Международное авторское право

Одновременно с этим, представители издателей и книготорговцев, заинтересованных в сохранении полной свободы переводов, принимали различные меры против участия России в каких-либо конвенциях. Но всё-таки Россия заключила ряд соглашений со странами Европы об охране авторских прав. Это были: Конвенция с Францией 10.4.1912 (была заключена сроком на 3 года), с Германией 1.8.1913 (на 5 лет), с Бельгией (1915) и Данией (1915). Все эти договоры прекратили своё действие вследствие истечения срока и аннулирования советским государством такого рода международных договоров, заключённых царским правительством.

Интересно заметить, что СССР, при всей своей нелюбви к капиталистическому западу не допускал со своей стороны грубых нарушений прав находящихся под охраной международного авторского права. Долгое время в СССР на практике не  признавали внутреннее авторское право как  самостоятельный институт гражданского права способный реально регулировать отношения по поводу создания произведений науки, литературы и искусства. Считалось, что “Социалистическое авторское право, исходя из принципа сочетания личных и общественных интересов, обеспечивает моральное и материальное стимулирование творческих работников к созданию общественно полезных произведений и распространения в массах научных и культурных ценностей.[19]

Дело в том, что в то время практически не применялась практика улаживания споров связанных с вопросами авторства в суде, а тем более выплат каких-либо компенсаций за нарушения прав авторов. Это не говорит о том, что такого рода нарушений просто не происходило, но если такие нарушения и рассматривались, то это происходило в порядке рассмотрения на заседаниях соответствующих организаций, таких как союз композиторов, союз писателей и т.д.. Как правило ответственность в таких случаях была чисто дисциплинарно -общественной. Учёные которые работали  в этой отрасли в первую очередь занимались вопросами  регистрации авторства и связанных с  ней вопросами (сроки, ставки вознаграждения, порядки оформления и др.).

Не смотря на всё это, Советское государство понимало, что вопросы авторства зачастую выходят далеко за границы одного государства. В Москве было образованно целое ведомство занимавшееся тем, что контролировало порядок использования произведений советских авторов за рубежом. Эти произведения приносили не плохой доход стране, зачастую оставляя непосредственных авторов без достойного вознаграждения ( хотя иногда случалось и иное). Практически во всех цивилизованных странах автор полностью получал сумму вознаграждения, а затем платил с неё налоги своему государству. В СССР было всё на оборот, государство полностью получало всю сумму, а затем уже решало стоит ли вознаграждать автора или нет. Я не хочу сказать, что авторы оставались без внимания, некоторые из них получали даже государственные премии (Сталинская, Ленинская и др.), что о тем временам сулило настоящее благосостояние (и не только материальное), но к сожалению так случалось далеко не всегда.

Права зарубежных авторов в то время в нашей стране практически не нарушались. После войны в кинотеатрах появилось множество иностранных фильмов, их прокат приносил хороший доход в казну (сравнимый, разве что, с доходом от ликероводочной индустрии), все эти фильмы приобретались только на законных основаниях ( закупки, ленд-лизу[20] , обмену и т.д.).Что касалось зарубежных литературных произведений, то работы современников практически не печатались, а если и печатались, то это, как правило, были работы дружественных советскому режиму авторов, которых Союз умел благодарить за их работу (зачастую в большем размере, чем это требовалось.).Всесоюзная фирма звукозаписи “Мелодия” огромными тиражами выпускала лицензионные грампластинки зарубежных исполнителей, не забывая при этом исправно платить обладателям прав на авторство.

Однако несмотря на всё это, Союз не спешил присоединятся к международным конвенциям по охране авторских прав.

Что касается Бернского договора, то Россия присоединилась к нему лишь спустя почти сто лет после его первого опубликования, в ноябре 1993 года[21].

В принятом в 1993 году Законе Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" в полном соответствии с положениями Всемирной конвенции об авторском праве предусматривалось, что перешедшими в общественное достояние считаются не только произведения, срок действия авторского права на которые истек, но и произведения, которым на территории Российской Федерации "никогда не предоставлялась охрана"[22] (в частности, произведения иностранных авторов при отсутствии соответствующего международного договора).

Следует отметить, что вопрос о сроках действия авторских прав в России - один из самых сложных, что связано с неоднократными нововведениями в данной области, в частности, с продлениями срока действия авторских прав физических лиц (в 1973 г. - с 15 до 25 лет после смерти автора, а в 1992 г. - до 50 лет) и ограничением этого срока в отношении авторских прав юридических лиц (в 1993 г. - 50-тью годами с момента обнародования, ранее возникавшие непосредственно у юридических лиц авторские права признавались бессрочными)[23]. До настоящего времени среди специалистов нет единой точки зрения, были ли в 1993 году сроки действия авторских прав восстановлены или только продлены[24], хотя постепенно складывающаяся судебная практика находит все более "устойчивые" решения для отдельных из указанных выше проблем.







Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что система международной охраны авторского права  в основе своей строится на праве внутригосударственном. Бернская, Всемирная и Римская конвенции построены по принципу национального регулирования с гарантированием обязательного минимума охраны.

Я считаю, что на сегодня в нашей стране существует достаточно крепкая законодательная база для реальной охраны и регулирования вопросов в сфере авторства.

Большая роль в регулировании вопросов охраны, на мой взгляд должна отводится органам ОВД, особенно в связи с тем, что с января 1996 года, в уголовном законе появился новый состав преступления (ст.146 УК РФ “Нарушение авторских и смежных прав.”). Во многих странах мира, в органах полиции и прокуратуры существуют специальные  отделы которые занимаются только вопросами охраны интеллектуальной собственности.

Государство не должно упускать те огромные суммы денег, которое оно недополучает в виде налогов, из-за нарушений в области охраны авторских и смежных прав.


Фильмы, литературные и музыкальные произведения, картины художников и т.п., обладая нематериальной ценностью, приносят их творцу помимо духовных (слава и признание) также и материальные блага и считаются собственностью лица, творческим трудом которого они созданы. Как и любое другое имущество, авторские произведения могут быть объектами кражи и незаконного пользования. Если материальные объекты собственности могут быть защищены от кражи путем помещения их под замок, объекты творческого труда, в силу своего нематериального характера, нуждаются в специальной защите. По этой причине имущественные и неимущественные права авторов (авторские права) охраняются специальными законами как на национальном, так и на международном уровне.

В век всеобщей глобализации (как в экономике, так и в культуре) эффективная защита авторских прав за рубежом приобретает особое значение. Россия и ведущие западные державы являются крупнейшими "экспортерами" и "импортерами" авторских произведений и других объектов интеллектуальной собственности. И хотя все эти державы являются участницами Бернской конвенции и имеют современное законодательство об авторском праве, случаи массового и грубого нарушения авторских прав далеко не единичны. В России по-прежнему нарушаются права на голливудские фильмы, в США ,к примеру, - права ведущих российских издателей и средств массовой информации[25]. И это - только наиболее известные случаи несоблюдения авторских прав.

Возникает естественный вопрос - можно ли избежать такие нарушения? К сожалению, искоренение пиратства - задача практически невыполнимая, по крайней мере на данном этапе. Вместе с тем, любое заинтересованное лицо может вполне успешно бороться за соблюдение своих авторских прав на конкретные произведения. Необходимо признать: отстаивание своих прав всегда требует затраты энергии, времени и денег, особенно в Америке. И вместе с тем, защита авторских прав в США вполне доступна и реально осуществима. Стоит отметить однако, что правовая система США особенно благоприятствует тем, кто предпринял определенные предварительные действия по защите своих прав[26]. Таким образом, доступная в финансовом отношении защита авторских прав целиком зависит от самих авторов и организаций, в которых или с которыми авторы сотрудничают.

И между тем”...Российская Федерация как правопреемница СССР получила в наследство вполне "приличную" систему авторского права, в целом отвечавшую международным стандартам. После модификации своего авторского законодательства в 1992 г. и вступления в члены Бернской конвенции в 1995 г., Россия, можно смело утверждать, обладает современным законодательством по охране авторских прав.[27] Произведения российских авторов охраняются как на территории России, так и за границей. Иск российских СМИ к "Рашн куриер" наглядно показал, что охрана авторских прав за рубежом (в частности, в США) может быть вполне успешной. При этом надо, однако, всегда помнить, что судебная тяжба на территории иностранного государства требует хороших знаний не только международного права, но и права этого государства. ”[28]








Библиография

I. Нормативные акты

 Закон Российской Федерации от 09.07.93 г. № 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 32, ст. 1242; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 30, ст. 2866).


Закон Российской Федерации “Об авторском праве и смежных правах” 9 июля 1995 года.

Гражданский кодекс РСФСР 1964 года

Постановление правительства РФ “О присоединении к Бернской конвенции ...”


Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 09.07.93 г. "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" (Ведомости Верховного Совета и Съезда народных депутатов Российской Федерации, 1993, № 32, ст. 1244).

Всемирная конвенция об авторском праве 1952 года (пересмотренную в Париже 24 июля 1971 года.).


Конвенция об охране производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм. От 29 октября 1971 года.


Текст Бернской конвенции “Об охране литературных и художественных произведений”  1886 года.


Текст Бернской конвенции “Об охране литературных и художественных произведений”  с изменениями от 24 июля 1971 года


Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав. Подписано в г. Москва 24 сентября 1993 года. Сборник "Авторское право и смежные права". Минск. Амалфея. 1999. Стр. 273-276.






II. Научная и учебная литература

Богуславский М.М. “Вопросы авторского права в международных отношениях.” Москва 1973

Буряк Е.М., Международное авторское право , М.,1999 г.

Гаврилов Э.В. “Издательство и автор. Правовые вопросы.” Москва 1991.


Кузнецов М.П. “Международное сотрудничество в области изобретательского и авторского права.” Москва 1977


Матвеев Ю.Г. “Международные конвенции об авторском праве” Москва 1983.

Матвеев Ю.Г. “Международная охрана авторских прав.” Москва 1987.

Попова И.В. Авторское право и смежные права. Минск. Амалфея. 1999

Суханов Е.А.(под ред.) “Гражданское право” учебник в 2-х томах. Москва-Бек 1995

Сергеев А.П. Авторское право России .СПб, 1994


III. Материалы периодической печати

Вольченко М. “Иск российских средств массовой информации к "Рашн куриер": суд Нью-Йорка применяет нормы международного, американского и российского авторского права (правовой комментарий судебного решения”// ZiP № 1-2(41-42)www.miripravo.ru










[1] “Иск российских средств массовой информации к "Рашн куриер": суд Нью-Йорка применяет нормы международного, американского и российского авторского права (правовой комментарий судебного решения”// ZiP № 1-2(41-42)www.miripravo.ru


[2] Буряк Е.М., Международное авторское право , М.,1999 г. С.8


[3] Матвеев Ю.Г. Международная охрана авторских прав. М.,1987 г.  С. 24

[4] Там же. С. 35

[5] Сергеев А.П. Авторское право России .СПб, 1994. С.58

[6] Там же. С. 62.

[7] Буряк Е.М., Международное авторское право , М.,1999 г. С.128-129.


[8] Матвеев Ю.Г. Международные конвенции по авторскому праву. М., "Международные отношения". 1978. Стр. 9.

[9] 5 Там же, стр. 13

[10] Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Парижский акт от 24 июля 1971 г., измененный 2 октября 1979 г. Женева: ВОИС. 1990

[11] Попова И.В. Авторское право и смежные права. Минск. Амалфея. 1999. Стр. 13.

[12] Матвеев Ю.Г. Международные конвенции по авторскому праву. М., "Международные отношения". 1978. Стр. 12, стр. 53.}

[13] Там же, стр. 61-62.

[14] Всемирная конвенция об авторском праве. Пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г. Сборник нормативных актов. М.: ДЕ-ЮРЕ, 1994, вып. 17. Стр. 234-261.

[15] Матвеев Ю.Г. Международные конвенции по авторскому праву. М., "Международные отношения". 1978., стр. 87-88.

[16] Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. – М.: «Теис». 1996., стр. 350.

[17] Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав. Подписано в г. Москва 24 сентября 1993 года. Сборник "Авторское право и смежные права". Минск. Амалфея. 1999. Стр. 273-276.

[18] Подробнее см. Богуславский М.М. “Вопросы авторского права в международных отношениях” стр. 91-105

[19] Буряк Е.М., Международное авторское право , М.,1999 г.С.45.


[20] Ленд-лиз (анг.lend-lease, от lend- давать взаймы, и lease - сдавать в аренду) система передачи США вооружения, продовольствия и услуг странам - союзникам по антигитлеровской коалиции в период II М.В. (Б.С.Э. третье изд.т.14 стр.292.)


[21] 1. Пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.94 г. № 1224 "О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 года, Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года и Дополнительным протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм".

[22] Пункт 1 статьи 28 Закона Российской Федерации от 09.07.93 г. № 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 32, ст. 1242; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 30, ст. 2866).

[23] См. статьи 484 - 486 и статью 498 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года.

[24] См. пункт 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 09.07.93 г. "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" (Ведомости Верховного Совета и Съезда народных депутатов Российской Федерации, 1993, № 32, ст. 1244).

[25] “Иск российских средств массовой информации к "Рашн куриер": суд Нью-Йорка применяет нормы международного, американского и российского авторского права (правовой комментарий судебного решения”// ZiP № 1-2(41-42)www.miripravo.ru


[26] Там же.

[27]   «17 Исполнение этого закона - отдельная тема» Прим.автора статьи представленной выше (Максим Волченко, является юристом юридической фирмы "Экерт Симанс Шерин и Меллотт" (Eckert Seamans Cherin & Mellott, г.Филадельфия, США), специализирующейся по вопросам интеллектуальной (промышленной) собственности.)

[28] Там же.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать