Международная валютная система

Однако совсем не обязательно, чтобы распределение выгод было одинаковым. Все зависит от условий конкретного соглашения своп.


В последние десятилетия структура валютных операций пре­терпела существенные изменения. Удельный вес сделок с не­медленной поставкой валюты снизился, в то же время доля срочной торговли резко возросла. Это отражает, в частности, тот факт, что валютная спекуляция и стремление снизить валютный риск все более становятся основным движущим фактором разви­тия валютного рынка.

 


4. Интеграция валютной системы

 

Одним из сложнейших этапов западноевропейской интегра­ции является плавный переход от единого рынка через эконо­мический союз к экономическому и валютному союзу (ЭВС), основанному на единой валютно-финансовой политике стран с  выходом на единую европейскую валюту – евро. Намечен гра­фик создания ЭВС и его наднациональных институтов. Однако процесс идет сложно, с большим разбросом подходов среди стран ЕС, экспертов и общественного мнения, поскольку мно­гие параметры ЭВС были намечены в Маастрихте лишь в общих чертах и требуют конкретизации.

По единодушному мнению экспертов ЕР, а точнее ЭС, не может быть таковым до тех пор, пока он опирается на различ­ные денежные системы, остающиеся в национальном подчине­нии. Это сохраняет внутри него различия в организации креди­та, расчетов, курсовой политики, а следовательно, и связанные с этим валютные риски, задержки платежей, различия в ценах, несопоставимость налогов и разнобой во внешней валютной по­литике. Для дальнейшего продвижения к ЭВС возникает необ­ходимость денежно-валютного регулирования в ЕС на надна­циональном уровне и с опорой на единую денежную единицу. Именно это осуществляется в ЕС.

Преимущества такой «наднационализации» как для госу­дарств ЕС, так и, особенно, для экономических агентов сводят­ся, в числе прочего, к следующему:

• на макроэкономическом уровне единая бюджетная дис­циплина и унификация денежных рынков стран ЕС под «зонтиком» и мониторингом наднациональных финансо­вых институтов позволяют надежнее бороться с инфляци­ей, снизить процентные ставки, а со временем и налоги, что будет способствовать росту производства, занятости и стабильности государственных финансов;

• для экономических агентов единая валютная политика и валюта будут означать единство денежно-кредитного и ва­лютного регулирования, в том числе фондового, на всей территории ЕС, существенное сокращение по сравнению с мультивалютной средой накладных расходов на расчетное обслуживание операций, ценовых и валютных рисков, сро­ков переводов средств и, как следствие, заметное уменьше­ние потребностей этих операторов в оборотном капитале;

• для физических лиц удешевятся ведение счетов и поездки в пределах ЕС, ибо при нынешних обязательных обменах ку­пюр их первоначальная стоимость заметно снижается раз­ницей в курсах купли-продажи и уплатой комиссионных;

• единая валюта (евро) способна гораздо устойчивее проти­востоять доллару и иене, чем нынешняя громоздкая «валютная змея»;

• ужесточаются требования к состоянию финансов вновь вступающих в ЕС стран, особенно стран Восточной Евро­пы, что снижает для Евросоюза бремя, связанное с его потенциальным расширением.

По своей структуре ЭВС – двухуровневая система банков – центральных банков стран-членов, во главе которой стоит учре­жденный Европейский Центральный банк (ЕЦБ). Предшествен­ник его – Европейский валютный институт (ЕВИ), начавший работу с 1994 г., будет трансформирован в ЕЦБ на завершающем этапе ЭВС, который, согласно Маастрихтскому договору, начал­ся 1 января 1999 г.

Первое заседание ЕЦБ состоялось во Франкфурте в июне 1998 г. Избран Председатель Совета ЕЦБ (голландец В. Дуйсенберг) сроком на 8 лет. Определен уставный капитал в 4 млрд евро. Доли рас­пределены между 15 странами: Бундесбанк – 24,4%, Банк де Франс – 16,9, Банко ди Италиа – 15, Бэнк оф Инглэнд – 14,7, и т.д., в том числе Люксембург – 0,15%.

Продвижение к ЭВС запланировано в виде трех последова­тельных этапов (подготовительный – до 1 января 1996 г., орга­низационный – до 31 декабря 1998 г. и заключительный – до 2002 г.). причем последний этап разбивается на три конкретных ступени («А»,«В» и «С»).

В ходе первого этапа участники сняли все или почти все огра­ничения на взаимное движение капиталов и начали осуществле­ние программ стабилизации своих бюджетов, цен и иных показа­телей финансовой политики, соблюдение которых признано обя­зательным для участия в Союзе. Такими показателями являются:

• планируемый или фактический дефицит госбюджета в размере около 3% к ВВП в рыночных ценах;

• государственный долг не более 60% к ВВП в рыночных. ценах;

• годовая инфляция в размере не выше чем 1,5% к усред­ненному уровню инфляции трех стран с наиболее низки­ми ее темпами;

• средняя номинальная величина долгосрочной процентной ставки за год не выше 2% к усредненному уровню этих ставок в трех странах с наиболее низкими темпами ин­фляции;

• участие в системе совместного колебания валютных кур­сов не менее 2-х лет (установленные пределы колебаний составляют ±2,25%).

Индивидуальная готовность стран ЕС к достижению таких показателей крайне различна. Наряду с сомнениями в целесооб­разности отказа от валютного суверенитета ЕС в итоге уже на первом этапе раскололся на «основные» страны, заинтересован­ные в создании Союза (Бельгия, Голландия, Люксембург, Фран­ция, ФРГ), и прочие, одни из которых присоединяются к ЭВС, а другие не смогут или не захотят войти в него на установлен­ных условиях.

С 1 января 1999г. евро введена в 11 странах – Австрии, Бельгии, Германии, Ирландии, Испании, Италии, Люксембурге, Нидерландах, Португалии, Финляндии, Франции. Великобрита­ния и Дания не вошли в пространство евро, поскольку в специ­альной статье Масстрихтского договора (Протокол 11) указано, что они освобождаются от обязательств вступления в зону евро. Швеция не выполнила необходимых критериев для вступления в евро – шведская крона покинула ЕВС. Не вошла в зону евро и Греция, так как ее экономические показатели не позволяют по­ка этой стране использовать евро.

Второй этап был посвящен завершению указанных программ стабилизации финансов и формированию правовой и институ­циональной базы Союза.

Функционирующий теперь уже ЕЦБ осуществляет вместе с Европейской Комиссией соответствующие наработки. Однако «проходных» финансово-экономических критериев по состоя­нию на начало 1996 г. полностью достиг лишь Люксембург, что видно из табл. 1.

Таблица 1[10].


Страна

Темп инфляции

Уровень ставок

Дефицит госбюджета,

% к ВВП

Госдолг,

% к ВВП

Соблюдение пределов курсовых колебаний

1. Основные страны:






ФРГ

1,5*

6,8*

3,9

60,1

+

Бельгия

2,0*

7,5*

3,4

79,5

+

Голландия

2,3*

6,9*

3,5

78,5

+

Люксембург

1,8*

7,2*

0,0*

6,7*

+

Австрия

2,2*

7,2*

5,1

69,3

+

Франция


1,8*

7,6*

4,2

55,0

+

2. Страны, приближающиеся к установленным критериям:

 

 

 

 

 

Ирландия

2,3*

8,3*

2,6*

80,0

+

Дания

2,4*

8,3*

1,0*

81,6

+

Финляндия

2,0*

8,8*

3,0*

62,5

Швеция


2,8*

10,3

4,5

79,5

3. Прочие страны:

 

 

 

 

 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать