При применении специфических налоговых ставок нал. база определяется как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении (штуках, литрах, килограммах, тоннах, лошадиных силах).
При применении адвалорных налоговых ставок возможны два варианта, когда нал. база определяется:
а) как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, указанных сторонами сделки;
б) как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии - исходя из рыночных цен.
При ввозе подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки, нал. база определяется как сумма их таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины.
В любом случае при применении того или иного механизма определения налоговой базы из нее исключаются собственно акцизы, НДС и НСП.
Нал. база увеличивается на суммы, полученные за реализованные подакцизные товары в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения либо иначе связанные с оплатой реализованных подакцизных товаров.
Перечень подакцизной продукции и ставки акцизов неоднократно изменялись. В настоящее время перечень подакцизной продукции упорядочен, он значительно сузился и приближен к перечням подакцизных товаров, принятым в зарубежных странах с развитой рыночной экономикой. Ставки акцизов установлены едиными на всей территории России. В последние годы они имеют устойчивую тенденцию к росту. Например, ставки акцизов на алкогольную продукцию в 2004г. по сравнению с предыдущим годом возросли в среднем на 12-16руб., на бензин автомобильный - на 300руб.
Налогообложение алкогольной продукции имеет следующие особенности:
1) при реализации нал-иками (производителями алкогольной продукции) алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9% на акцизные склады, кроме собственных, налогообложение осуществляется по налоговым ставкам в отношении вин в размере 35% соответствующих налоговых ставок, в отношении остальной продукции - 20%;
2) при реализации оптовыми организациями с акцизных складов алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9% в розничную торговлю налогообложение осуществляется по налоговым ставкам в отношении вин - 65% соответствующих налоговых ставок, в отношении остальной продукции - 80%;
3) размер авансового платежа, уплачиваемого при приобретении акцизных либо региональных специальных марок, по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке, устанавливается Правительством РФ и не может превышать 1% установленной ставки акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25%.
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено создание акцизных складов. Режим н. склада представляет собой форму н. контроля, включающую организацию налоговых постов. Меры н. контроля призваны охватить всю цепочку с момента окончания производства алкогольной продукции и до момента ее отгрузки покупателям. В период нахождения алкогольной продукции под действием режимов н. склада она не считается реализованной и в отношении ее не возникает обязательство по уплате налога.
Порядок исчисления налога. Сумма налога по подакцизным товарам исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы. Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого н. периода (месяц) по всем операциям, дата реализации которых относится к соответствующему налоговому периоду, а также с учетом всех изменений, увеличивающих и уменьшающих нал. базу. Нал-ик обязан вести раздельный учет по реализации товаров с разными ставками налога, иначе сумма налога определяется исходя из максимальной из применяемых ставок от единой налоговой базы. Например, если нал-ик реализует разные виды пива (с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта до 8,6% и свыше 8,6%) и не ведет отдельного учета по реализации, то все реализованное им пиво подлежит обложению исходя из ставки 4руб. 60коп. за 1л.
Сумма акцизов определяется плательщиком самостоятельно. При этом в расчетных документах она выделяется отдельной строкой. Установлены жесткие сроки по внесению акцизов в бюджет в зависимости от даты реализации. Дата реализации определяется как:
1) день завершения действия режима н. склада - в отношении алкогольной продукции, реализованной с акцизного склада;
2) день отгрузки (передачи) - в отношении остальных подакцизных товаров.
По операциям с нефтепродуктами, которые являются объектом нал-ия, установлено следующее определение даты их получения:
1) дата оприходования произведенных нефтепродуктов организациями или индивидуальными предпринимателями, не имеющими свидетельства;
2) день совершения соответствующей операции с нефтепродуктами организациями или индивидуальными предпринимателями, имеющими свидетельство;
3) дата подписания акта приема - передачи нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья.
При вывозе подакцизных товаров в таможенном режиме, экспорте за пределы территории Российской Федерации для обоснованности освобождения от уплаты акциза и налоговых вычетов в н. орган в течение 180 дней со дня реализации предоставляются следующие документы:
1) контракт нал-ика с иностранным партнером на поставку подакцизных товаров;
2) платежные документы, выписки банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации товаров иностранному лицу на счет российского поставщика в российском банке;
3) грузовая таможенная декларация, товаросопроводительные документы с отметками российского таможенного органа о прохождении товара за пределы таможенной территории Российской Федерации и пограничных органов иностранных государств.
Общая сумма налога уменьшается на следующие виды налоговых вычетов:
сумма налога, предъявленная продавцом и уплаченная покупателем при приобретении подакцизных товаров, использованных в дальнейшем в качестве сырья для производства подакцизных товаров;
суммы авансового платежа, уплаченного при приобретении акцизных марок, по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке;
сумма налога, уплаченная на территории Российской Федерации по этиловому спирту, произведенному из пищевого сырья, использованного для производства виноматериалов, в дальнейшем использованных для производства алкогольной продукции. При этом вычету подлежит сумма акциза в размере, не превышающем сумму акциза, исчисленную по формуле
С=(А*К):100%*О,
где С – сумма акциза, уплаченная по этиловому спирту, использованному для производства вина;
А – нал. ставка за 1л стопроцентного (безводного) этилового спирта;
К – крепость вина;
О – объем реализованного вина.
Сумма акциза, превышающая сумму акциза, исчисленную по указанной формуле, относится за счет доходов, остающихся в распоряжении нал-ика после уплаты налога на прибыль организаций.
Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого н. периода. Ее размер определяется как сумма акцизов, исчисленная по операциям, признаваемым объектом нал-ия, уменьшенная на сумму налоговых вычетов. Если сумма вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает сумму акциза, исчисленную по реализованным подакцизным товарам, то в этом периоде акциз не уплачивается. Сумма превышения подлежит зачету в счет предстоящих платежей.
Уплата акциза при реализации подакцизных товаров производится в следующие сроки:
1) алкогольной продукции с акцизных складов оптовых организаций исходя из фактической реализации за истекший н. период - не позднее 25-го числа отчетного месяца по продукции, реализованной с 1-го по 15-е число отчетного месяца, и не позднее 15-го числа следующего за отчетным месяца за реализацию продукции во второй половине отчетного месяца;
2) по операциям с нефтепродуктами - не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Но если нал-ик имеет свидетельство только на оптовую реализацию, то уплата акциза производится не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, а имеющий свидетельство на розничную реализацию - не позднее 10-го числа месяца, следующего за налоговым периодом;
3) по операциям с остальными подакцизными товарами - исходя из фактической реализации, равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным.
Особое место в системе федеральных налогов занимают таможенные пошлины и таможенные сборы. Они имеют огромное значение в экономической и финансовой политике государства. Посредством таможенных пошлин осуществляются государственная торговая политика и регулирование внутреннего рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком.
Таможенные пошлины и сборы, по сути, являются налогами, взимаемыми при пересечении товарами таможенной границы страны в ту или другую сторону.
Плательщиками являются предприятия, учреждения, организации и граждане, перемещающие товары через таможенную границу России (при ввозе и вывозе).
Таможенная пошлина - обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными органами страны при ввозе (вывозе) товара на ее таможенную территорию и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза (вывоза).
Размер таможенной пошлины определяется таможенным тарифом, который содержит списки товаров, облагаемых таможенной пошлиной. Уплата таможенной пошлины носит обязательный характер.
Правительством РФ могут устанавливаться следующие виды пошлин: сезонные и особые, которые подразделяются на специальные, антидемпинговые и компенсационные.
Ставки пошлин и перечень облагаемых товаров устанавливаются Правительством РФ. Применяются следующие виды ставок пошлин:
– адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
– специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20