3. Международное сотрудничество государств
3.1. Сотрудничество государств. Формы сотрудничества.
Сотрудничество государств в области борьбы с преступностью ведется в нескольких направлениях:
1. Признание опасности для сообщества государств определенных уголовных деяний и необходимости применения совместных мер для их пресечения. Таковыми могут быть кроме преступлений рассматриваемых в настоящей работе и терроризм, захват заложников, незаконная торговля людьми, незаконный захват воздушных судов и др. Опасность именно этих деяний фиксируется в соглашениях.
2. Оказание помощи в деле розыска скрывающихся на чужой территории правонарушителей. Существует два возможных канала осуществления - через дипломатические учреждения и путем непосредственных связей между органами, ведущими в своей стране розыск и дознание (правоохранительные органы). Необходимо отметить расширение этого направления сотрудничества: если раньше государства обращались к конкретной стране с просьбой о розыске или выдаче преступника, то в настоящее время этот розыск ведется во всемирном масштабе, причем объявляется розыск не только сбежавшего преступника, но и похищенного имущества. С целью облегчения розыска иногда осуществляется обмен информацией.
3. Помощь в деле получения необходимых материалов по уголовному делу. В случае совершения преступления или совершения его в нескольких странах или совершения его части в другом государстве и т. д.. Свидетели и вещественные доказательства могут находиться в другом государстве. Для получения материалов по делу в отдельных случаях необходимо произвести следственные действия за границей, что осуществляется путем направления соответствующего отдельного поручения (commissions rogatoires). Это может быть поручение допросить свидетеля, потерпевшего, произвести осмотре места происшествия и т. п. Соглашение определяет, какого рода поручения можно давать соответствующим органам другого государства. Орган, который должен выполнить это поручение руководствуется своими национальными процессуальными нормами, при этом должны быть даны ответы на все поставленные в поручении вопросы.
4. Оказание практической помощи отдельным государствам в разрешении проблем преступности, изучении этих проблем. Этот вид помощи выражается в направлении в отдельные страны экспертов призванных оказать конкретную помощь(определить основные направления борьбы с преступностью, дать рекомендации по организации пенитенциарной системы и др.).
5. Изучение проблем преступности и борьбы с ней. С этой целью созываются международные конгрессы. Конференции, создаются международные организации, научно-исследовательские институты.
6. Обмен информацией. Государства часто договариваются предоставлять друг другу информацию необходимую для успешного проведения следствия и поимки преступника, а также другую информацию уголовного характера. В частности обмен информацией о приговорах, вынесенных в отношении граждан другой страны. Как правило обмен такого рода информацией происходит раз в год.[17]
Международная сотрудничество государств ведется в следующих формах:
a) заключение международных соглашений. Это соглашения об оказании правовой помощи, выдаче преступников, признании преступными определенных деяний и пр.
b) использование международных организаций. Государства в целях сотрудничества создают универсальные организации (ООН), региональные (ЛАГ, ОАЕ и др., специализированные учреждения ООН (МОТ, ВОЗ), создают специальные организации (Интерпол); вопросы сотрудничества рассматривают постоянные организации (все вышеуказанные) и временные (конференции). Кроме того в этом процессе принимают участие равным образом межгосударственные и неправительственные организации (Международная Ассоциация Уголовного права, Международная ассоциация юристов-демократов и др.).
Правовыми основами сотрудничества государств являются[18] :
1) Универсальные конвенции
2) Многосторонние соглашения или региональные конвенции
3) Двухсторонние соглашения
Деятельность международных организаций по борьбе с преступностью
3.2. Интерпол - международная организация уголовной полиции.
3.2.1. Международная преступность (международные преступления)[19]
Развитие все более и более сложных средств обслуживания для быстрого путешествия сделало гораздо более широкие возможности для преступников, для передвижения по всему миру. В то же самое время, сложные структуры современных обществ и постоянный рост международного обмена обеспечивают все более широкие возможности для международной преступной деятельности, которая теперь достигла тревожных размеров.
Однако термин «международное преступление», который используется в обычном обращении, не обязательно относится к определенной категории нарушений, определенных в законе.
Некоторые преступления охвачены международными конвенциями, например фальшивомонетничество (Женевская Конвенция о борьбе с подделкой денежных знаков 1929г.), незаконная торговля людьми и эксплуатация проституции (Нью-Йоркская Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатации проституции третьими лицами 1949г.), и незаконный оборот наркотических веществ (Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988г.).
Другие нарушения, могут быть классифицированы как «международные» из-за поведения правонарушителей.
Например, приготовления к совершению преступления могут быть сделаны в одной стране, в то время как фактическое преступление совершается в одном или большем количестве других стран.
Другой пример : схожие преступления могут быть совершены один за другим в нескольких различных странах. Наконец, преступник может сбежать за границу после совершения преступления, или он может переместить его незаконный доход за границу, или он может скрыть орудия преступления или документы использованные для совершения преступления в другой стране.
Выслеживание и арест таких преступников является делом чрезвычайно трудным; проблемы могут возникать в связи с обменом информации, идентификацией, международными расследованиями с последующей выдачей. Из-за этих проблем, полицейские отделы в различных странах должны работать вместе, если они хотят бороться с международной преступностью успешно.
3.2.2. Появление и рост международного полицейского сотрудничества. Развитие Интерпола.
Принципы и процедуры, управляющие международным полицейским сотрудничеством выросли постепенно за эти годы, прежде чем сформировать существующую систему ИНТЕРПОЛА. Стоит назвать наиболее существенные даты:
1914, В течение первого Международного Конгресса Уголовной Полиции, проведенного в Монако с 14-18 апреля, юридические эксперты и полицейских офицеры от 14 различных стран и территорий изучали возможность создания международного офиса уголовных записей (отчетов) и согласования процедур выдачи. Начало первой Мировой войны предотвратила дальнейший прогресс
1923, Второй Международный Конгресс Уголовной Полиции, был проведен в Вене, и основал Международную Комиссию Уголовной Полиции (ICPC) с собственным Уставом, и официальной Штаб-квартирой в Вене. ICPC, действовал удовлетворительно до начала Второй Мировой войны, но был по существу Европейской организацией,
1946, После Второй Мировой войны, конференция была проведена в Брюсселе, чтобы восстановить ICPC и единую концепцию международного полицейского сотрудничества Были приняты новые Уставы и Штаб-квартира комиссии была перемещена в Париж. 'ИНТЕРПОЛ' был выбран как телеграфный адрес Штаб-квартир
1956, ICPC стал Международной Организацией Уголовной Полиции ИНТЕРПОЛ, сокращенный к ICPO-Интерпол
1966, Генеральный Секретариат ИНТЕРПОЛА, был перемещен в Saint Cloud, вне Парижа
1973, Организация праздновала 50-ую годовщину в месте рождения, Вена
1984, Новое Соглашение Штаб-квартиры, подписанное французским Правительством вступило в силу,
1989 27 ноября, новое здание Штаба-квартиры организации в Лионе было официально открыто
1994, число Государств - членов Интерпола достигло 176.
3.2.3. Структура Интерпола.[20]
Основными директивными органами Интерпола являются Генеральная Ассамблея и Исполнительный Комитет. Они - совещательные органы с правами принятия решения и контролирующими полномочиями. Их заседания проводятся периодически. Постоянными отделами организации являются Генеральный Секретариат который является ответственным за исполнение решений и резолюций принятых двумя директивными органами и тесно сотрудничает с НЦБ государств-членов обеспечивая их основой для ежедневной работы и сотрудничества. НЦБ которые являются национальными органами обеспечивают связь между государствами-членами и Генеральным Секретариатом.
1. Генеральная Ассамблея - состоит из делегатов, назначенных правительствами Государств - членов. Она собирается один раз в год. Ассамблея - высший директивный орган ИНТЕРПОЛА и принимает все главные решения, влияющие на дальнейшую программу действия Организации, ресурсы необходимые для международного сотрудничества, рабочие методы, финансирование и программ действий. Она также выбирает сотрудников Организации. Ассамблея принимает решения простым большинством голосов в форме резолюций или рекомендаций. Каждое представленное Государство - член имеет один голос.
2. Исполнительный комитет. Исполнительный комитет имеет тринадцать членов, тех кто избраны Генеральной Ассамблеей из числа делегатов Государств - участников. Срок полномочий Президента Организации - 4 года. Он председательствует на сессиях Генеральной Ассамблеи и встречах Исполнительного комитета. Три вице-президента и девять обычных членов избираются на трех--летний срок. 13 членов Исполнительного комитета выбираются на основе равноправной географической дистрибуции и должны быть из различных стран. Исполнительный комитет обычно встречается три раза в год. Он готовит повестку дня к сессиям Генеральной Ассамблеи, одобряет план действия и проект бюджета прежде, чем они будут представлены Ассамблее, и контролирует управление Генеральным Секретариатом.