Методика и организация тактической подготовки

Отличие метода "упражнение" от метода "тренировка" заключается в том, что первый из них применяется на начальном этапе выработки практических умений и навыков, а второй – после выработки первоначальных умений и запоминания обучаемым(и) в целом того или иного действия.

Данные методы широко применяются в ходе групповых упражнений, при решении тактических летучек, во время самостоятельной работы, на тактических и тактико-строевых занятиях.

Самостоятельное изучение литературы применяется для приобретения знаний обучаемыми. Работая с литературными источниками, курсанты привыкают самостоятельно мыслить, делать выводы и обобщения. Преподаватель обычно организует и направляет работу курсантов, при необходимости дает консультации. Для самостоятельного изучения литературы рекомендуются следующие приемы: просмотр, сплошное чтение и чтение с конспектированием.

При определении объема литературы для самостоятельного изучения следует учитывать реальное время, которым располагают обучаемые, конкретно указывать разделы, главы, страницы.

Практическая работа применяется для совершенствования умений курсантов. Она заключается в выполнении функциональных обязанностей в составе органов управления в условиях, максимально приближенных к боевой действительности.

В связи с тем, что практическая работа требует от обучаемых большой самостоятельности и определенного уровня подготовки, к ней следует приступать лишь тогда, когда ими усвоены определенные знания и сформированы определенные умения на предшествовавших занятиях.

Наиболее широкое применение этот метод находит при проведении РТУ, полигонной практики.

Вывод:

Практическая работа в сложных условиях позволяет обучаемым убедиться в необходимости тех умений и навыков, которые вырабатывались у них в ходе предшествующих занятий, а руководителям занятий - проверять степень подготовленности обучаемых.

3. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ


Качество отработки программы по дисциплине "Тактика" во многом зависит от уровня методической подготовки руководителей, вырабатываемой у офицерского состава в процессе методической работы.

Цель методической подготовки заключается в привитии преподавателям умений проводить на высоком теоретическом и методическом уровне все виды занятий, доходчиво передавать свои знания обучаемым и умело их воспитывать, качественно разрабатывать учебные материалы.

Главными задачами методической работы являются: совершенствование методики, повышение эффективности и качества проведения всех видов учебных занятий, повышение педагогического мастерства преподавательского состава, совершенствование организации и обеспечения образовательного процесса.

Основными формами методической работы является:

учебно-методические (методические) сборы и совещания, научно-методические конференции и семинары;

заседания ученого совета, и предметно-методических комиссий с рассмотрением вопросов методики обучения и воспитания;

методические занятия (инструкторско-методические, показные, открытые и пробные, а также лекции, доклады, сообщения по вопросам методики обучения и воспитания, общей и военной педагогики и психологии);

разработка и совершенствование учебно-методических материалов, совершенствование материально-технического обеспечения образовательного процесса;

проведение педагогических (методических) экспериментов и внедрение их результатов в образовательный процесс, изучение и внедрение передового педагогического опыта и опыта боевой подготовки войск;

проведение контроля учебных занятий.

Учебно-методические (методические) сборы проводятся перед началом или в начале учебного года. На сборах подводятся итоги методической работы за прошедший период обучения и ставятся задачи на новый учебный год, обобщается опыт методической работы преподавателей, и популяризируются лучшие педагогические приемы обучения и воспитания, вырабатываются единые взгляды по вопросам учебной, воспитательной и методической работы; проводятся инструкторско-методические, показные и другие занятия, организуется чтение лекций; даются указания по реализации в образовательном процессе новых требований руководящих документов и опыта войск.

Методические совещания проводятся по мере необходимости в целях решения конкретных вопросов образовательного процесса: определения методики проведения учений, занятий. Обеспечения взаимосвязи смежных учебных дисциплин и других.

Инструкторско-методические занятия проводятся по наиболее важным и сложным темам учебной программы, перед отработкой семинаров, задач,  летучек, групповых упражнений. Они проводятся в целях выработки единой организации и методики проведения занятий, освоения наиболее эффективных методических приемов. На этих занятиях, кроме того, проверяется знание преподавателями организации и боевых возможностей войск, теоретических положений и учебного материала; обсуждаются возможные варианты решений курсантов по соответствующей обстановке и дается их оценка; рассчитывается учебное время и определяется содержание частных и общего разбора. После их проведения преподаватели продолжают личную подготовку к занятиям. По семинару, тактической летучке, групповому упражнению и небольшой по объему задаче проводится одно, а по комплексной задаче - несколько занятий.

Инструкторско-методическое занятие перед проведением учения проводит руководитель учения. Занятие проводится обычно в течение двух дней. В первый день с преподавателями разбираются вопросы организации учения, изучается план его проведения и другие учебные материалы. Во второй день - методика отработки учебных вопросов по этапам учения. Если учение проводится на местности – то этот день посвящается работе в поле, где конкретно рассматривается порядок отработки учебных вопросов по обстановке на определенное время.

Наиболее сложные вопросы по занятиям отрабатываются непосредственно на руководителях, которые действуют по обстановке в роли тех или иных должностных лиц и последовательно прорабатывают действия на занятии или учении. Такой методический прием позволяет преподавателям глубже усвоить учебный материал и при необходимости лично показать фрагмент работы командира, в роли которого будут действовать обучаемые, предвидеть возможные варианты решения и проработать заблаговременно адекватную решениям обстановку.

Показные занятия проводятся лучшими методистами с целью показать образцовую организации и методику проведения занятий, методы эффективного использования технических средств обучения. Показные занятия организуются в соответствии с расписанием учебных занятий.

Открытые занятия проводятся на с целью обмена опытом, оказания помощи преподавателям в организации занятий и методике их проведения, а также в целях контроля учебных занятий.

Пробные занятия проводятся в целях определения подготовленности преподавателя, и допуска его к самостоятельному проведению занятий, а также рассмотрения организации и методики проведения занятий по новым темам и вопросам, определения целесообразности использования новых технологий и методов обучения при проведении занятий. Пробные занятия проводятся только перед руководителями. Анализ проведенного открытого занятия и его оценки, кроме того, заносятся в журнал контроля учебных занятий.

Подготовка руководителя к занятию включает:

- Уяснение содержания занятия и определение его дидактической цели, и конкретных учебно-воспитательных задач (целей);

- определение структуры занятия, основных учебных вопросов и времени на их изучение (отработку);

- подбор и изучение соответствующего учебного материала, обеспечивающего оптимальное раскрытие темы занятия и решение поставленных учебно-воспитательных задач (целей);

- выбор методов и приемов обучения;

- подготовку материального обеспечения занятия;

- составление плана проведения занятия.

Основными видами учебных занятий с курсантами иностранцами являются: лекции, семинары, групповые упражнения, групповые занятия.


Лекции


Лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют основу теоретического обучения. Они должны давать систематизированные основы научных знаний по тактике, раскрывать в динамической взаимосвязи наиболее сложные вопросы. Лекции должны носить, как правило, проблемный характер, отражать актуальные вопросы теории и практики, современные достижения военной науки, способствовать развитию у обучаемых творческого мышления и их углубленной самостоятельной работе.

Подготовка лекции включает: уяснение (уточнение) исходных данных; составление календарного плана подготовки лекции; разработку лекционного материала, обсуждение лекции на кафедре или в предметно-методической комиссии, доработку ее после обсуждения; оформление и подготовку дидактических материалов к лекции, разработку плана ее чтения, а также подготовку лектора и обучаемых.

Исходными данными лекции являются ее тема, учебные вопросы и продолжительность, указания, для кого она читается, а также материально-техническое обеспечение. Эти данные содержатся в тематическом плане кафедры. В результате уяснения исходных данных автор должен определить: место и роль лекции в теоретическом курсе дисциплины; учебные цели, основное содержание лекции и ее границы; какие вопросы лекции необходимо изложить традиционным методом, какие рассмотреть с использованием элементов проблемного обучения, с какими положениями ознакомить курсантов, какие вопросы деятельности командира раскрыть на конкретных примерах; какие качества необходимо воспитывать при чтении лекции.


Семинары

Семинары являются одним из главных активных видов теоретической подготовки обучаемых, в ходе которой путем творческой дискуссии и взаимного обмена мнениями обучаемые глубоко обсуждают поставленные вопросы и приходят под руководством преподавателя к обоснованным обобщениям и выводам. Семинары проводятся по основным и наиболее сложным темам (разделам, вопросам) учебной программы. Цели семинара заключаются в углублении и закреплении теоретических знаний, полученных курсантами на лекциях и в ходе самостоятельной работы над учебной и научной литературой, а также в привитии им навыков поиска, обобщения и изложения учебного материала. Кроме того, семинары развивают творческую самостоятельность, способствуют формированию у них научных и профессиональных знаний.

На семинарских занятиях выполняется несколько функций. Главными из них являются: углубление и закрепление знаний обучаемых; привитие им умений в творческом мышлении и навыков в логическом изложении материала; воспитание обучаемых. На семинарах применяются различные методы обучения: устное  изложение (рассказ, объяснение); обсуждение изучаемого материала (беседа, дискуссия, полемика); показ, демонстрация (личный показ, показ или демонстрация слайдов, плакатов и т.п.); упражнение, упражнение с использованием ЭВТ. Наряду с вышеперечисленными методами следует широко применять и другие эффективные методы, такие как метод проблемного обучения, дискуссия по отдельным вопросам семинара с использованием методов "военной игры" и "круглого стола", моделирование и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать