Миссия и цели менеджмента

3. Область профессиональной деятельности менеджера и требования к нему.

Менеджмент нередко отождествляют с людьми (менеджерами), профессионально выполняющими управленческие функции. Как субъекты управления, менеджеры играют в организации ряд ролей, среди них:роль принимающего решения. Менеджеры несут ответственность за такие области принятия решений, как выбор стратегии развития, распределения ресурсов, осуществление оперативной деятельности и т. п.; информационная роль. Деятельность менеджера неразрывно связана со сбором и анализом информации для принятия управленческих решений. Современная ситуация характеризуется недостатком информации в условиях ее избытка. Именно поэтому способность менеджера использовать современные информационные технологии, средства коммуникации, а также четко формулировать и доводить информацию до исполнителей являются необходимым условием успеха; межличностные роли. Менеджер формирует отношения внутри и вне организации. Он должен быть лидером, за идеями которого люди захотят идти. Каким бы грамотным специалистом менеджер не был, но "один в поле не воин". Именно поэтому менеджер должен обладать такими личностными характеристиками, как высокое чувство долга и преданностью делу; честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам; умение выражать свои мысли и убеждать; уважительное отношение к персоналу; способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и др. В зависимости от позиции менеджера в организации, характер реализуемых функций может быть различным, но каждый менеджер при этом принимает решения на основе собранной информации и руководит организацией выполнения принятого решения, взаимодействуя с персоналом.

3. Менеджер и его функции. Менеджер - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях. Термин "менеджер" имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно: к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп; к руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов); к руководителю по отношению к подчиненным; к администратору любого уровня управления, организующего работу в соответствии с современными методами. Свойственные рынку риск и неопределенность ситуации требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности.  К менеджеру предъявляются требования: наличие общих знаний в области управления предприятием; компетентность в вопросах технологии производства в той отрасли, к которой относится фирма по виду и характеру деятельности; владение навыками не только администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения; принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении; наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на основных рынках или их сегментах, на которых уже работает или намеревается работать; умение анализировать деятельность и действия фирм-конкурентов; умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования экономики в своей стране и в других странах, на рынках которых фирма стремится усилить либо удержать свои позиции.

Важнейшим требованием к менеджеру любого уровня является умение управлять людьми. Рыночная экономика вызывает потребность в управляющих, которые относятся к делу творчески, хорошо информированы, умеют наилучшим образом использовать ресурсы и обеспечивать эффективность функционирования фирмы. Каждый менеджер и прежде всего руководитель высшего звена управления должны понимать, что их фирма осуществляет свою деятельность в рыночных условиях и целиком зависит от рынка.

4. Организация как обьект управления –понятие, структура, классификация.

Организация в менеджменте - это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или достигающих определенной цели и действующих на основе определенных процедур и правил. В общем смысле под организацией имеют в виду способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп. В узком смысле под организацией понимают относительно автономную группу людей, ориентированную на достижение некоторой заранее определенной цели, реализация которой требует совместных координированных действий.Организация как система управления - одно из ключевых понятий теории организации, которое связанно с: целями; функциями; процессом управления; квалификацией менеджеров; распределением полномочий для достижения определенных целей.В рамках этой системы протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональных специализаций. Организация построена для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое уделяют ей руководители организаций и специалисты, стремящиеся к непрерывному совершенствованию, развитию как системы в целом, так и ее отдельных составляющих. Структура и техника управления являются элементами механизма управления и включают себя соответственно:структуру управления организации, во многом определяющуюся по отношению к другим элементам. / Под   структурой   управления   организации   (организационной   структурой) понимается состав ее подразделений, а также  отдельных  руководителей  и  их регулярные   информационные   взаимосвязи   по   совместному   существлению управленческой  деятельности.  Организационная   структура   направлена   на установление четких взаимосвязей между подразделениями фирмы,  распределения между ними прав и  ответственностью.  Из  определения  структуры  управления следует, что ее элементами могут быть как  отдельные  работники,  занимающие определенные должностные позиции, так и  специальные  подразделения  (органы аппарата управления).Структура  управления  зависит  от  масштаба  предприятия,  от   выпускаемой продукции, от технологического процесса, от механизации и автоматизации.Существуют несколько организационных структур:Линейная,  характеризуется  тем,   что   во   главе   каждого   структурного подразделения находится  руководитель  –  единоначальник,  наделенный  всеми полномочиями  и  осуществляющий  единоличное  руководство  подчиненными  ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.Функциональная  структура,  выполнение  отдельных  функций   по   конкретным вопросам  возлагается  на  специалистов  (отдел  маркетинга,  бухгалтерия  и  т.п.), а общая задача управления организацией делится, начиная  со  среднего уровня, по функциональному критерию. Матричная  структура,  построена  на  основе  принципа  двойного  подчинения исполнителей: с одной стороны – непосредственно руководителю  подразделения, с другой стороны –  руководителю  программы,  который  наделен  необходимыми полномочиями и несет ответственность за сроки и качество. Дивизионная структура, совокупность самостоятельных подразделений,  входящих в  организацию,  пространственно   отделенных   друг   от   друга,   имеющих собственную   сферу   деятельности,    самостоятельно    решающих    текущие производственные и хозяйственные вопросы. Программно-целевая  структура,  необходимость  в  ней  возникает   когда   в организации  возникает  сложная  проблема,  которая  должна  быть  решена  в короткий срок. Для этого разрабатывается  специальная  программа  на  основе целевого  подхода,  а  руководство  и  ответственность  за   ее   выполнение поручается организационной структуре, названной программно-целевой. Факторы воздействия на организационную структуру управления: 1) Сама организация:  статус  организации  (коммерческая  и  некоммерческая, крупная, средняя и малая) 2) Стадия жизненного цикла организации (уровень разделения  и  специализации труда, его кооперирования и автоматизации). По  мере  роста  организации,  а значит, и объема  управленческих  работ,  развивается  разделение  труда,  и формируются специализированные звенья (например, по  управлению  персоналом, производством, финансами, инновациями и т.п.) 3) Изменения организационных  форм,  в  которых  функционируют  предприятия. Так,  при  вхождении  фирмы  в  состав  какого-либо   объединения,   скажем, ассоциации, концерна и  т.п.,  происходит  перераспределение  управленческих функций (часть функций, естественно,  централизуется),  поэтому  меняется  и структура управления фирмы. 4) Уровень развития информационных технологий. (орг. структура  привязана  к той   технологии,   которая   используется   в   организации,   она   должна способствовать технологическому  развитию  и  технологического  обновления). Это  относится,  к  координации   работы   подчиненных   звеньев,   передаче информации, обобщению результатов деятельности отдельных сотрудников.Согласно концепции жизненного цикла организации ее деятельность проходит пять основных стадий: рождение организации: главная цель заключается в выживании; руководство осуществляется одним лицом; основная задача - выход на рынок; детство и юность: главная цель - получение прибыли в ближайшей перспективе и ускоренный рост; стиль руководства жесткий; основная задача - укрепление позиций и захват рынка; задача в области организации труда - планирование прибыли, увеличение заработной платы, предоставление различных льгот персоналу; зрелость: главная цель - систематический сбалансированный рост, формирование индивидуального имиджа; эффект руководства достигается за счет делегирования полномочий; основная задача - рост по разным направлениям деятельности, завоевание рынка; задача в области организации труда - разделение и кооперация труда, премирование в соответствии с индивидуальными результатами; старение организации: главная цель - сохранение достигнутых результатов; эффект руководства достигается за счет координации действий, основная задача - обеспечить стабильность, свободный режим организации труда, участие и прибылях; возрождение либо исчезновение: главная цель состоит в обеспечении оживления всех функций; рост организации достигается за счет сплоченности персонала, коллективизма; главная задача - омоложение, внедрение инновационного механизма, внедрение научной организации труда и коллективное премирование. 1. Экономические методы управления Это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена). При этом следует учесть, что кроме сугубо личных целей участник процесса преследует и общественные, и групповые цели.В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы..2. Организационно-распорядительные методы управленияЭто методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер. Они основаны на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.К числу организационных методов относят:- организационное проектирование,- регламентирование,- нормирование.При этом не указываются конкретные лица и конкретные даты исполнения.При распорядительных методах (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются конкретные исполнители и сроки выполнения.Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся большей частью к конкретным ситуациям. Обычно распорядительные методы основываются на организационных.Сущность организационного регламентирования состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.).Организационное нормирование включает нормы и нормативы расходов ресурсов в процессе деятельности фирмы.Регламентирование и нормирование являются базой организационного проектирования новых и действующих фирм.Распорядительные методы реализуются в форме:- приказа,- постановления,- распоряжения,- инструктажа,- команды,- рекомендации.Управление производством осуществляется на основе правовых норм, которые касаются организационных, имущественных, трудовых и иных отношений в процессе производства..3. Социально-психологические методы управления Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления.К ним относятся:- моральное поощрение,- социальное планирование,- убеждение,- внушение,- личный пример,- регулирование ежличностных и межгрупповых отношений,- создание и поддержание морального климата в коллективе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать