3. Генеральный Секретарь. (Раймонд Е Кендэлл QPM MA Генеральный секретарь, ИНТЕРПОЛ) Генеральный Секретариат - постоянный административный и технический орган. Он выполняет решения, принятые Генеральной Ассамблеей и Исполнительным комитетом, координирует действия по борьбе с международными преступлениями, централизует информацию касательно преступлений и преступников, обеспечивает связь с национальными и международными органами. Секретариат управляется Генеральным секретарем, избираемым Генеральной Ассамблеей на 5 лет. Он подотчетен Генеральной Ассамблее и Исполнительному комитету по вопросам общего и финансового управления Организации.
4. Исполнительный аппарат Генерального Секретаря. Является технической и административной единицей поддержки и включает непосредственно исполнительный аппарат, центр общественных связей и управление финансового контроля. В составе исполнительного аппарата находятся административное отделение (1ое отделение) которое является ответственным по общим административным вопросам и отдел связей и оперативной информации (или криминальной разведки) (2ое отделение). Данное подразделение ответственно за централизацию полицейской информации и руководство по ведению дел по международным уголовным преступлениям. Оно осуществляет управление компьютерной обработкой оперативной полицейской информации и электронными архивами, подготавливает проекты замечаний и обобщение по уголовным делам, а также организовывает встречи и симпозиумы по уголовным делам или по на специальную тему. Отдел связей и оперативной информации состоит из Европейского Бюро Связи, Регионального координационного бюро и четырех подотделов, каждый из которых работает в определенных областях борьбы с международными преступлениями. Подотдел 1 работает с общими преступлениями (деяния посягающие на личность и имущество, организованная преступность и терроризм), подотдел 2 работает с экономическими и финансовыми преступлениями (фальшивомонетничество, мошенничество и отмыванием средств полученных преступным путем), подотдел 3 работает с незаконным оборотом наркотических средств и подотдел 4 занимается криминальной разведкой (оперативно-розыскными мероприятиями).
Подотдел криминальной разведки ответственен за обработку информации предназначенную для НЦБ. Он использует наиболее передовые технологии и совершенные методы для оперативного реагирования на запросы НЦБ.
Отделение обработки сообщений (Message Research and Response Branch - MRRB) основной задачей которого является оказание помощи НЦБ и Генеральному Секретариату в обработке и записи оперативной информации в соответствии с правилами защиты и стирания информации.
Отделение по подготовке международной документации - основная задача - своевременная и быстрая подготовка и издание документации в соответствии с запросами НЦБ. Данной отделение тесно сотрудничает со специализированными секциями Отделения связи и оперативной информации.
Департамент идентификации. Штат экспертов этого департамента ответственен за обработку отпечатков пальцев и фотографий и обновление архивов. Секция автоматизированного поиска и архивов - Занимается архивацией в электронном виде все информации приходящей в Генеральный Секретариат, управлением Системой Автоматизированного Поиска. Это позваоляет НЦБ Интерпола и правоохранительным органам иметь прямой доступ к базе данных и получать необходимые разъяснения по запрашиваемой информации. Подразделение анализа оперативной информации (Analytical Criminal Intelligence Unit - ACIU). ACIU создано в 1993г. для обеспечения возможности централизованного анализа оперативной информации в рамках Отделения связей и оперативной информации. Основное ролью данного подразделения является обеспечение Генерального Секретариата Интерпола и государств его участников необходимой аналитической поддержкой, чтобы развивать тактическую и стратегическую оперативную работу связанную с международными преступлениями, делая возможным более четкое (аккуратное) определение международных преступных организаций и планирование более эффективных мер реагирования.
3.2.3 Россия и Интерпол
Россия как правопреемник СССР является полноправным членом Интерпола. На основе его Устава, #M12291 841502251международных договоров#S РФ и российского законодательства в рамках МВД создано Национальное центральное бюро Интерпола в России (НЦБ РФ), принято Положение о НЦБ РФ, Инструкция о порядке обработки информации в НЦБ РФ и другие документы. НЦБ РФ является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД РФ на правах главного управления. Его штатная численность 60 человек, а главная функция-координация взаимодействия российской #M12291 841502431милиции#S с аналогичными органами других государств-членов Интерпола и его Генерального секретариата.
Кроме розыскной деятельности НЦБ РФ анализирует и обобщает практику исполнения в РФ запросов международных #M12291 841500113правоохранительных органов#S и способствует устранению недостатков; формирует банк данных о лицах, организациях, #M12291 841500380событиях#S и документах, связанных с #M12291 841500165преступлениями международного характера#S; составляет по установленной форме и направляет в Генеральный секретариат Интерпола сведения о состоянии и структуре преступности в России, о лицах входящих в #M12291 841502491организованные преступные группы#S; о лицах, совершивших преступления, связанные с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, фальшивомонетничеством, посягательствами на исторические и культурные ценности и др. преступления, включенные в международную уголовную статистику.
3.2.4. Другие международные организации
Помимо Интерпола, другой международной организацией играющей важную роль в международном сотрудничестве по борьбе с преступностью является Организация Объединенных Наций.
Среди главных органов ООН вопросами предупреждения преступности и борьбы с нее занимаются: Генеральная Ассамблея, ЭКОСОС, Секретариат ООН и ряд специализированных учреждений ООН.[21]
Генеральная Ассамблея ООН рассматривает доклады Генерального секретаря ООН по важнейшим проблемам международного сотрудничества по предупреждению преступности и борьбы с ней. Этими проблемами занимается также ряд комитетов Генеральной Ассамблеи ООН: главные комитеты [Третий и Шестой], Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней, специальные комитеты и комиссии: Специальный комитет по международному терроризму, а также ряд рабочих групп.
Экономический и Социальный Совет - основной орган ООН, который определяет практические задачи организации международного сотрудничества по предупреждению преступности и борьбе с ней. ЭКОСОС уполномочен составлять доклады по вопросам борьбы с преступностью и делать рекомендации в этой области Генеральной Ассамблее ООН, подготавливать проекты конвенций и созывать международные конференции по борьбе с преступностью и предупреждению ее.
Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями - специализированная конференция ООН, учреждена в 1950 году , сессии Конгресса проводятся один раз в 5 лет. Участниками конгресса являются представители государств специализированных учреждений ООН и ее органов, а также неправительственных организаций, эксперты в личном качестве.
Членами делегации от государств могут быть представители от министерств, правоохранительных органов, научные работники занимающиеся вопросами борьбы с преступностью, а также эксперты и консультанты.
К компетенции Конгресса относится: определение главных направлений сотрудничества государств по предупреждению преступности, разработка программ и рекомендаций по решению этой проблемы, содействие обмену опытом и координации сотрудничества государств в ООН по предупреждению и борьбе с распространением преступности, определение основных принципов сотрудничества в этой области.
Другим органом, на который возложена организация и координация сотрудничества государств в борьбе с преступностью, является постоянно действующий Комитет ООН по предупреждению преступности и борьбы с ней. Он состоит из 27 экспертов, действующих в личном качестве, подотчетен Комиссии социального развития ЭКОСОС. Сессии комитета проводятся 1 раз в 2 года . Участниками сессий Комитета являются представители органов ООН и ее специализированных учреждений, занимающихся вопросами преступности, межведомственных (Интерпол) и международных неправительственных организаций (Международная ассоциация международного права, Международная ассоциация юристов-демократов и др.).
Вопросами преступности занимается и Генеральный Секретарь ООН, который делает доклады на сессия Генеральной Ассамблеи ООН о предупреждении преступности и мерах по борьбе с ней, разработанных Конгрессом и Комитетами.
Специализированные учреждения ООН - ЮНЕСКО, МОТ, ИКАО, ВОЗ также занимаются вопросами борьбы и предупреждения преступности и по согласованию с ЭКОСОС вносят свои предложения в соответствующие органы ООН.
Среди органов ООН, занимающихся вопросами борьбы с преступностью, особое место занимает «Институт национальных корреспондентов»[22]. Это - орган специальной компетенции, созданный в 1950 году и состоит из представителей государств, назначаемыми государствами из числа лиц, имеющих высокую квалификацию в области национальной юрисдикции. Корреспонденты сообщают в органы ООН, о практических мерах методах и способах борьбы и предупреждения преступности, которые применяются в представляемых ими странах, а также информируют соответствующие органы своих стран о главных направлениях борьбы с преступностью в международном плане.
4. Вопросы и проблемы в области сотрудничества. Перспективы борьбы с преступностью и укрепления правопорядка для обеспечения экономического и культурного развития.
В истории каждого государства переход к новому социальному качеству, всегда проходил на фоне преступности. При этом рост преступности является не только серьезным препятствием на пути реформ, но при определенных обстоятельствах несет прямую угрозу достижению намеченных в переходный период целей.
По мере дальнейшего развития экономики и перехода на новый уровень в различных сферах гражданского общества и государственности, возникает изменение и развитие различных видов преступности, поскольку появляются новые формы собственности, предпринимательства и другие изменения сопровождающие процесс перехода к рыночным отношениям.
Другими последствиями является увеличение преступности в общем и отдельных преступлений в частности которые сопровождают данные виды преступлений (убийство, нанесение тяжких телесных повреждений, мошенничество и др.).
5. Заключение.
Перед развивающимися государствами стоит сложная проблема поиска оптимальных условий для уголовно-правовой борьбы с преступлениями наносящими ущерб их экономическому развитию.
Эти проблемы связаны не только с совершенствованием уголовного законодательства и практикой его применения органами уголовной юстиции, ибо использование одних лишь мер уголовно-правовой борьбы с преступностью, в частности с экономической, явно недостаточно.
В этом плане, одним из вопросов стоящих перед государствами для обеспечения успешной борьбы с преступлениями наносящими ущерб экономическому развитию государств стоит осуществление успешного международного сотрудничества по борьбе с этим видом противоправных деяний.
В плане уголовно-правовой борьбы с преступностью процесс интеграции проявляется в приведении национального законодательства в соответствие с требованиями международных соглашений, имплементации норм международного права, заключении межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений по оказанию взаимной помощи по уголовным правоотношениям, участии в международных организациях (Интерпол), обмене научно-технической информацией и опытом, проведении совместных конференции и т. д.
С учетом вышеизложенного, мне кажется особенно важным, решение наиболее существенных проблем сотрудничества в области борьбы с преступностью, охраны правопорядка и обеспечения законных прав и интересов граждан.
Прежде всего, эта проблема совершенствования законодательной базы, цель которой - создание условий для более тесных и плодотворных связей компетентных органов, для осуществления более эффективной уголовно-правовой борьбы с преступностью.
Нормативно-правовые документы
1. Устав ООН, Т., 1996г.
2. Устав Международной организации уголовной полиции ИНТЕРПОЛ, Т., 1996г.
3. Конвенция ООН О борьбе с незаконным оборотом наркотических средств 1961г.
4. Конвенция ООН О борьбе с незаконным оборотом психотропных веществ 1971г.
5. Единая конвенция ООН О борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1988г.
6. Минская Конвенция «О взаимной правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» от 22.01.1993г.
7. Конвенция Совета Европы об «отмывании», выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1994г.
8. Закон США 1970г. «О борьбе с наркоманией», Законодательство зарубежных стран, М., 1989
9. Закон США 1986г., «О наказаниях за преступления, связанные с наркотиками», М., 1989г.
10. Закон Великобритании 27.05.1970г., «Об уголовной ответственности за преступления, связанные с изготовлением, распространением и использованием наркотических веществ», Законодательство зарубежных стран, М., 1989г.
11. Закон Бельгии «О борьбе с «отмыванием» денег», М., 1990г.
12. Закон Бельгии «О торговле ядовитыми, снотворными, дезинфицирующими или синтетическими средствами», М., 1990г.
Литература:
1. Бедьсон Я.М. Россия в Интерполе: учебное пособие. – 1995;
2. Волженкина В.М. Международное сотрудничество в сфере уголовной юстиции, 21.08.2001 // Прокурорский надзор;
3. Галенская Л. Н. Международная борьба с преступностью, М. 91г.
4. Долгова А.И. Преступность // Преступность и реформы в России: Сборник статей. Под ред. А. И. Долговой. М., 1998
5. Панов В.П. Международное уголовное право. - М., 97г.
6. Сатуев Р.С. Экономическая преступность в финансово-кредитной системе. – М., 2000;
7. Сенчагова В.К. Экономическая безопасность: производство – финансы – банки. – М.., 1998;
8. Угаров Б. М. Международная борьба с контрабандой, М. 91г.
9. Шеремет К. Ф. и др. Организованная преступность и переход к рыночным отношениям // Гос-во и право, №3, 1992г.
10. #"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] См. Встреча на высшем уровне в интересах социального развития. Департамент общественной информации ООН. Нью-Йорк, - 1995г.
[2] Юридический Вестник, - 1996 №1, с.4
[3] Отчет Генерального Секретаря ООН, 1995г.
[4] В. Панов «Международное уголовное право», М., 1997г.
[5] В. Панов, Международное уголовное право, М., 1997г.
[6] см. Приложение 3
[7] В. П. Панов «Международное уголовное право», М., 1997г.
[8] см. Приложение : Страссбургская конвенция 1990 г. об отмывании доходов полученных преступным путем
[9] Лихачев В. А. Роль уголовного права в защите экономики развивающихся стран,, М. 1983г.
[10] См. материалы Всемирной Конвенции ООН 1973г., «К всеобщему миру через право», посвященные выработке мер борьбы с наркоманией.
См. Законодательство зарубежных стран. Обзорная информация., М., 1989г. вып. 1
[11] См. Материалы Комиссии ООН по наркотическим средствам - Вена 29.01-02.02 1990г.
[12] См. Доклад Комиссии ООН по наркотическим средствам - Вена 08-12.11.1991г.
[13] см. Галенская Л. Н., «Междуанрдноая борьба с преступностью». М., 1972г.
[14] В. Панов «Международное уголовное право», М., 1997г.
[15] см. #"#_ftnref16" name="_ftn16" title="">[16] Интерпол.—1976.— №294.
[17] см. ст. 22 Европейской конвенции о взаимной помощи по уголовным делам 1959г.
[18] см. Приложение 1
[19] см. официальный сервер Интерпола: #"#_ftnref20" name="_ftn20" title="">[20] см. Приложение №1
[21] Международное Право, Учебник. М., Юрид. Лит-ра, 1987г.
[22] Международное право. Учебник, М., Юрид. Лит-ра 1987г.