6. Передача технологии в рамках научно-технической и производственной кооперации (как на контрактной основе, так и при создании смешанных обществ), когда в значительной степени объединяются научно-технические потенциалы каждой из сторон и происходит оперативный и стабильный обмен технологией в течение длительного времени.
7. Передача технологии в рамках инвестиционного сотрудничества, в процессе которого происходят не только коммерческая реализация материализованной технологии в виде машин, оборудования, технологических линий и т. д., поставляемых на строящиеся объекты, но и передача технологии в «чистом виде» через консультации и обучение специалистов, шеф-надзор за строительством, через передачу рабочих чертежей, а также многие другие формы технологического обмена.
Помимо вышеперечисленных форм сделок, существует и некоммерческая форма технологического обмена, к которой относится передача научно-технической информации в различных видах, проведение научных конференций, симпозиумов, посещение выставок и ярмарок и т. д.
Все перечисленные формы сделок предназначены для выполнения единой задачи — передачи и приобретения технологии на коммерческой основе — и являются своеобразными соглашениями, в которых покупатель обладает соответствующим производственным потенциалом (или капиталом), а продавец — правом производства и знаниями в определенной области. Практически все это можно свести к единому понятию обмена технологиями и различать только по формам выплаты вознаграждения.
Такой подход чрезвычайно важен для правильного выбора формы сделки и ее реализации, так как конечный эффект зависит от правильного взаимодействия партнеров. И приобретение технологии по классическому лицензионному соглашению, и компенсационные сделки, и совместные предприятия практически решают одну и ту же задачу: привлечения передовой технологии с целью повышения конкурентоспособности изготовляемой на ее базе продукции. В условиях нашей страны это позволяет в известной степени заменить импорт отечественными изделиями, удовлетворить потребности внутреннего рынка с последующим выходом на внешний рынок.
Международный рынок неовеществленной технологии промышленно развитых стран достиг к середине 80-х годов 13 млрд. долларов, увеличиваясь ежегодно на 2,5 %. Основная роль на рынке принадлежит промышленно развитым странам: 95% поступлений от экспорта технологий и ¾ платы за импорт. Величина мирового экспорта наукоемкой продукции составила к началу 90-х годов более 350 млрд. долларов. Наиболее крупный рынок - оборудования дальней связи и электронных компонентов (1/4 экспорта), велики рынки научно-измерительной аппаратуры и приборов (17%), авиатехники и частей к ней (15%). {4}
Целесообразность продажи технологии может быть обусловлена одной из трех причин:
- невозможностью или нецелесообразностью по каким-либо причинам ее использования внутри страны;
- экономической или политической невозможностью экспорта продукции, изготовляемой по этой технологии на территории какой-либо страны или ряда стран из-за их ограничительной практики и различного рода барьеров;
- большим объемом внутреннего рынка.
В первом случае продажа лицензии на технологию позволит частично или полностью вернуть расходы, потраченные на ее разработку, во втором — проникнуть на закрытые для товарного экспорта рынки, в третьем — ускорить насыщение внутреннего рынка, снизить издержки либо как-то иначе использовать преимущества международного разделения труда.
2. Правовые формы защиты технологий
Основная задача правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности в сфере промышленности — это предоставление на определенный срок (до 20 лет) авторам технических решений, ученым, исследователям и изобретателям в качестве вознаграждения за их творческую деятельность исключительного права распоряжения своим изобретением. Они могут либо сами использовать свое изобретение, либо передать эти права за определенную сумму другому лицу. При этом владелец патента может запретить любому лицу безвозмездное использование своего изобретения.
Правовая защита объектов промышленной собственности, во-первых, закрепляет за авторами права на изобретения — плоды их творческой деятельности, во-вторых, позволяет автору, наряду с признанием результатов творческой деятельности, получить и материальное вознаграждение. Такая законодательная защита изобретений гарантирует автору, что результаты его творческой деятельности не будут безвозмездно использоваться третьими лицами.
Защита результатов научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) патентами — важнейшая задача любых предприятий, поскольку без правовой защиты они легко могут стать жертвами конкурентов. При публикации сведений о новых разработках или выпуске продукта на рынок без патентной защиты конкурент получает возможность сэкономить время и средства на НИОКР и за счет этого получить дополнительную прибыль. Более того, конкурент может неожиданно запатентовать чужую незащищенную разработку, что поставит под угрозу выпуск продукции на предприятии, первоначально владевшем данной технологией.
Это особенно опасно для предприятий, стремящихся сохранить свои разработки в тайне. Как показывает практика, наука и техника развиваются настолько быстро, что аналогичные решения приходят в голову разным специалистам и в разных странах почти одновременно.
В большинстве стран новая технология защищается одним или несколькими правовыми инструментами – патентами, лицензиями, копирайтом, товарным знаком.
Патент (patent) - свидетельство, выдаваемое компетентным правительственным органом изобретателю и удостоверяющее его монопольное право на использование єтого изобретение.
Действие патента означает, что только его владелец имеет право распоряжаться изобретением и решать, каким образом оно будет использовано: на собственном предприятии, на совместном предприятии или на него будет продана лицензия. Кроме того, обладатель патента имеет право запретить противоправные действия третьего лица, нарушающие патент. Если объектом патента является изделие, то третьему лицу не разрешается: изготавливать его, предлагать к продаже, применять, вводить в оборот. Если объектом патента является способ, то третьему лицу не разрешается: применять этот способ самому, предлагать его к использованию, предлагать к продаже продукт, непосредственно изготовленный по этому способу, применять продукт, непосредственно изготовленный по этому способу, вводить такой продукт в оборот, импортировать его.
Практически все товары, выпускаемые на рынок, являются запатентованными. Срок действия патента обычно ограничивается 15-20 годами, и он действует только на территории той страны, где был выдан.
Однако далеко не каждое изобретение может быть защищено патентом. Патентоспособность изделия означает, что оно предлагает техническое решение задачи через создание новых машин или технологических процессов, обладает новизной. Превышает уровень обычного инженерного решения технической задачи и может быть применено практически.
Для поддержания патента в силе законодательно требуется периодическая уплата довольно высоких патентных пошлин. Поэтому владелец патента очень часто предпочитает переуступить права на его использование той стороне, которая сможет коммерчески использовать изобретение.
Значение патентной охраны для реализации продукции состоит в том, что патент позволяет:
1) расширить выбор средств конкурентной борьбы;
2) устранить с рынка или ослабить конкурента;
3) получить исключительное право на коммерческое использование продукта;
4) стимулировать спрос на продукт, поскольку ссылка в этих целях на патент оказывается более эффективной, чем простое описание;
5) получить базу для предоставления лицензии. {5}
Основными причинами, побуждавшими фирмы в последние годы подавать заявки на патенты в Европейское патентное ведомство, были (по мере убывания их важности): сохранение технического и технологического лидерства, долговременная охрана важнейших внешних рынков сбыта, охрана новых инвестиций, необходимых для коммерческой реализации изобретений, создание основы для лицензии, содействие продаже продукции и маркетингу.
Лицензия (license) – разрешение, выдаваемое владельцем технологии (лицензиаром), защищенное или незащищенное патентом, заинтересованной стороне (лицензиару) на использование этой технологии в течение определенного времени и за определенную плату.
Копирайт (право воспроизведения) (copyright) – эксклюзивное право автора литературного, аудио- или видео-произведения на показ и воспроизведение своей работы.
Товарная марка (trademark) – символ определенной организации, который используется для индивидуализации производителя товара и который не может быть использован другими организациями без официального разрешения владельца. Обычно это рисунок, графическое изображение, сочетание букв. Имя основателя или владельца корпорации. В своей стране товарный знак может использоваться, если его принадлежность никем не оспорена в течение установленного законодательством срока. В случае экспорта товара товарная марка обычно регистрируется в странах экспорта. {5}
Лицензионная торговля (license trade) - форма международной торговли технологией, включающая сделки с "ноу-хау", патентами и лицензиями на изобретения. Предметом лицензионной торговли являются лицензии на использование технологического опыта, изобретений, промышленных секретов, товарных знаков и др. т.д.
«Ноу-хау» (know-how) - знания и практический опыт технического, коммерческого, управленческого, финансового и иного характера, которые представляют коммерческую ценность, применимы в производстве и профессиональной практике и не обеспечены патентной защитой. Ноу-хау включает в себя техническую документацию (чертежи, проекты, схемы, методики, инструкции и т.д.), образцы изделий, сведения коммерческого характера, данные об организации производства, подготовке персонала и использовании информации в производстве.