В 1995 г. странами — членами ВТО было разработано первое и основное Приложение к ГАТС по финансовым услугам5. Как и другие соглашения ВТО, в основе договоренностей в этой сфере лежат несколько основополагающих принципов: дальнейшая либерализация торговли финансовыми услугами, обеспечение режима наибольшего благоприятствования, урегулирование споров путем переговоров, возможность отступления от договоренностей, если они угрожают целостности и стабильности финансовой системы страны и нарушают права инвесторов, вкладчиков и других лиц.
5 Второе приложение лишь уточняет право стран на изъятия из режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в секторе финансовых услуг.
Поставленная цель либерализации международной финансовой деятельности и, в частности, деятельности банков достигается путем последовательных сокращений и отмены правительствами стран — членов ВТО ограничений по доступу на национальные рынки услуг. Наиболее же распространенными видами ограничений (они же основные административные инструменты регулирования) в данной области являются:
— по типам
юридических лиц, например, уже упомянутый выше за
прет на деятельность филиалов иностранных
банков;
— на участие иностранного капитала, когда устанавливается в процентном
отношении максимально возможная доля иностранного капитала в
совокупном банковском капитале страны. Подобное ограничение,
в частности, в 1993 г. было установлено Банком России для
российской
банковской системы в размере 12%. Позднее эта квота была
отменена
самим же Банком России и, строго говоря, она была бесполезна,
поскольку
иностранные
банки до сих пор не выбирали и 9% от совокупного банковского капитала
России;
— по количеству иностранных поставщиков услуг;
— особые требования в лицензировании, например, по составу учредителей;
— квоты на общую стоимость операций или активов иностранных
банков и др.
Кроме того, страны — члены ВТО стремятся, как это и записано в Соглашении, к устранению монополизации рынков финансовых услуг.
В области регулирования международной торговли услуг в целом прослеживается та же тенденция, что и в регулировании международной торговли товарами: страны постепенно переносят центр тяжести такого регулирования с открытых и прямых форм, законодательных мер к косвенным, техническим барьерам, административным процедурам и т.п. Точно так же, как и в международной торговле товарами, развитые страны гораздо больше заинтересованы в либерализации рынков финансовых услуг других стран, чем своих.
Политика такого рода двойных стандартов четко прослеживается в их поведении на переговорах. Формально внутренние рынки развитых стран более открыты для деятельности иностранных банков, чем в развивающихся странах и странах переходной экономики. Однако при детальном рассмотрении национальных законодательств и подзаконных актов этих стран, особенно на региональном и местном уровнях, открытость национальных банковских систем не так убедительна. Скажем, в США банковское законодательство далеко от идеала и в отдельных штатах предусматривает запрет на деятельность филиалов иностранных банков, иногда иностранным банковским учреждениям запрещается принимать сбережения американцев.
Законодательство многих развитых стран, прежде всего ЕС, уже в 1995 г. соответствовало требованиям ГАТС и его Приложения по финансовым услугам. Однако вплоть до середины 1997 г. продолжались переговоры и уточнялись обязательства стран. Отдельные развивающиеся страны согласились на более либеральный вариант национального регулирования. Так, в Протоколе к ГАТС по финансовым услугам 1997 г., вступившем в силу в 1999 г., Индонезия, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Филиппины согласились увеличить лимиты иностранных инвестиций в банковском секторе, Индия — увеличить лимиты на выдачу лицензий иностранным банкам, Республика Корея отменила проверки на так называемую экономическую целесообразность присутствия иностранных банков на национальном рынке и т.д.
Базельские соглашения. В 1975 г. в Швейцарии, в г. Базель на основании пресс-коммюнике руководителей центральных банков группы 10 ведущих развитых стран — учредителей Банка международных расчетов был создан Базельский комитет по банковскому надзору. Его создание явилось ответной мерой международного сообщества на банкротство крупного международного банка того времени — западногерманского банка «Банкхаус Херштатт» (крах в 1974 г.) и отсутствие у органов национального регулирования и надзора действенных инструментов и механизмов контроля за деятельностью транснациональных банковских сетей.
Проблема такого контроля заключается в том, что пришедший в национальную экономику филиал транснационального банка может развернуть масштабную банковскую деятельность и долгое время выглядеть вполне финансово здоровым, вовлекая в сферу своей активности все большее количество резидентов принимающей страны. Однако филиал ТНБ — это «верхушка айсберга», его жизнеспособность зависит не столько от выполнения нормативов национального банковского законодательства в данной стране, сколько от жизнеспособности всей транснациональной банковской структуры, большая часть которой находится за пределами страны.
Полномочия же национальных органов регулирования и контроля банковской деятельности в стране, разместившей филиал ТНБ, ограничены национальными границами. По этой причине возникла необходимость сформулировать, во-первых, единообразные требования к международной банковской деятельности в разных странах и, во-вторых, договориться о принципах действенного надзора за деятельностью всей сети ТНБ и устранить фрагментарность странового контроля за его международными операциями.
В 1975 г. Базельский комитет (БК) подготовил Доклад по надзору за иностранными банковскими учреждениями, получивший впоследствии название Конкордат 1975 г. Несмотря на рекомендательный характер этого и последующих документов БК, их положения уже перенесены в национальные банковские законодательства.
Конкордат 1975 г. содержал следующие положения:
1)
надзор за деятельностью иностранного
банковского учреждения
находится в совместной компетенции органов государства происхождения и государства пребывания;
2) ни одно банковское учреждение не должно избежать надзора;
3) надзор за ликвидностью находится в компетенции органов государства пребывания;
4)
надзор за платежеспособностью находится в
компетенции органов государства происхождения, когда в стране
функционирует филиал
иностранного банка, и в компетенции органов государства пребывания,
если создан дочерний банк;
5)
ведется постоянный обмен соответствующей
информацией между
органами государства происхождения и государства
пребывания и инспекции.
Конкордат 1975 г. был расширен в 1983 г. еще на один пункт — консолидированный надзор за деятельностью банковских холдингов. В 1992 г. в БК появились новые «Минимальные стандарты по надзору за международными банковскими группами и их трансграничными учреждениями», в которых предусмотрено обоюдное согласие органов государства пребывания и происхождения на создание трансграничного банковского учреждения и ряд других их прав и обязанностей.
В международном регулировании деятельности ТНБ немаловажную роль играют универсальные нормативы деятельности, разработанные БК, но инкорпорированные в национальное банковское право. Основным таким нормативом является норматив достаточности капитала банка. Он рассчитывается как отношение собственного капитала банка первого уровня к активам, взвешенным по уровню риска. БК рекомендован 8%-ный норматив достаточности капитала. Во многих странах этот норматив выше, в частности, в России он составляет 10 и 11% в зависимости от размера собственного капитала.
Помимо административных норм регулирования международной банковской деятельности на национальном уровне можно назвать и экономические инструменты. Таковыми являются: ставка рефинансирования центрального банка, налогообложение, валютный курс. Как известно, ставка рефинансирования используется центральным банком любой страны в регулировании прежде всего денежной массы и ценовой ситуации в стране. Однако уровень процентной ставки напрямую влияет на приток или отток международного ссудного капитала в страну (из страны). Не случайно международные финансовые компании — банки и инвесторы внимательно следят за «гонкой» процентных ставок в ведущих развитых странах. Их различие и динамика — например, снижение процентной ставки ФЕД до 1 %, повышение учетной ставки Банка Англии до 4%, «замораживание» Европейским центральным банком на уровне 2% и т.д. — один из факторов принятия решения в международном банковском кредитовании.
Такое же воздействие оказывают динамика валютных курсов и национальные различия в налогообложении банковской деятельности: налоги на прибыль, процентный доход и пр.
5. Оффшорный банковский бизнес
Оффшорный банковский бизнес следует рассматривать как разновидность оффшорного предпринимательства вообще. Наряду с оффшорной страховой, инвестиционной, трастовой, общеторговой видами деятельности, оффшорным судоходством развивается банковский бизнес. Последний получил необычайно широкое распространение, поэтому его нередко полностью отождествляют с оффшорным предпринимательством, хотя это не так, по видам оно гораздо шире.
Оффшорный банковский бизнес для участвующих в нем компаний имеет очевидные преимущества:
1) низкое налогообложение;
2) облегченная и ускоренная регистрация компании;
3) отсутствие валютного регулирования и прямого контроля со стороны оффшорного государства;
4)конфиденциальность всех проводимых операций. Основным принципом оффшорного предпринимательства (не путать с вышеназванными условиями) в банковском, как и в других видах деятельности, является нерезидентский характер бизнеса, или, по-другому, отсутствие права заключения хозяйственных сделок с резидентами оффшорной страны (зоны). Оффшорным банкам, как правило, запрещены кредитные и депозитные операции с резидентами оффшора, другие сделки в местных валютах.
География основных оффшорных зон такова. В Карибском бассейне находятся Багамские, Виргинские, Каймановы острова, Барбадос, Гренада. В Средиземноморье: Андорра, Гибралтар, Монако, Сан-Марино и др. В Африканском регионе: Сейшелы, Либерия, в Азиатско-Тихоокеанском регионе: Аомынь, Сянган, Сингапур, Малайзия и др.