Методика проведения работы по сенсорному воспитанию в СДУ (специальное дошкольное учреждение)

Методика проведения работы по сенсорному воспитанию в СДУ (специальное дошкольное учреждение)

        

КУРСОВАЯ РАБОТА

По предмету:

«Специальная методика дошкольного воспитания»

Тема:

«Методика проведения работы по сенсорному воспитанию в СДУ (специальное дошкольное учреждение)»


СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1.1     Возрастные закономерности развития сенсорики. 6

1.2. Особенности развития сенсорики у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Особенности, вызванные дефектом. 8

2. Методика сенсорного воспитания в СДУ.. 17

3. Экспериментальное исследование сенсорно-перцептивной сферы детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью... 23

3.1 Задачи и методика эксперимента. 23

3.2 Анализ полученных результатов. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 39

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы. Многочисленные исследования особенностей и закономерностей перцептивного развития детей, проведенные З.М.Богу­славской, Л.С.Венгером, А.В.Запорожцем, В.П.Зинченко, А.А.Катаевой, Н.Н.Поддъяковым, А.П.Усовой выдвинули проблему сенсорно-перцептивного развития детей на приоритетное место.

В настоящее время происходит значительное расширение области исследования отечественной специальной педагогики и психологии за счет повышения интереса к теоретическим и прикладным аспектам воспитания и обучения детей, имеющих выраженные нарушения интеллекта. Это обусловлено, прежде всего, значительным ростом детей данной категории в обществе, а также предпринимаемыми попытками их воспитания и обучения в условиях семьи и специальных дошкольных образовательных учреждений.

Исследования, посвященные проблеме воспитания и обучения детей с выраженной умственной отсталостью, немногочисленны. К тому же исследования сенсорно-перцептивной сферы касаются преимущественно возраста детей, начинающих систематическое школьное обучение (дети 10 и более лет). В исследовании, проведенном А.А.Ереминой, косвенным образом затронуты вопросы сенсорного воспитания детей при обучении их рисованию. Отдельные данные об особенностях сенсорного развития детей с выраженной умственной отсталостью имеются и у Г.В.Цикото, ею же предложен ряд дидактических игр и упражнений для занятий с детьми младшего возраста.

Таким образом, проблема возможностей развития сенсорно-перцептивной сферы детей с выраженной умственной отсталостью является малоразрабо-танной. А между тем известно, что у этой категории детей недоразвитие именно сенсорно-перцептивной сферы менее выражено по сравнению с другими, более высокими сферами психики. Следовательно, относительная сохранность сенсорно-перцептивной сферы позволяет принять в качестве исходной базы работу по совершенствованию этой сферы, что в свою очередь позволит успешно решать задачи по воспитанию их социально-бытовой приспособленности, а, следовательно, и наметить подступы к формированию таких личностных черт, как самостоятельность, независимость и пр.

Объектом исследования являются особенности сенсорного развития ребенка дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточ­ностью.

Предмет исследования - процесс формирования сенсорно-перцептивной деятельности ребенка дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

Целью исследования является создание методической системы разви­тия сенсорной сферы детей дошкольного возраста с выраженной интеллекту­альной недостаточностью, воспитывающихся в специальных дошкольных учреждениях.

Для реализации поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:

1.     Изучить состояние теоретической разработанности проблемы сенсор­ного воспитания детей в общей и специальной психолого-педагогической литературе.

2.     Исследовать особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

3.     Разработать систему коррекционно-воспитательной работы, направ­ленную на развитие сенсорно-перцептивной сферы детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

Теоретический анализ проблемы, сформулированные цель и задачи работы определили содержание гипотезы исследования. Недоразвитие сенсорно-перцептивной сферы детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью обусловлено не только органической неполноценностью их центральной нервной системы, но и отсутствием ранней  целенаправленной работы по сенсорному воспитанию. Формирование всех компонентов сенсорно-перцептивной деятельности, как мотивационно-потребностного, так и операционально-технического, будет способствовать более успешной реализации потенциальных возможностей психического развития детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью в целом.

В работе применялись следующие методы исследования: анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы, наблюдение, индивидуальный психолого-педагогический эксперимент, анализ педагогиче­ской и медицинской документации, изучение продуктов детской деятельности. Обработка материалов исследования проводилась при помощи методов математической статистики.

Теоретическая и практическая значимость работы. Исследование вно­сит вклад в психолого-педагогическое изучение особенностей сенсорно-перцептивной деятельности детей младшего возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Результаты могут быть использованы при чтении дисциплин, раскрывающих особенности психического развития и деятельности детей с выраженной умственной отсталостью. Материалы могут быть полезны при знакомстве студентов с особенностями воспитательно-образовательной работы в специальных дошкольных учреждениях.

Курсовая работа состоит из трех глав, заключения-вывода и списка используемой литературы.

1. Особенности развития сенсорики у детей-дошкольников с интеллектуальной  Недостаточностью

1.1  Возрастные закономерности развития сенсорики

Необходимым условием психического развития ребенка является со­зревание организма ребенка, его нервной системы (Ватажина Л.А.,Зелингер И.И и др.).

Для развития восприятия особо важное значение имеет созревание ана­лизаторов (прежде всего, зрительного, слухового). Однако эти органи­ческие условия создают лишь возможности, предпосылки развития вос­приятия.

Исследования отечественных и зарубежных ученых показали наличие у новорожденных детей ряда рефлекторных реакций, свидетельствующих о готовности анализаторов к приему внешних воздействий[1]. Изучение деятельности зрительного анализатора показало наличие изменений общей двигательной активности в ответ на действие световых раздражителей. В ряде работ отечественных и зарубежных пси­хологов и физиологов (М.П.Денисова и К.Л.Фигурин, А.И.Бронштейн и Е.П.Петрова, Н.И.Касаткина и А.И.Левикова и др.) показана важная роль повышения тактильной чувствительности, слухового анализа в развитии восприятия.

Развитие приспособительных механизмов сенсорно-перцептивной сфе­ры ребенка на первом году жизни изучено рядом исследователей[2], которые выделяют 4 возрастных периода, характеризующие сенсорное развитие детей этого возраста. Важнейшими приобретениями первого пе­риода (от рождения до конца первого месяца) является появление сле­дящего движения взора (через несколько часов после рождения); появление конвергенции (на 2-й - 3-ей неделе); зрительное сосредеточение (на 3-ей - 4-ой неделе); увеличение расстояния, с которого ребенок может следить за движущимся предметом; слуховое сосредоточение (на 2-ой - 3-ей неделе по мнению Н.Л.Фигурина и М.П.Денисовой, на 9-ый день по данным А.И.Бронштейна и Е.П.Петровой).

На протяжении второго периода (от одного до трех месяцев) по данным исследований В.М.Бехтерева, Н.М.Щелованова зрительная реакция начи­нает играть ведущую роль. Г.Л.Розенгарт-Пупко характеризует третий ме­сяц как основной в развитии зрительного восприятия ребенка первого года жизни: раздражители, отнесенные к другим рецепторным системам - слуху и осязанию - у трехмесячного ребенка вызывают зрительную реакцию (по­ворот головы на звук голоса и поиск взглядом говорящего человека; пере­мещение взгляда на случайно задетую рукой игрушку). В этом возрасте, по данным исследований, возможны выработки первых нестойких условных рефлексов на слуховые и зрительные раздражители (Л.И.Левикова, Н.И.Ка­саткин, М.О.Шрифтзетцер, Ц.П.Неманова).

Третий период (от трех до шести месяцев) характеризуется исследова­телями как период активного развития руки как органа действия и органа познания (Г.Л.Розенгарт-Пупко и др.). Первоначально появляются ощупы­вающие движения своих рук, а затем - движение руки по предмету. К кон­цу шестого месяца происходит важное изменение отношений между зри­тельным восприятием и движением руки. Зрительное восприятия вызывает движения руки и регулирует их протекание в отношении направления и формы. В этот же перид (с четвертого месяца) становится возможным по­лучать устойчивые дифференцировки световых (Н.И.Касаткин) и звуковых  (Н.П.Нечаева, А.М.Левикова и др.) раздражителей.

Основное новообразование четвертого периода (с шести до двенадцати месяцев) - связывание движений в определенной последовательности под контролем воспринимающего органа и формирование двигательных сис­тем. Появляется воспроизведение предъявленного образца, моделирование внешнего воздействия[3]. Исследования показали возможность выработки устойчивых дифференцировок у детей этого возраста: тонкой дифференцировки звуков   по   высоте   в возрасте 6-7 месяцев (Н.П.Нечаева); дифференцировки основных цветов спектра на 8-м месяце (М.П.Де­нисова, Н.Л.Фигурин); зрительное различение глубины, начиная с 6,5 меся­цев (Дж.Гибсон).

Таким образом, общее значение первых месяцев жизни для сенсорного развития ребенка заключается главным образом в подготовке анализаторов к предметному восприятию внешнего мира, в приспособлении их работы к особенностям внешних воздействий.

Исследования развития детей второго-третьего года жизни показывают, что развитие сенсорных функций ребенка этого возраста определяется предметной деятельностью (Ш.А.Абдуллаева, С.Л.Новоселова, Н.М.Щелованов и др.). Внешние свойства предмета при этом перестают определять собой действие, они, с одной стороны, дают возможность узнать предмет, а с другой - должны быть учтены при выполнении предметного действия. В результате проведенных психолого-педагогических иссле­дований установлено, что основной линией сенсорного развития детей второго-третьего года жизни является формирование восприятия отно­шений между предметами по их внешним свойствам в ходе овладения практической деятельностью[4].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать