, (1)
где Ср -ставка роялти;
R - годовая сумма роялти;
S - годовая стоимость чистых продаж за вычетом косвенных налогов, сборов и пошлин (2-10%).
Тогда цена лицензии определяется по формуле:
, (2)
где Vi – объем выпуска продукции;
Zi – цена единицы продукции;
Ri – размер роялти;
Т – расчетный срок заключаемого соглашения.
В практике международной торговли лицензиями размер роялти обычно определяют не расчетным путем, а эмпирически - путем установленных в мировой практике для различных отраслей промышленности усредненных размеров роялти - так называемых “стандартных” роялти. Размер известных из литературных источников “стандартных” ставок роялти чаще всего составляет от 0,5 до 14%. {7}
4. Оценка объемов передачи технологии
Только часть платежей за технологию улавливается статистикой платежного баланса. Если технология передается «в чистом виде», то платежи за нее проходят по строке платежного баланса «роялти и лицензионные платежи», которая относится к разделу услуг в рамках текущих операций. Только промышленные страны публикуют статистику технологических платежей, и поэтому оценить их объем в мире в целом не представляется возможным.
В рамках международных организаций изучается вопрос о составлении «технологического платежного баланса», который позволил бы отследить межстрановые потоки технологий, связанные с торговлей высокотехнологичными товарами, международными инвестициями, собственно продажей патентов и предоставлением лицензий и передачей технологий на безвозмездной основе.
Если международная передача технологии рассматривается более широко и включает торговлю технологически емкими товарами, то подход к оценке ее размеров несколько иной. Для оценки объемов технологии, которая передается через торговлю высокотехнологичными товарами, применяется разработанная ЮНКТАД классификация технологической емкости торговли.
Технологическая емкость торговли (ТЕТ) (R & D intensity of trade) – доля затрат на исследования и разработки в объеме производства и торговли товарами отдельных отраслей.
Коэффициент технологической емкости торговли (ТЕТ) может быть рассчитан для различных отраслей производства и отдельных товаров различных стран мира. Затем вычисляется средний показатель. Все товары и отрасли, чьи ТЕТ находятся выше среднего для данной страны, группы стран или отрасли уровня, считаются высокотехнологически емкими. Если ТЕТ располагается рядом со средним значением, товары считаются среднетехнологически емкими. Если же ТЕТ значительно ниже среднего уровня, то товар и торговля им считаются низкотехнологически емкими.
Как уже упоминалось, лидерами в экспорте лицензий являются развитые страны – члены ОЭСР –США, Япония, Германия, Италия. Они же, а также некоторые быстро развивающиеся страны Юго-Восточной Азии являются главными импортерами лицензий. В странах ОЭСР:
- высокотехнологически емкой считается торговля аэрокосмическим оборудованием (22,7% затрат на исследования и разработки в общем объеме производства), офисным оборудованием и компьютерами (17,5%), электроникой и ее компонентами (10,4%), лекарствами (8,7%), приборами (4,8%), электрооборудованием (4,4%);
- среднетехнологически емкой считается торговля автомобилями (2,7%), химикатами (2,3%), прочими промышленными товарами (1,8%), неэлектрическим оборудованием (1,6%), резиной и пластмассами (1,2%), цветными металлами (1,0%);
- низкотехнологически емкой считается торговля кирпичом, глиной, стеклом (0,9%), продуктами питания, напитками и табаком (0,8%), судами (0,6%), нефтью(0,6%), черными металлами(0,6%), изделиями из металла (0,4%), бумагой и обоями (0,3%), деревом и мебелью (0,3%), текстилем, одеждой и обувью (0,2%).
При этом средняя ТЕТ для высокотехнологичных товаров составляет 11,4%, среднетехнологичных – 1,7 и низкотехнологичных – 0,5%.
Кроме того, для оценки технологической емкости торговли используется Стандартная международная торговая классификация Standard International Trade Classification – SITC). (3)
5. Инжиниринговые операции
Международный инжиниринг (engineering) – это выполнение комплекса операций по оказанию услуг производственного характера, осуществляемых специализированными инженерно-консультационными промышленными, строительными и другими компаниями.
Торговля инжиниринговыми услугами получила развитие под воздействием научно-технической революции.
Ведущими экспортерами инжиниринговых услуг являются компании таких стран с рыночной экономикой, Как США, Великобритания, Франция, ФРГ, Япония.
Международный инжиниринг обладает рядом особенностей:
1. Функционирование в качестве одной из услуг производственного назначения, реализуемой не в вещественной форме продукта, а в полезном эффекте. Например, проектирование, консультирование, обучение и т. д.
2. Связь с подготовкой и обеспечением процесса производства и реализацией, рассчитанных на промежуточное и конечное потребление реальных благ и услуг.
3. Наличие коммерческих свойств, проявляющихся в процессе купли-продажи.
4. Отличие от лицензий и «ноу-хау». Объектом купли-продажи на рынке инжиниринга являются услуги по подготовке, систематизации, приспособлению к использованию в конкретных условиях и передаче доступных любым квалифицированным специалистам научно-технических, производственных знаний и опыта. Такого рода услуги являются воспроизводимыми, то есть, их могут оказать многие фирмы. В то же время продажа лицензий, «ноу-хау» и новых технологий осуществляется их реальным владельцем и автором.
Вполне возможно подкрепление инжиниринговых услуг лицензиями и «ноу-хау». Основными факторами успеха на мировом рынке являются профессионализм, специализация, комплексность на основе свободного, многостороннего сотрудничества с другими фирмами. На передовые позиции в мире в настоящее время выходят крупные международные инжиниринговые фирмы, способные самостоятельно осуществлять «междисциплинарный инжиниринг».
Так как сотрудничество между инжиниринговыми фирмами является весомым аргументом в конкурентной борьбе, то довольно часто применяются такие основные формы кооперации труда, как:
- образование новой компании в результате слияния при поглощении одной из фирм;
- создание совместных предприятий долгосрочного типа;
- создание краткосрочных совместных предприятий для выполнения конкретного проекта;
- заключения соглашений о сотрудничестве.
Кроме того, довольно часто практикуется создание консориумов, что облегчает получение заказа за счет вхождения в него банковских и государственных финансовых организаций. Возможно создание временных консориумов.
Обширный комплекс операций инжиниринговых фирм можно ориентировать по проектно-консультационным, подрядным и управленческим видам деятельности.
Существенной проблемой является определение оптимальной стоимости инжиниринговых услуг. Для этого изучается конкурентный материал из различных регионов мирового рынка. Используются также и установившиеся подходы к оплате. Например, услуги инжиниринговой компании, выполняющей функции генерального поставщика и генерального подрядчика, в зависимости от масштабов объекта, могут колебаться в пределах от 10 до 20 % общих затрат на его сооружение.
Иногда приходится рассчитывать оплату (в случае полного отсутствия аналогов), исходя из почасовой оплаты работы специалистов. При этом величины могут быть следующими: для специалистов высокого класса – 60-70 долларов за час, среднего класса – 30-35 долларов, низшего – 20-25 долларов. Средняя фирма имеет в основном штате не менее 3-4 высококвалифицированных специалистов и 1-2 секретарей, остальных специалистов фирма может привлекать по мере необходимости. {6}
6. Международное техническое содействие
Разновидностью международной передачи технологий является международное техническое содействие или техническая помощь, которая получила большое развитие с 70-х годов ХХ века.
Международные программы технического содействия осуществляются как по линии международных организаций, так и на двусторонней основе. Они направлены прежде всего на оказание технического содействия развивающимся странам и странам. Находящимся в переходном периоде, с целью ускорения создания основ развитой рыночной экономики. Техническое содействие направлено на повышение технологического уровня стран-получателей. Его следует отличать от других форм международной помощи развитию, которые являются в большинстве своем прямым бюджетным финансированием со стороны развитых государств беднейших африканских и азиатских стран и направлены на удовлетворение потребностей жителей этих стран в пище, воде, топливе и пр.
Техническое содействие (technical assistance) – предоставление странам содействия на возмездной или безвозмездной основе в сферах технологии процессов, продуктов и управления.
Такое содействие может оказываться практически в любых отраслях производства. В экономической сфере наиболее часто техническое содействие предоставляется в области разработки программ экономического развития, статистики, денежной и бюджетной политики, развития регионов, технико-экономического обоснования отдельных проектов. С точки зрения степени вовлеченности получателя технической помощи в процесс ее распределения можно выделить несколько организационных видов технической помощи: технологические гранты и софинансирование технического содействия.
Технологические гранты (technological co-operation grants) – безвозмездная передача развитыми странами технологии, технологически емких товаров или финансовых средств на покупку технологии, обучение и переподготовку персонала. Гранты предусматривают предоставление донором в рамках проекта в рамках проекта технического содействия технологии и оборудования, командирование специалистов и осуществление обучения кадров без какого бы то ни было финансового участия получателя помощи в финансировании проекта. В этом случае получатель выполняет чисто организационные функции по приему и размещению технической помощи. Донор обычно имеет право участвовать через своих представителей в распределении помощи и надзоре за эффективностью ее использования.
Софинансирование технического содействия (co-financing) – предусматривает более серьезное участие и ответственность ее получателя, который в соответствии с соглашением об оказании технической помощи должен не только организационно обеспечить ее получение, но и нести некоторое бремя ее финансирования. Обычно финансовое участие получателя, хотя и составляет меньшую долю стоимости проекта, рассматривается как свидетельство заинтересованности правительства в эффективном использовании предоставляемой его стране технической помощи.
В зависимости от количества стран, участвующих в проекте, выделяется двустороннее и многостороннее техническое содействие.
Одной из первых международных организаций, которая стала оказывать техническую помощь развивающимся странам, стала Программа развития ООН (United Nations Development Program - UNDP). Большие программы технической помощи осуществляют МВФ, Мировой банк, ОЭСР и практически все другие международные организации. {6}
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Международная передача технологии – научных методов достижения практических целей – представляет собой межгосударственное перемещение научно-технических достижений (технологии продуктов, технологии процессов и технологии управления) на коммерческой или безвозмездной основе.
Технология, как фактор производства, обладает высокой степенью международной мобильности. В большинстве развитых стран крупные компании охотнее продают технологически применимые знания иностранным фирмам, чем отечественным, а внешние рынки технологий значительно превосходят внутренние. Причины этого явления следующие:
1. На пути международного перемещения технологий стоит меньше барьеров и ограничений по сравнению с движением товаров и капиталов.
2. Многонациональные компании предпочитают продавать новые технологии своим зарубежным филиалам или дочерним компаниям, чем независимым отечественным компаниям, чтобы не утратить монопольного права на эти технологии.
3. Реализация технологий за рубеж часто сопровождается дополнительными поставками сырья, оборудования, полуфабрикатов, то есть обеспечивается получение так называемого эскорт-эффекта (escort-effect).
4. Часто только путем продажи новой технологии за рубеж фирма может получить доступ к необходимому ей новшеству иностранного партнера на условиях перекрестного лицензирования.
Мотивы, побуждающие покупателя приобретать новые технологии на мировом рынке, также многообразны:
1. Импортируя новые технологии, покупатель обычно существенно экономит средства и время по сравнению с самостоятельными разработками в этой области.
2. Покупки на международном технологическом рынке открывают доступ к новшествам высокого технического уровня.
3. При приобретении новых технологий издержки по освоению производства сокращаются, так как лицензиар обычно оказывает помощь по наладке оборудования.
4. Покупатель новой зарубежной технологии увеличивает свои экспортные возможности, в связи с высокой конкурентоспособностью новых изделий.
Лицензионная торговля играет все возрастающую роль с зарубежными инвестициями и экспортом наукоемкой продукции. Одной из причин быстрого развития лицензионной торговли является существенное повышение ее доходности. Расширилась практика продажи лицензий на побочные технологические процессы и на отдельные изобретения при сохранении монополии на технологию изготовления готового продукта. В результате бурного роста международной торговли лицензиями и патентами и нелицензионными "ноу-хау" сформировался специфический рынок со своими особенностями и закономерностями.
Международная торговля лицензиями и "ноу-хау" стала важной составной частью современной мировой торговли, фактором ускорения международного товарооборота. Экспорт лицензий и "ноу-хау" стимулирует расширение традиционных товарных потоков. Лицензирование технологии воздействует на развитие торговли объектами капитального строительства и инжиниринговыми услугами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Хасбулатов Р.И. Международные экономические отношения, М.: Новости — 1991..
2.Овчинников Г.П. Международная экономика. Сп.-б.-1999.-390 с.
3. Киреев А. Мировая экономика.
4. Международные экономические отношения. Под ред. Жукова. М.-1999. 485 с.
5. Основы внешнеэкономических знаний. Под ред. И. Фаминского, М., 1994.
6. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: Учеб.-практич. Пособие. – М.:ИВЦ “Маркетинг”, 1999. – 208 с.
7.Мухопад В.И. “Лицензионная торговля: маркетинг, ценообразование, управление”. - М.; ВНИИПИ, 1997. 285 с.
8. Инновационный менеджмент. Под ред. Ильенкова С.Д. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ. 1997. – 327 с.
Оформить и сдать