Международные экономические отношения

Продолжат экспортировать и нек-рые продукты питания, текстиль.

Доля товарного экспорта латиноамериканских НИС в общем объеме товарного экспорта развив. стран в начале 90-х годов по сравнению с 1980 г. снизилась незначительно (-0,5%), а доля машин и оборудования упала почти в 1,8 раза. Между тем именно экспорт машинотехн. изделий - самый значимый фактор укрепления позиций развив. стран в МРТ.

Активная внешнеторговая политика НИС Азии способствовала тому, что в начале 90-х годов объем годовой взаимной торговли США со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (128,4 млрд. долл.) впервые оказался выше, чем торговый оборот с Западной Европой (117,1 млрд. долл.). При этом НИС Азии (включая Японию) занимают на рынке США около 30% продаж автомобилей и электронной техники, 50% - текстильных и швейных товаров.


83. Развив. страны в мирохозяйственных связях России.

Внешнеэкон. связи России с развив. странами — необходимое звено в механизме ее внешних отношений со странами мира, тем более, что потенциал росс. торгово-экономических связей со многими развив. странами в значит. степени не востребован.

Расш. экономического сотрудн-ва России с развив. странами тесно связано с укреплением и развитием экспортного сектора. Сложившаяся взаимодополняемость экономик России и ряда развив. стран, сравнительно невысокая требовательность их рынков, взаимн. интересы и другие факторы превращают эти страны по многим позициям в наиболее вероятных потребителей росс. продукции. По оценке российских специалистов, именно рынок развив. государств может стать базой для наращивания, облагораживания структуры и диверсификации российского экспорта как в плане расширения географии экспорта, так и его реального товарного исполнения.

Наиболее благоприятны перспективы для расширения российского экспорта в группе "новых индустр. стран". Особенно велики потенц. Возм-ти для экспорта в развив. страны продукции обрабатывающей промышленности России, в том числе машин и оборуд-я. Важн. направление росс. экспорта в развив. страны - вывоз высокотехн. комплектного обор-я и связанных с ним услуг, лицензий, научных идей для их совместного практ. воплощения и др.

С середины 90-х годов Россия активизирует процессы техн. содействия развив. странам. Основной объем работ пришелся на Китай, Иран, Индию, Марокко, Кубу. В этих странах введены в действие ряд энергетических, металлургических и других промышленных объектов.

Традиц. напр-ем экспорта России в развив. страны должны остаться поставки воор-й и военной техники.

Кроме того, существуют значит. возм-ти для расширения импорта из них сырья, продовольствия, потребительских товаров, техники и технологии и, конечно, капитала.

Для мобилизации возм-тей и развития уже имеющегося потенциала экономических связей с развив. странами нужна научно обоснованная стратег. линия, подкрепляемая конкретными практ. шагами по ее реализации.


84. Диалог Север-Юг.

«Диалог Север-Юг» — название для обозначения проблемы взаимоотношения между «богатым Севером» (экон. развитыми странами) и «бедным  Югом» (развив. странами). Последний в последние десятилетия постоянно заявляет о необходимости улучшения мирового экономического порядка, о соблюдении принципов равноправия в международном предпринимательстве.

Этот диалог инициирует реформы в МЭО, начиная со обязательств разв. стран о помощи и передачи технологий, и двигаясь дальше к обстоятельной программе облегчения долга и более справедливым условиям торговли и финансирования развив. стран. Север оказывает фин. и экон. помощь наиболее нуждающимся регионам Юга, но, к примеру, более половины всей внешней помощи странам Африки возвращается на обратно, на Запад, в виде процентов по долгам. В качестве экон. помощи часто используется т.н. «развитие промышленности» - а на самом деле вынос на терр. развив. стран экологически грязных произв-в.


85. Объективные основы и этапы экономической интеграции.

Интернационализация хозяйственной жизни во 2-й половине XX в. стала вед. тенденцией развития совр. МХ. Одна из основных ее тенденций - образование обширных зон влияния той или иной державы или группы наиболее развитых стран.

Экономическая интеграция, в свою очередь, создает условия для ускорения интернац-ии произв-ва стран-участниц, выравнивания их основных социально-экономических параметров. Схематично процессы, ведущие к экономической интеграции, можно выразить цепочкой: развитие производ. сил<->МРТ<->интернац-я произв-ва и капитала<->экономическая интеграция. На экономическую интеграцию существенным образом влияют НТП и ТНК.

Опыт развития интеграционных процессов в МХ свидетельствует о необходимости прохождения четырех этапов в становлении и развитии экономической интеграции:

1. Образование зоны свободной торговли с отменой таможенных тарифов и других ограничений между странами-участницами. 2. Образование таможенного союза с установлением единых тарифов в торговле и в движении рабсилы и капитала (Примером такого образования является Европейское экономическое сообщество, переросшее в Европейский Союз) 3. Возникновение экономического союза, представляющего собой начальную фазу реальной экономической интеграции. 4. Полная интеграция с единой экономической политикой, общей валютой и органами наднационального регулирования.

Последние два этапа могут включать в себя определенные подэтапы, связанные со спецификой той или иной интеграционной группировки. Большинство из существующих в мире интеграционных группировок находится пока на стадии формальной интеграции, т. е. проходит первый и второй этап интеграционного развития.


86. Особенности развития западноевропейской интеграции.

Свое наиболее полное развитие экономическая интеграция получила в Западной Европе. В 1951 был подписан договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), в который вошли 6 стран - Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. В 57 те же страны подписали договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). В состав общества вошли страны с высоким уровнем развития, что во многом определило высокие темпы его экономического роста на протяжении последующих 15 лет.

Развитие западноевропейской интеграции с конца 50-х годов до настоящего времени протекало неравномерно и относительно противоречиво. Вместе с тем, цели и задачи, поставленные при образовании Европейского экономического сообщества на протяжении всего его осуществления, реализовывались достаточно последовательно и успешно.

Конкретными целями создания ЕЭС или, как часто называли его, "Общего рынка" были: - постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами; - установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами; - ликвидация ограничений для свободного передвижения "людей, капиталов, услуг"; - разработка и проведение общей политики в области транспорта и сельского хозяйства; - создание валютного союза; - унификация налоговой системы; - сближение законодательства; - разработка принципов согласования экономической политики.

Своей первой целью ЕЭС поставило решение задачи создания общего рынка товаров, капиталов, услуг и рабсилы стран-участниц. Для этого был создан Таможенный союз.

Формирование общего рынка ускорило процесс превращения национальных монополий стран ЕЭС в транснац., способствовало проникновению в экономику стран-партнеров. Развитие ЕЭС означало интенсивный переход стран - участниц Сообщества от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему рынку.

С1 января 1993 г. было введено свободное передвижение факторов произв-ва внутри границ Сообщества. Фактически в рамках Сообщества возникло единое экономическое пространство, означающее вступление ЕС в качественно новый этап экономической интеграции.

В 94 г. ЕЭС трансформировалось в ЕС с 15 странами-участниц. В рамках ЕС осуществляется создание полностью единого внутреннего рынка, единой валюты (евро), образование единого западноевропейского пространства без внутренних границ.

С начала 60-х существует Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ, которая во главу угла ставит экономическое сотрудничество. В первую очередь она содействовала либерализации торговли и устранению таможенных барьеров.

После прекращения деят-ти интеграционной группировки бывших социалистических государств - Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), бывшие члены этой орг-ции не отказались от углубленного сотрудничества. В 1990 г. они образовали свою интеграционную группировку "Вышеградскую четверку", в которую вошли Венгрия, Польша, Чехия и Словакия. С 1 марта 1993 г. в рамках этой группировки вступило в силу Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (СЕФТА), предусматривающее постепенное взаимное снижение пошлин.


87. Региональные экономические орг-ции.

Европейские – (см. 86)

Успехи развития экономической интеграции в Зап. Европе привлекли внимание в развив. регионах мира. В Латинской Америке, Африке и Азии возникло несколько десятков зон свободной торговли, таможенных или экономических союзов (Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), Южноамериканский общий рынок – МЕРКОСУР (Аргентиной, Бразилией, Уругваем и Парагваем))

Стремятся развивать интеграционные процессы в своем регионе и африканские государства. В 89 г. в сев. части афр. континента был образован Союз Арабского Магриба с участием Алжира, Ливии, Мавритании, Марокко и Туниса. Договор об этом союзе предусматривает орг-цию широкомасштабного экономического сотрудничества на уровне региональной интеграции.

С 1981 г. создан и функционирует Совет по сотрудничеству ряда арабских государств, включающий Саудовскую Аравию, Кувейт, Катар, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты и Оман ("нефтяная шестерка"). В 1992 г. было объявлено о создании Орг-ции экономического сотрудничества центральноазиатских государств (ОЭС-ЭКО). (Иран, Пакистан и Турция). ОЭС-ЭКО, по замыслу учредителей, должна стать прообразом будущего "Центральноазиатского общего рынка", который должен включать в себя и мусульманские республики СНГ - среднеазиатские, Казахстан, Азербайджан.

Азиатско- Тихоокеанское экономическое сотрудничество – АТЭС (Сингапур Малайзия, Индонезия, Таиланд, Бруней и Филиппины и др.). Успех взаимного сотрудничества в рамках этой группировки тесно связан с бурным экономическим ростом большинства стран - участниц АСЕАН, сопоставимостью уровней их развития, хорошо налаженными и имеющими давние исторические традиции взаимными торговыми связями, а также отрегулированной формой сотрудничества.

СНГ (см. 89)


88. Экономические отношения России с региональными интеграционными группировками.

Россия и ЕС. Существуют 2 осн. т.з. на отношения России с ЕС: 1. – курс на сближение с ЕС необхс.  в в перспективе вступить в тесный экономический союз. 2.- присоединение России к ЕС будет означать для него "гибель, потерю управляемости, растворение".

В ближайшей перспективе вопрос о возм-ти присоединения России к ЕС не актуален. Гораздо более насущны вопросы выполнения соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, которое создает особый режим экономического взаимодействия, охватывающий, в основном, всю торговлю товарами между Россией и ЕС, трансграничную торговлю услугами, движение капиталов, учреждение и деят-ть компаний.

Россия и АТЭС. С середины 90-х Россия начинает все больше внимания уделять развитию экономических отношений с другими региональными интеграционными группировками. И, прежде всего, с Азиатско-Тихоокеанским регионом, с АТЭС. В физико-географическом отношении принадлежность России к АТР неоспорима. Из общего объема внутрирегионального товарообмена в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, оцениваемого примерно в 2 трлн. долл., на долю России приходится около 1%. Это не сообразуется с ее статусом великой азиатско-тихоокеанской державы, не соответствует потенциалу ее экономики. В наст. Время Россия фактически участвует в различных формах интеграционного процесса в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но еще довольно слабо влияет на орг-цию и регулирование этого процесса.

Интеграция в АТР в рамках АТЭС может осуществляться для России по более удобным правилам, нежели интеграционные процессы с ЕС. При гипотетическом вступлении в ЕС Россия обязана будет выполнять все требования Союза, выработанные без нее. АТЭС - молодая, растущая группировка. В ней допускается деят-ть на; основе индивидуальных планов стран, критерии членства также не универсальны. Поэтому, интегрируясь в Азиатско-Тихоокеанский регион, Россия сохраняет возм-ти отстаивать свои приоритеты, защищать интересы при построении интеграционных механизмов.


89. Экономические и интеграционные процессы стран СНГ.

Постсоветские респ-ки установили внешнеторг. связи с большим количеством стран, стали заметными партнерами на ряде мировых товарных рынков. Эти связи стали больше отражать долгосрочные тенденции в участии бывших советских республик в МРТ. Страны СНГ начали активно привлекать ин. Капиталовлож. по линии не только межгос. кредитов и займов м/н финансовых учреждений, но и, что особенно важно, прямых инвестиций.

В то же время реальные масштабы вовлечения большинства стран СНГ в мирохозяйственные связи пока еще остаются скромными. Объем внешней торговли этих стран в настоящее время еще не достиг уровня распавшегося СССР.

Интеграц. процессы, протекающие в СНГ, явл следствием тенденций  в системе международных отн-й, связанных с интернационализацией социальной жизни и нарастанием взаимозависимости, и потребностью интегрирующихся государств в укреплении национальной государственности и безопасности.

Особенности интеграционных процессов в регионе СНГ связаны с общностью истор., культ-х, соц.-полит., экономических основ государственности новых независимых стран.

1. Центрально-Азиатское сотрудничество (ЦАС) (Казахстан, Киргизской Республикой, Таджикистан и Узбекистан).

2. Евразийское экон. Сообщество (Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Киргизия)

3. Единое экономическое простр-во (Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан)









Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать