Однако, разрабатывая последовательность формирования представлений глубоко умственно отсталых детей о величине предметов, авторы не указали на особенности использования различных методов и приемов педагогического воздействия. Кроме того, дидактическая игра является важной, но не единственной формой работы по сенсорному воспитанию ребенка с выраженной интеллектуальной недостаточностью.
Тем не менее, по мнению исследователей, одним из важнейших подходов к определению социально-трудового прогноза при выраженной умственной отсталости является способность к пространственной, временной и сенсорной ориентировке (Н.Ф.Дементьева, Н.М.Доценко, Э.В.Устинова). Вследствие этого во все существующие программы и методические рекомендации, касающихся работы с детьми, имеющими выраженную интеллектуальную недостаточность, включены задачи развития сенсорно-перцептивной сферы. Рекомендовано проводить работу по сенсорному воспитанию в процессе развития предметно-практической (Г.В.Цикото), изобразительной (А.А.Еремина), игровой (А.Р.Маллер) и элементарной трудовой деятельности. Основной формой работы в этом направлении является упражнение и дидактическая игра.
В заключение теоретического анализа можно сделать следующие выводы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме сенсорно-перцептивного развития и сенсорного воспитания детей дошкольного возраста с нормальным и дефицитарным развитием показывает, что в настоящее время восприятие рассматривается как особая деятельность, имеющая в структуре мотивационно-личностный и операционально-технический компонент.
1. У детей раннего и дошкольного возраста с нормальным и нарушенным
интеллектом имеются органические предпосылки сенсорного развития в виде природных анатомо-физиологических особенностей анализаторных систем. Однако установлено, что этих предпосылок недостаточно для самостоятельного первоначального освоения ребенком человеческого опыта.
3. Развитие восприятия осуществляется в процессе сенсорного воспитания понимаемого в широком педагогическом смысле - как целенаправленного процесса, который осуществляется под руководством педагога и включает в себя все виды учебных занятий и специально проводимой воспитательной работы
4. В педагогике имеется система сенсорного воспитания детей раннего и дошкольного возраста, однако применительно к дошкольникам с выраженной интеллектуальной недостаточностью это направление воспитания является малоразработанным.
3.1 Задачи и методика эксперимента
Основной задачей данного исследования являлось изучение актуального уровня развития сенсорно-перцептивной сферы детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью и создание на этой основе методической системы сенсорного воспитания. Для достижения этой цели предполагалось решить ряд задач. Во-первых, получить возможно более полную картину сенсорного развития детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Во-вторых, определить потенциальные возможности сенсорно-перцептивного развития детей этой категории.
Изучение особенностей сенсорно-перцептивной деятельности детей с глубоким нарушением интеллекта проводилось в 2007 году на базе….
В исследовании принимало участие 28 детей (16 мальчиков и 12 девочек) в возрасте от 4 до 8 лет, в том числе.
Все дети имеют умственную отсталость. В том числе: умственная отсталость в степени легкой имбецильности зафиксирована у 10 человек, умственная отсталость в степени имбецильности - у 14 человек, умственная отсталость в степени выраженной имбецильности - у 4 человек.
Мы приняли следующий порядок эксперимента: на первом этапе особенности сенсорно-перцептивного развития изучались на основе наблюдения за детьми в ходе занятий, свободной деятельности и в процессе проведения режимных моментов. Второй этап предполагал проведение индивидуального психолого - педагогического эксперимента.
Наблюдение за свободной деятельностью детей проводилось в игровом уголке в процессе их деятельности с сюжетными и дидактическими игрушками. Задачей наблюдения являлось:
а) выявление наличия самостоятельной деятельности детей;
б) выявление уровня развития действий с игрушками.
Предпринятое наблюдение за деятельностью детей в процессе проведения режимных моментов, на занятиях и в ходе самостоятельной деятельности позволило определить оптимальное содержание и условия проведения психолого-педагогического эксперимента.
Изучение особенностей сенсорно-перцептивного развития детей дошкольного возраста на втором этапе проводилось в ходе индивидуального психолого-педагогического эксперимента.
Эксперимент включал задания, направленные на изучение ориентировочной деятельности детей по обследованию игрушек.
Эксперимент проводился индивидуально в привычной для ребенка обстановке групповой комнаты. Каждый день перед началом эксперимента ребенку была предоставлена возможность «поиграть» с понравившейся игрушкой (мяч, колокольчик, воздушные шары, электро-музыкальная игрушка) в течение непродолжительного времени.
Были предложены задания, направленные на изучение ориентировочной деятельности детей по обследованию игрушек.
Данные задания представляют собой адаптированный вариант методики исследования восприятия детей раннего возраста Г.А.Урунтаевой. В предлагаемых заданиях особенности восприятия и обследовательские действия были изучены в ходе специфических и неспецифических манипуляций, производимых ребенком.
Материал для исследования. Для исследования подбирались две одинаковые игрушки: погремушки (шарики на ручке); пластмассовые машинки, отличающиеся по цвету (белая и красная); резиновые игрушки-кенгуру, отличающиеся по размеру (соотношение 1:3).
Задание 1. Ребенку показывали погремушку на расстоянии 30 см от его глаз. Целью данного задания являлось выявление реакции ребенка на зрительно воспринимаемый объект и осуществляемые при этом действия ребенка.
Если ребенок не захватывал игрушку, то её вкладывали в правую руку ребенка с целью изучения обследовательских действий детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью и установлении роли моторного компонента в активизации обследовательских действий.
В случае отсутствия реакции ребёнка взрослый медленно перемещал неозвученную погремушку на уровне глаз ребенка и на расстоянии 30 см от них от одного края стола до другого со скоростью примерно 5 сантиметров в секунду для изучения реакций детей на движущийся объект.
Задание 2. Такую же, но озвученную, погремушку взрослый показывал ребенку как и в первом задании, но через каждые 30 секунд встряхивал ее
по 5 секунд. Целью данного задания является выявление влияния подключения дополнительного анализатора (в данном случае - слухового) на интенсивность и качество ориентировочных действий.
В том случае, если введение дополнительного признака не побуждало ребенка к реагированию, задание продолжалось аналогично второй части первого задания, но с озвученной игрушкой. При этом первые 5 секунд взрослый проводил пассивные движения правой рукой ребенка с целью заставить звучать игрушку. Эта часть задания имела своей целью выявить значение комплексных воздействий для побуждения дошкольника с выраженной интеллектуальной недостаточностью к совершению обследовательских действий.
Задание 3. Ребенку показывали 2 пластмассовые машинки одновременно, расстояние между машинками - 5 см. Цель задания - выявление возможности самостоятельного фиксирования различий предметов по величине. Предполагалось, что дети могут установить различие предметов по цвету путем приближения предметов друг к другу, и, возможно, укажут на различие по цвету экспериментатору.
3.2 Анализ полученных результатов
Наблюдения показали, что даже в пределах одной возрастной группы имеются значительные расхождения в степени зрелости потребностно-мо-тивационной стороны сенсорно-перцептивной деятельности и резкие различия в уровне сформированности операционально-технической стороны совершаемых детьми перцептивных, игровых и бытовых действий.
В ходе наблюдения за режимными моментами было установлено, что большинству детей (25) доступны продуктивные контакты и они способны включиться в целенаправленную деятельность. Однако контакт зачастую является поверхностным, ситуативным, малоэмоциональным, а действия детей требуют постоянного контроля со стороны взрослого, как для поддержания их целенаправленности, так и для оказания помощи при совершении конкретных действий.
1). С детьми дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью в подавляющем большинстве случаев возможно установить продуктивный контакт и включить их под руководством педагога в специально организованную деятельность.
2). Дети способны выполнить элементарные действия по подражанию, образцу, а в некоторых случаях - по жестовой инструкции. Реже - по словесной инструкции.
3). Крайне недостаточен уровень развития действий, направленных на обследование предметов, выявление их внешних свойств, в процессе занятий, игр, выполнения режимных моментов.
4). Дети дошкольного возраста практически игнорируют внешние признаки предметов, включенных в деятельность; учет этих признаков является или случайным, или зафиксированным в ходе многократного повторения действий.
5). Взаимодействия между детьми являются редкими, чаще всего носят невербальный характер и отрицательную эмоциональную окраску. Отсутствуют элементы сотрудничества между детьми, общение строится преимущественно со взрослым и по его инициативе.
6). Мотивом для осуществления ориентировочно-исследовательской деятельности может служить новизна предмета, крупные размеры, яркая окраска, совершаемые с этим предметом необычные действия, а также прямые указания взрослого.
В результате предпринятого наблюдения были выявлены не только некоторые общие особенности сенсорно-перцептивной деятельности детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью, но и определены оптимальные условия проведения, а также содержание констатирующего индивидуального психолого-педагогического эксперимента. Продолжая изучение особенностей сенсорно-перцептивной деятельности этой категории детей, мы предложили детям ряд заданий, направленных на изучение реакции на предметы, отличающиеся по ряду признаков.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9