на право участия. На соискание премии могут претендовать организации различных форм собственности, занимающиеся производством товаров и оказанием услуг (за исключением производства вооружений и военной техники).
Если организация получает премию, то она и все ее филиалы лишаются права на получение следующей премии в течение пяти лет.
Все организации, принявшие участие в конкурсе, получают оценку деятельности в области качества и рекомендации по ее совершенствованию.
Учреждение Российской премии по качеству и участие предприятий промышленности и сферы услуг в конкурсах на право получения этой премии, несомненно, активизируют работу по качеству в стране .

Существующие стандарты в сфере гостеприимства.

В России существуют государственные требования к качеству. ГОСТ Р 50690-94 "Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования" указывает обязательные требования к любому туру и туристскому обслуживанию: безопасность жизни, здоровья и имущества граждан и охрана окружающей среды, соответствие назначению, точность и своевременность исполнения, комплексность, этичность обслуживающего персонала, комфортность, эстетичность и эргономичность.
Разработчики ГОСТа ориентировались на опыт работы туристской отрасли страны, на зарубежные стандарты, а также на исследования потребностей туристов. И в результате определили основные направления в организации качества обслуживания туристов. Ими являются:
- потребительское качество;
- функциональное соответствие услуг требованиям определённого сегмента обслуживания;
- качественная технология предоставления услуг;
- гарантия в предоставлении заранее оплаченных услуг;
- анимация обслуживания;
- гарантия безопасности жизни, здоровья и имущества граждан и окружающей среды;
- квалифицированные кадры.
Каждый из этих аспектов важен и служит достижению качественного обслуживания туристов. Показатели качества оговариваются в договоре купли-продажи, заключаемом с клиентом. С помощью этих показателей можно также сравнить работу различных предприятий туристской индустрии.
Для гостиницы, например, такими показателями могут быть: быстрота размещения туристов; соответствие предоставляемых номеров классу обслуживания; четкость работы всех служб гостиницы; комфортность; чистота номеров и общественных помещений; наличие дополнительных услуг; разнообразие меню; высокое качество приготовления пищи; отсутствие нареканий со стороны туристов.
Стандартами также устанавливается классификации гостиниц, в которых фиксируются определённый уровень комфорта, техническое оснащение, состав и качество номерного фонда, для конкретной категории гостиницы.
По данным Международной Гостиничной Ассоциации (МГА), в настоящее время официальная система классификации гостиниц принята в 64 странах мира, в 11 странах она находится в стадии разработки, в 58 - гостиницы не имеют единой классификации.
В мире осуществлялись попытки создания единой международной классификации гостиниц. Так Международной Гостиничной Ассоциацией совместно с Международной Торговой Палатой и Международным Союзом Официальных Туристских Организаций был разработан проект единой международной классификации гостиниц. Но этот проект не был одобрен национальными ассоциациями, членами МГА из-за различного подхода к оценке качества оборудования, разницы в климатических и других условий. Большинство стран признали невозможным создание единой классификации, пригодной для использования повсеместно в каждой из них.
В настоящее время в мире действуют около 30 различных национальных систем классификации гостиниц (система звёзд от 1до 5; система букв - А, В, С, D; система "корон" или "ключей", "бриллиантов" и т. д.), которые можно объединить в две основные группы. "Европейский" тип, в основу которого положена французская национальная система, и балльная оценка, в основе которой лежит индийская национальная система.

Французская национальная (европейская) система классификации подразделяет гостиницы на 5 категорий. Для получения определённой категории гостиницы должны соответствовать установленным требованиям для конкретной категории: по количеству номеров с определённой площадью, по наличию ресторана или кафе, стоянки для автомобилей, по наличию различного оборудования (центральное отопление, телефоны, водоснабжение, лифты, звукоизоляция), по разнообразию услуг и квалификации служащих.
Французская система основана на учёте оборудования номеров, отдельных элементах комфорта и размеров общих помещений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать