Международные экономические отношения

36. Социально-экономическая роль создания свободно-экономических зон.

Социально-экономические выгоды от создания СЭЗ (внешнеторговых в США, "Шеннон" в Ирландии и др.) достаточно весомы. Эти зоны создали значительное число рабочих мест, оживили м/н торговый обмен, повысили внешнеторговую результативность, научно-произв-венный потенциал этих стран и др. Важным аспектом деят-ти СЭЗ в промышленно разв. странах является то, что они работают не только на мировой, но и на внутренний рынок.

Особый режим хозяйствования в СЭЗ развив. стран становится более либеральным и льготным для иностранных предпринимателей.

В процессе функционирования свободных экономических зон происходит торгово-промышленная диверсификация их деят-ти, комплексное развитие.

Заметная роль свободных экономических зон в социально-экономическом развитии отдельных обособленных районов разных стран, той или иной отрасли произв-ва, в привлечении иностранного капитала или оживлении деят-ти мелкого и среднего отечественного предпринимательства, тем не менее, не является достаточным основанием рассм. их как универсальный способ модернизации экономики. Степень влияния свободных экономических зон на остальную территорию многих развив. стран является довольно ограниченной.


37. Свободно-экономические зоны в России.

По представлениям нек-рых российских предпринимателей СЭЗ должна выглядеть как "заповедник нормального рынка в ненормальной стране".

Процесс образования свободных экономических зон в начале 90-х годов характеризовался следующими чертами: отсутствием четкого понимания реальных целей и задач СЭЗ; огромностью отводимых терр. для СЭЗ: на долю формально созданных "свободных зон" приходилось более одной трети терр. России;  массовой раздачей льгот и привилегий зонам и лоббированием их интересов в Правительстве РФ;  стремлением местных властей к суверенитету через создание СЭЗ. Потом возобладал подход к ликвидации огромных по площади зон. Взамен предлагалась концепция формирования микрозон - разновидностей свободных таможенных зон и зон экспортного произв-ва.

Несмотря на сдерживание процессов развития свободных экономических зон сверху, тенденция к их развитию снизу часто оказывалась решающей. Активность местных администраций и управленческих структур таких СЭЗ, как "Находка", "Янтарь" (Калининградская область), способствовали тому, что правительство предоставляло им льготы, кредиты и т. п. В ноябре 1995 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон "Об особой экономической зоне в Калининградской области".

Усилилась тенденция по созданию "налоговых убежищ" -  в результате возникли специальные зоны оффшорного типа. Первая из таких зон - зона экономического благоприятствования "Ингушетия" просуществовала до июля 1997 года. функционирует так называемый "налоговый оазис Калмыкии", предоставляющий существенные налоговые льготы предприятиям, зарегистрировавшимся в этой зоне. Льготами в Калмыкии пользуются только компании-нерезиденты, не использующие ее сырьевые и природные ресурсы.

 СЭЗ "Находка": здесь осуществляются проекты по орг-ции и функционированию российско-корейского технопарка и российско-американского промышленного парка. Рассматривая СЭЗ как важню составную часть современной рыночной экономики, не следует преувеличивать их роль и значимость. Опыт функционирования СЭЗ во многих странах мира свидетельствует об их ограниченном влиянии на развитие национальной экономики и использовании их в достаточно жестко запрограммированном направлении. Критически оценивая мировой опыт создания и функционирования СЭЗ, можно предположить, что для России механизм СЭЗ может стать важной составной частью национальной стратегии развития.

Орг-ция СЭЗ в России должна стать одним из путей интеграции экономики страны в мировое хозяйство, как средство интенсификации ее международных экономических связей.


39. Осн. особенности развития м/н рынка технологий.

М/н движение научно-технических знаний, растущее очень быстрыми темпами, — это еще один фактор интернационализации производительных сил. Это движение — одна из быстро развив. форм вывоза капитала. Характерная черта данного этапа развития НТР — растущая интернационализация науки и научно-технических знаний. Передача технологий между отдельными странами происходит прежде всего путем обмена новой научно-промышленной продукцией, внесения прямых технических инвестиций за границей и продажи патентов и лицензий.

Осн. часть новых технологий направляется в новые, наиболее прогрессивные отрасли( электротехн., хим., металлург. и машиностр. Промышленности). Н/т отношения между странами являются фактором, вызывающим техническую, экономическую и политическую зависимость от крупнейших мировых экспортеров лицензий и технологий.

Возникновение и реализация новых технологий продолжают оставаться важными факторами, влияющими на МТ, экспорт и импорт капитала — на их объем, структуру, качество и цену.

Важное влияние на м/н обмен научно-техническими достижениями имеют военно-полит. аспекты. Разработка новых научно-технических достижений и м/н обмен ими будут оказывать растущее влияние как на развитие отдельных национальных экономик, так и на всю область международных экономических и политических отношений.


38. Виды и формы технологического обмена.

40. Формы м/н обмена технологиями. Виды лицензионных соглашений.

Формы передачи технологий: 1. Патентное соглашение 2.            Лицензионное соглашение – разрешение на использование в определенных пределах своих прав на технологию. 3 Ноу-хау – предоставление технического опыта и секретов произв-ва, использование которых обеспечивает определенные преимущества 4. Инжиниринг – предоставление технологических знаний, необходимых для приобретения, монтажа и использования оборудования.5. Передача технологий на коммерческих условиях между странами в рамках соглашений о промышленном сотрудничестве, научно-технич. и произв-венной кооперации, инв-нном сотрудничестве. 6. На некоммерческой основе – передача технологий в форме выставок, научных конференций, обмена в публикациях.

М/н. технологический обмен осуществляется и в виде «утечки умов».

Главной формой м/н обмена технологиями между капиталистическими странами является продажа лицензий: когда владелец опр-го научно-техн. достижения (изобретения, охраняемого патентом) разрешает другой стороне пользоваться им за вознаграждение или за определенные обязанности.

Крупнейшими экспортерами технологий являются США, Япония, Германия.

Виды лиценз. платежей: 1. Роялти – периодич. отчисления от дохода покупателя в течение периода действия соглашения, зависящие от размера прибыли. 2. Паушальный платеж – зафиксированный в соглашении единовременный платеж, не связанный во времени с фактическим использованием лицензии. 3. Участие в прибыли – отчисления в пользу лицензиара части прибыли, полученной от коммерческого использования технологий. 4. Участие в собственности – передача лицензиатом лицензиару части акций своих предприятий в качестве платежа за лицензию.


41. М/н регулирование рынка технологий.

МПТ обеспечивается правовой защитой. В большинстве стран новые технологии защищаются 1 или несколькими правовыми инстр-ми – патентами, лицензиями, копирайтами (право воспроизведения), товарными знаками.

Государственное регулирование рынка технологиями может быть вызвано рядом причин: -стремление удержать технологическое лидерство; - соображение нац. безопасности, тогда  гос. контроль направлен на предотвращение попадания технологий произв-ва вооружений и технологий 2-го назначения в страны, правительства которых проводят враждебную политику; - условия м/н соглашений.

Прямое гос. регулирование вывоза и ввоза технологий осуществляется органами экспортного контроля методами таможенного и пограничного контроля.

Косвенное регулирование – через систему гос. регистрации патентов и торговых знаков. В некоторых случаях для получения права экспортировать тот или иной технологически емкий товар требуется специальное разрешение правительства.


42. Россия в системе м/н обмена технологиями.

В XXI в. место и роль России в мировой экономике и МэО будут во многом определяться уровнем ее научно-технического развития, способностью создавать и эффективно тиражировать собственные и широко использовать импортные наукоемкие технологии, степенью присутствия страны на мировом технологическом рынке.

Для России весьма актуальна проблема интеграции в мировой рынок наукоемких технологий. Ныне в стране почти отсутствует платежеспособный спрос на часть наукоемкой продукции. Это приводит к утрате и старению наиболее передовой технологической базы (космонавтика, авиация, биотехнология и др.). Согласно прогнозам, объем экспорта по приоритетным макротехнологиям уже в первом десятилетии XXI в. позволит в 2—3 раза повысить платежеспособность населения и обеспечить спрос на наукоемкую продукцию на внутреннем рынке. Это должно послужить стимулом дальнейшего экономического роста.

Для реализации этих прогнозов необходимо добиваться превращения результатов научных исследований и НИОКР в продукт, пользующийся спросом на мировом рынке. Современный рынок требует не полуфабрикаты в виде научных идей или даже патентов, а готовый товар — конкурентоспособную технологию.

Учитывая заметный интерес стран Запада к получению доступа к передовым научным разработкам и достижениям российской науки, выражающийся, в частности, в росте числа проектов технического содействия и финансовой помощи, очевидно, что механизм включения России в систему мирохозяйственных связей необходимо совершенствовать.

Следует более взвешенно подходить к использованию иностранных инвестиций в высокотехнологичных секторах российской промышленности. В условиях ресурсного дефицита их следует поощрять, но при этом нельзя допускать неоправданную продажу ключевых технологий, подрывающую технологическую безопасность России. Решение о привлечении иностранных инвестиций в высокотехнологические отрасли России должно тщательно анализироваться в каждом конкретном случае, исходя из национальных интересов.


43. Причины международной миграции рабсилы.

Под международной (внешней) миграцией рабсилы понимается перемещение населения через государственные границы для того, чтобы вступить в трудовые отношения с работодателями в другой стране.

Причинами миграции рабсилы являются факторы как экон., так и неэкон. характера. К последним относятся: политические, нац., религиозные, расовые, семейные и др.

Причины экономического характера кроются в различном экономическом уровне развития отдельных стран. Рабсила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем. Объективно возм-ть миграции появляется вследствие национальных различий в условиях заработной платы. Существенным экономическим фактором является наличие органической безработицы в некоторых странах, прежде всего, слабо развитых. Важным фактором международной трудовой миграции является вывоз капитала, функционирование международных корпораций. ТНК способствуют соединению рабсилы с капиталом, осуществляя либо движение рабсилы к капиталу, либо перемещают свой капитал в трудоизбыточные регионы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать