Методика и организация тактической подготовки
Саратовский военный институт внутренних войск МВД России
кафедра тактики
Курсовая работа
Тема:
«МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ»
Выполнил:
курсант Люкшин Ю.П.
Руководитель:подполковник Казанцев Л.Ю.
Дата сдачи: “5” декабря 2005 года
Оценка:
Подпись научного руководителя:
г. Саратов-2005
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение 3
1. Основы методики преподавания тактики 5
1.1 Содержание и цели изучения тактики 5
1.2 Принципы обучения 8
2 Формы и методы проведения занятий по тактической подготовке 13
3 Методика подготовки и проведения занятий 17
Заключение 25
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Глубокие преобразования в социально-политической и экономической жизни общества обусловливают необходимость изменений в идейно-теоретической и профессиональной подготовке военных специалистов. В настоящее время исследование данного вопроса является актуальным так как в условиях дальнейшего повышения боеспособности Внутренних войск МВД России становится улучшение качественных параметров в военном строительстве. Это связано с тем, что уровень подготовки офицерского состава отстает от современных требований, предъявляемых к развитию военного дела. Главным недостатком в обучении и воспитании выступает слабое развитие у них творческого начала и инициативы, их приверженность к шаблону, недостаточные практические навыки во владении вооружением и военной техникой, а также в управлении подразделениями и частями. Простое заучивание теоретических положений приводит к тому, что многие офицеры не умеют творчески применять свои знания в конкретных условиях обстановки, теряются при резких ее изменениях. Наличие указанных недостатков в определенной степени являются следствием применения традиционной методики преподавания учебных дисциплин. В частности, тактики общевойсковых подразделений, в связи с отставанием отдельных положений, и рекомендаций от требований жизни. Целью исследования является раскрытие сущности требований, которые сводятся к тому, чтобы перейти от методики, акцентированной на запоминание учебного материала, к творческому обучению, развитию активного мышления курсантов, умения самостоятельно решать нестандартные задачи, использовать знания для творческого решения возникающих военных, социальных, моральных, психологических и других проблем. Объективной закономерностью совершенствования учебного процесса является его интенсификация.
Содержание тактики, как теории и практики подготовки и ведения боя соединениями, частями и подразделениями, а, следовательно, и ее предмета постоянно меняется в связи с продолжающимся оснащением войск новым вооружением и военной техникой, совершенствованием их организационной структуры. С изменением характера современного боя, возникшим в последнее время многообразием его форм, меняется и методика изучения тактики. Поэтому в современных условиях каждый преподаватель должен, глубоко и всесторонне овладеть методикой преподавания предмета, изучить существующие формы, методы, средства обучения и воспитания, их соответствие современным требованиям, выявить и обобщить основные направления их развития и применения в образовательном процессе.
Дальнейшее развитие учебной материально-технической базы и совершенствование подготовки преподавателей обеспечат переход к более эффективному использованию существующих и поиску новых форм обучения военнослужащих.
1. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТАКТИКИ
1.1. Содержание и цели изучения тактики
Содержание учебной дисциплины «Тактика» определяется учебной программой. В ее основу положены требования правительства Российской Федерации и МВД РФ о подготовке высококвалифицированных военных кадров для решения задач обороноспособности страны.
Программа подготовки по дисциплине "Тактика" разрабатывается в соответствии с требованиями военной доктрины Российской Федерации и положениями военной реформы.
Основными задачами дисциплины являются:
- Обучение общетеоретическим и методологическим положениям тактики боя общевойсковых подразделений, которые необходимы для формирования у обучаемых фундаментальных знаний, удовлетворяющих потребностям практики войск к решению задач по управлению частями и подразделениями в бою;
- выработка у обучаемых практических умений по подготовке общевойскового боя, всестороннему обеспечению и непрерывному управлению подразделениями в ходе его ведения.
Программа обучения предусматривает изучение в ходе учебного процесса вопросов тактики с учетом достижений военной науки, опыта боевой подготовки войск, боевых действий в современных локальных войнах и вооруженных конфликтах.
Целями учебной дисциплины являются:
- Глубокое изучение теоретических положений, направленных на развитие творческого тактического мышления обучаемых, привития им умения выявлять, анализировать, отслеживать наиболее перспективные направления развития средств и способов вооруженной борьбы;
- выработка четкого представления о пространственной картине боя и практических умений по управлению общевойсковыми подразделениями в бою в различных условиях тактической обстановки, способности прогнозировать динамику его развития и возможные конечные результаты.
На основе учебной программы разрабатываются тематический план. В тематическом плане отражается содержание изучения тем по тактике с указанием времени, отводимых на их изучение, а также формы проведения занятий и другие вопросы.
Время, отводимое на изучение дисциплины "Тактика", определяется исходя из того, что она является профилирующей.
В результате изучения дисциплины "Тактика" военнослужащие должны:
знать:
- Теоретические основы тактики, тенденции ее развития в современных условиях;
- предназначение и структуру видов Вооруженных сил, родов войск и специальных войск, принципы их организационно-штатного построения;
- методы оценки боевых возможностей общевойсковых подразделений;
- влияние военно-географических условий и факторов на боевые действия войск;
- основы современного общевойскового боя, закономерности и принципы его ведения;
- основы боевого применения подразделений и всестороннего обеспечения их действий;
- основные положения по боевому применению подразделений родов войск и специальных войск;
- основы организации огневого поражения противника в общевойсковом бою;
-подготовку и ведение оборонительного, наступательного боя мотострелкового подразделения;
- подготовку и осуществление передвижения войск, и расположение их на месте;
- опыт боевого применения частей и соединений в Великой Отечественной войне, в локальных (региональных) войнах и вооруженных конфликтах послевоенного периода.
уметь:
- Представлять пространственную картину современного общевойскового боя, прогнозировать динамику его развития и конечный результат;
- осуществлять подготовку боевых действий взвода (роты) и их передвижение;
- осуществлять управление подразделениями в бою и в ходе их передвижения;
- организовывать и осуществлять всестороннее обеспечение боевых действий и передвижения подразделений;
- организовывать и осуществлять восстановление боеспособности подразделений, а также продолжение ведения ими боевых действий.
Знания и умения военнослужащие получают не только на занятиях по изучению тактики, но и ряда других дисциплин в ходе отработки теоретического и практического курсов.
Теоретический курс состоит из лекций, семинаров, групповых занятий и зачетов. На них курсанты получают определенные теоретические знания. На занятиях практического курса, который представлен комплексными и тактическими задачами, практическими заданиями в составе взвода, ротным тактическим учением, полевыми выходами, стажировкой в войсках и выполнением курсовых работ, обучаемые углубляют, расширяют и закрепляют полученные ранее знания, а также приобретают умения и вырабатывают определенные навыки.
1.2 Принципы обучения.
Обучение - процесс двухсторонний, включающий преподавание и учение. Деятельность преподавателя представлена преподаванием, а деятельность обучаемых - учением.
Под преподаванием тактики понимается последовательная и целенаправленная работа преподавателей по вооружению обучаемых знаниями и умениями, необходимыми для выполнения функциональных обязанностей при занятии командных и штабных должностей в подразделениях ВВ.
Процесс обучения тактике строится в соответствии с установившимися принципами военного обучения.
Принципы военного обучения - это основные исходные положения, определяющие характер обучения в соответствии с целями подготовки курсантов в институте по тактике. При этом каждый принцип содержит определенные рекомендации, способы и приемы, которые позволяют практически решать вопросы методики обучения.
Принципами обучения являются: научность обучения; учить тому, что необходимо на войне; наглядность и доступность обучения; прочность усвоения материала; систематичность, последовательность и комплексность в обучении; индивидуальный подход к обучаемым; сознательность и активность обучаемых.
Научность обучения требует, чтобы знания были достоверными, правильно отражали действительность, соответствовали современному уровню развития военной науки.
Положения тактики должны рассматриваться в развитии, во взаимосвязи и взаимообусловленности, а каждое решение на бой должно приниматься в соответствии с конкретными, объективно существующими взаимосвязанными условиями обстановки. Обучать тактике необходимо на базе новейших достижений теории военного искусства и практики боевой подготовки, используя последние достижения науки в области как техники, так и технических средств обучения.
Учить тому, что необходимо на войне - является важным принципом преподавания тактики. Учебную обстановку следует максимально приближать к боевой действительности, не допускать шаблона, упрощений и условностей. Тактическая обстановка всегда должна быть сложной, противника рассматривать сильным и активным. Обстановка должна побуждать обучаемых принимать нестандартные решения с элементами внезапности, хитрости, оправданного риска, проявлять инициативу и творчество.