Достижение этой цели возможно в случае, если в основе лежит выстроенная информационная модель, в которое отражены объективные закономерности и тенденции, определены движущие ими механизмы, причинно-следственные связи. Таким образом создается новое знание, которое может стать информацией и далее посредством информационно-коммуникативных каналов будет доставлено потенциальному потребителю.
Но прежде чем это произойдет должна стать ясной пространственная организация информации. Она наряду с закономерностями пространственного построения информационных систем является объектом изучения информологии – общенаучного, теоретического направления, в современном представлении репрезентирующего такие определения-функции, как «пространство – это организованная среда» и «информация – это состояние пространства»[2].
Такой подход предполагает как минимум информологическую компетентность, которая определяет развитие моделируемого пространства получения и распространения информации, адекватного условиям информационно-коммуникативной реальности.
Важнейшей составляющей информологической компетентности в свою очередь является информационно-коммуникационная компетентность, которую можно рассматривать как «комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности»[3].
Вместе с тем, информологическая компетентность представляет собой более глубокое понятие, отражает утверждение многозначного понятия информации в статусе категории наряду с материей, энергией, пространством и временем и проявляется в формировании индивидуальной информационной картины мира – интегративного образа информационно-коммуникативной реальности как средства интеллектуального освоения мира.
1.2. ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА В УСЛОВИЯХ ЕГО ВИРТУАЛИЗАЦИИ И ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Информационно-коммуникационные технологии и, в частности, глобальная сеть Интернет, становясь неотъемлемым атрибутом взаимодействия как на неофициальном (бытовом), так и на официальном уровне, заставляют переосмыслить подходы к моделированию пространства как информационного, так и коммуникативного с учетом появления и устойчивого функционирования виртуального пространства.
Современные концепции управления, в том числе и в информационно-коммуникационной сфере, неразрывно связаны с повышением роли в обществе социальной коммуникации как таковой и, в частности, средств массовой коммуникации. Коммуникативные процессы, объединяющие общество на всех уровнях, пронизывающие социальную среду, распределяющие и транслирующие значимую информацию, оказывают существеннейшее влияние на жизнь общества. Растущая информатизация социальной жизни ведет к повышению воздействия интерпретационных схем и парадигм на чувства и настроения больших масс людей, сближает ранее закрытые друг для друга культурные миры, не исключая, а, напротив, активно и целенаправленно применяя методы манипулирования массовым сознанием.
Поэтому нельзя не согласиться с мыслью о том, что «в технотронном обществе информационная власть все больше вторгается во все сферы общественных отношений»[4].
Роль коммуникации в развитии глобализационных процессов в последнее время привлекает к себе все большее внимание. Отсюда вытекает актуальность обращения к социально-философскому исследованию феномена коммуникации. Она определяется назревшей потребностью в осуществлении теоретической рефлексии над изменениями, происходящими в сфере коммуникации, и сопутствующими им социальными изменениями; в осмыслении открывающихся возможностей социальной регуляции, связанных с новой фазой развития коммуникации и сопряженных с ней опасностей ограничения свободы индивидуального сознания. Все эти факторы не могут не отразиться на принципах моделирования информационно-коммуникативного пространства, в рамках которого регулируется взаимодействие индивидов, групп и общностей в современном обществе, подверженном глобализационным деформациям.
Наблюдаемые мировые процессы уже не исчерпываются пониманием того, что СМИ имеет прямым назначением создание единого информационного пространства и способно реализовать эту задачу.
Подтверждение этому можно найти в данных социологических исследований, которые свидетельствуют о том, что «сегодня пресса, как печатная, так и электронная, утрачивает, причем по собственной инициативе, главную для общества функцию – коммуникативную»[5].
О том, что современные СМИ утратили функцию обратной связи между обществом и властью свидетельствуют результаты социологических исследований, приводимых в статье «Менталитет и информационное поле: проблема взаимодействия в условиях Московского мегаполиса» Л.В. Лесной и С.С. Соловьева[6].Согласно приведенным данным, лишь 4,5% россияе называют средства массовой информации в числе тех социальных институтов, которые могут их защитить и оказать помощь в решении жизненных проблем, причем отмечается, что провинциалы более привержены к традиционным формам советской культуры.
Реферативное изучение существующих в сфере коммуникации научных разработок, основанных на методологическом синтезе идей постструктурализма в исследовании коммуникации как социолингвистического феномена, базисном представлении о структурном характере коммуникации, о зависимости культуры и социального действия от символического потенциала коммуникативных кодов, о полилингвальности современного общества как сложной структуры дискурсов, а также использование феноменологического (применительно к исследованию виртуальной реальности) и конкретноисторического (применительно к рассмотрению генезиса человеческой коммуникации) методов позволяет сделать вывод о том, что феномен виртуальной реальности имеет вполне ясные перспективы дальнейшего формирования единого коммуникативного пространства информационного общества в ходе развития сетевых технологий и распространения глобализационных процессов.
Однако при изучении информационной среды, информационных процессов, информационного поля, усложняющегося проникновением виртуальных потоков, и информационного пространства важно следовать принципу единства «ньютоновской, нелинейной парадигм плюс парадигм новых, таких, как: синергетическая, немарковская, рефлексивная, мотивационная, социального психоанализа и др.»[7]
1.3. ВОЗМОЖНЫЕ МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИИ. ЦЕЛИ И УСЛОВИЯ ИХ СОЗДАНИЯ
Понятие коммуникативного пространства складывается из разнообразного круга явлений, многие из которых традиционно рассматриваются в рамках различных дисциплин — таких, как эстетика, стилистика, теория текста и дискурса, лингвистическая прагматика, психолингвистика, а некоторые вообще являются мало изученными.
Компонентами коммуникативного пространства являются, во-первых, речевые и художественные жанры, роль которых в качестве самых общих «рамок», определяющих свойства художественного текста либо повседневного общения, в последнее время привлекла к себе внимание многих исследователей.
Однако понятие коммуникативного пространства выходит за рамки жанра, включает в себя, наряду и вместе с собственно жанровой характеристикой, такие свойства языкового сообщения, как его «тон», предметное содержание и та общая интеллектуальная сфера, к которой это содержание принадлежит; оно включает в себя также коммуникативную ситуацию, со всем множеством непосредственно наличных, подразумеваемых и домысливаемых компонентов, из которых складывается представление о ней каждого участника.
Важную сторону коммуникативного пространства составляет представление автора сообщения о реальном или потенциальном партнере, к которому он обращается, его интересах и намерениях, о характере своих личных и языковых взаимоотношений с ним.
Наконец, свой вклад в коммуникативное пространство вносит самосознание и самооценка говорящего, представление о том, какое впечатление он сам и его сообщение должны производить на окружающих.
Взаимодействие соционических типов протекает в коммуникативном пространстве. Это пространство неоднородно: его плотность в разных местах неодинакова, поэтому информационный обмен одних и тех же типов в разных его местах будет иметь различную интенсивность.
Для того, чтобы определить, на каком уровне пространства протекает коммуникация, необходимо определить два параметра: коммуникативную дистанцию (параметр протяженности пространства) и плотность коммуникации (параметр проницаемости пространства).
Для построения модели можно воспользоваться привычным для соционики двоичным принципом - разделением пополам. В таком случае коммуникативная дистанция будет принимать два значения: близкая и далекая.
Близкая дистанция означает, что общение протекает при тесном соприкосновении в пространстве. Она наиболее характерна для групп с численностью от двух до восьми человек. При взаимодействии на далекой дистанции социотипы разделены существенным расстоянием, определяемым социальными и культурными показателями развития. Такая дистанция между людьми обычно возникает в коммуникативных группах более восьми человек.
Глубокая коммуникация означает плотный информационный обмен, когда в общение вовлекаются практически все имеющиеся в распоряжении социотипа информационные ресурсы. Возникает тесное переплетение «силовых линий» информационных полей, что свидетельствует о высокой доверительности контакта.
Поверхностная коммуникация происходит при неполном вовлечении в обмен наличных информационных ресурсов. Плотность информационного потока оказывается гораздо меньше по сравнению с первым случаем. Степень доверительности также невелика.
Поскольку сложность коммуникации в одинаковой мере зависит от обоих параметров, то информационный обмен между системами можно рассматривать как произведение коммуникативной дистанции на плотность коммуникации:
инфообмен = дистанция : плотность.
Инфообмен принимает дискретные значения, являясь показателем нахождения объекта на одном из уровней коммуникативного проcтранства. Всего таких положений получается четыре:
|