Международные товарные биржи: организационная структура и функции

     При котировке учитываются и условия расчета  по  сделкам: на наличный товар или на срок.

     На уровень цен,  а следовательно,  и на котировку, влияет такое обстоятельство, как статус контрагентов. У государственных предприятий и организаций обычно ниже,  чем у кооператоров и частных лиц.

     Существует еще целый ряд правил биржевой котировки,  учитывающих действие на тех или иных факторов.  Например, определение конъюктуры рынка. Оно основывается на трех характеристиках: первая  -  соотношение  спроса  и  предложения  на каждый товар; вторая - тенденции движения цен,  т.е.  динамика цен на каждый товар в течении данного периода биржевых торгов; третья - количество совершенных сделок.

     На современных  фьючерсных  биржах  цены выходят за рамки элементарного ориентира. Преобладание сделок с будущим, еще не произведенным товаром  предполагает  заключение  контрактов  с указанием в них дня проведения биржевого собрания,  цена которого и станет продажной.  То есть в документе указывается, что расчеты производятся по котировальной цене, выведенной на бирже через  заданный  промежуток времени.  За это время контракт переходит из рук в руки десятки раз,  что дает широкий простор для биржевой спекуляции.

3. Товарные биржи в современной России

3.1 Специфика первых российских бирж

Возрождение биржевой торговли в современной России на­чалось в июле 1990 г., когда была зарегистрирована Московская товарная биржа (МТБ). Начавшаяся в стране экономическая реформа, ломка старого экономического механизма привели к разрыву традиционных систем снабжения и сбыта для многих российских предприятий, и биржа в тот период стала многим казаться спасительным выходом из сложной ситуации. В ре­зультате в 1990—1991 гг. в России имел место «биржевой бум», в ходе которого было создано более 800 бирж, т.е. больше, чем во всех остальных странах мира, вместе взятых. Конечно, это было неестественно, и с точки зрения общепринятых стандар­тов название «биржа» обоснованно можно было применить только к некоторым из них. Остальные же представляли собой обычных рыночных посредников.

Многие организации того периода, называвшие себя бир­жами, не соответствовали обязательным признакам данного организованного рынка. Так, у некоторых отсутствовало четкое расписание торгов, проводившихся нерегулярно. В ассортимен­те многих присутствовали наряду с классическими биржевыми товарные группы другого профиля, включавшие как товары на­родного потребления, так и машины, и оборудование. Бирже­вые контракты не были стандартизованы по объему и некото­рым другим условиям, а порядок формирования цен не позво­лял назвать их биржевыми котировками.

Биржи в тот период создавались по всей России, но больше всего их было в Москве. Создавались они по инициативе пред­приятий, а также местных органов власти как альтернатива прошлой системе централизованного снабжения. Учредители этих бирж стремились с максимальной выгодой для себя ис­пользовать преимущества биржевой торговли, поэтому все биржи того периода в отличие от зарубежных регистрировались как коммерческие организации.

Используя несовершенство российского законодательства, многие учредители смогли получить для своих бирж сущест­венные льготы, а себе — необоснованные преимущества. Так, зачастую учредители записывали за собой до 30% капитала биржи (на зарубежных биржах обычная доля учредителей не превышает 5%) либо распределяли между собой большую часть голосующих акций. Некоторые учредители оговаривали в дого­воре право на фиксированный дивиденд в определенном раз­мере, права на открытие большого количества брокерских кон­тор и др. Эти многочисленные конторы, созданные учредителями, не занимались биржевыми операциями, а сдавались в аренду либо продавались с большой прибылью, что позволило многим специалистам в области биржевой торговли с иронией говорить о создании нового «биржевого» товара — брокерской конторы.

Поскольку навыки биржевого дела в то время в России бы­ли позабыты, каждая биржа в организации торговли шла своим путем, формируя как структуру и штат специалистов, так и правила торговли. Учитывая, что определяющую роль в мире в этот период играли американские и английские биржи, разра­ботка биржевой терминологии сопровождалась заимствованием по преимуществу английских терминов. Так, традиционное на­звание посредника на биржах дореволюционной России — маклер — сменилось на более привычное нашему времени по­нятие брокера, а маклером часто называли специалиста, веду­щего биржевые торги. За сменой названия на самом деле стоя­ло более существенное различие: маклер в дореволюционной России имел свое звание пожизненно и персонально утвер­ждался в этом звании министром, тогда как для брокеров была предусмотрена в лучшем случае внутрибиржевая аттестация. Таким образом, официальный статус маклера стал главным от­личием его положения от современного российского брокера.

3.2 Правовые основы биржевой деятельности в России

В 1990—1991 гг. законодательные основы для создания и развития товарных бирж еще не были созданы. Многие биржи строили свою деятельность, руководствуясь общими положе­ниями о предпринимательстве, что нередко создавало беспоря­док как на конкретных биржах, так и в целом на товарном рынке. Отсутствовал и контроль за деятельностью многочис­ленных бирж на всей территории России.

В начале 1991 г. появилось первое Постановление прави­тельства, касающееся деятельности товарных бирж (Постанов­ление Совета Министров РСФСР от 20 марта 1991 г. «О дея­тельности товарных бирж в РСФСР»). Спустя два месяца было утверждено Положение о порядке лицензирования деятельно­сти товарных бирж в РСФСР. Хотя данные документы и со­держали важные нормативные положения, многие вопросы организации и деятельности товарных бирж оставались нере­шенными.

В 1992 г. был принят документ, являющийся до настоящего времени основным нормативным актом, регулирующим бирже­вую торговлю, — Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле», вступивший в силу с 1 марта 1992 г. Закон направ­лен на урегулирование отношений по созданию и деятельности товарных бирж, биржевой торговли и обеспечение правовых гарантий для деятельности на товарных биржах. Данный закон не распространялся на деятельность фондовых и валютных бирж.

Положения закона оказали существенное влияние на дея­тельность всех существовавших на тот момент бирж, а также определили многие термины, юридический смысл которых был еще зыбок.

В законе установлено понятие товарной биржи (ст. 2) как организации с правами юридического лица, формирующей оп­товый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам. Биржа вправе осущест­влять деятельность, непосредственно связанную с организацией и регулированием биржевой торговли, и не может осуществлять торговую, посредническую и иную деятельность, непосредст­венно не связанную с организацией биржевой торговли. Это положение изменило отношение биржевиков к своему участию в капитале биржи как форме инвестирования и нацелило их на получение прибыли собственно от посреднической деятельности.

Многие положения Закона способствовали приближению российских бирж к зарубежному стандарту. Так, ст. 6 четко ус­танавливает, что под биржевым товаром понимается не изъя­тый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле. В этом определении уже был сделан шаг к формиро­ванию фьючерсной биржи со стандартными условиями кон­трактов. Но спецификой этого Закона можно называть и то, что в нем прямым текстом оговаривался запрет на совершение биржевых сделок с определенными товарами, в частности, с недвижимым имуществом и объектами интеллектуальной соб­ственности. Данное положение явилось своеобразным ответом российских правоведов на существование многочисленных «Бирж недвижимости»,  «Бирж информационных технологий» и т.д.

Порядок учреждения товарных бирж регулировала ст. 11 За­кона. В ней указано, что учредителями биржи могут быть как юридические, так и физические лица, при этом доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать 10%. Запрещалось принимать участие в создании биржи:

• высшим и местным органам государственной власти и управления;

•   банкам и кредитным учреждениям;

•   страховым и инвестиционным компаниям и фондам;

• общественным, религиозным и благотворительным объ­единениям и фондам.

Биржевая деятельность осуществляется членами соответст­вующих бирж. Закон «О товарных биржах и биржевой торгов­ле» предусматривает две категории членов биржи (ст. 15):

• полные члены — с правом участия в биржевых торгах во всех секциях и имеющих определенное учредительными доку­ментами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи;

• неполные члены — с правом на участие в биржевых торгах в соответствующей секции и на определенное учреди­тельными документами биржи количество голосов на общем собрании биржи.

Кроме членов биржи участниками биржевой торговли Зако­ном были названы и посетители биржевых торгов. Под посети­телями биржевых торгов понимаются юридические и физиче­ские лица, не являющиеся членами бирж и имеющие в соот­ветствии с учредительными документами биржи право на со­вершение биржевых сделок. Посетители биржевых торгов могут быть постоянными и разовыми (ст. 21).

Закон определил и основы управления товарными биржами. Ст. 16 установила, что общее собрание членов биржи является высшим органом управления биржей и обеспечивает реализа­цию всех прав и обязанностей биржи и ее членов.

Компетенция общего собрания определяется в уставе каж­дой биржи. Как правило, к исключительной компетенции об­щего собрания относится:

• осуществление общего руководства биржей и биржевой торговлей;

•   определение целей и задач биржи, стратегии ее развития;

• принятие внутрибиржевых нормативных документов и их изменение;

•   прием новых членов биржи;

•   формирование выборных органов биржи;

• рассмотрение и утверждение бюджета биржи, годового баланса, распределение прибыли.

Решение о прекращении деятельности биржи принимает общее собрание биржи.

Оперативное управление биржей осуществляет биржевой совет (если биржа зарегистрирована в форме АО) либо бирже­вой комитет (ТОО). Это орган текущего управления биржей, уполномоченный решать все вопросы, кроме тех, которые вхо­дят в компетенцию исключительно общего собрания. Как пра­вило, биржевой совет выполняет следующие функции:

• заслушивает отчеты и дает оценку деятельности правле­ния;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать