16 Единственное число – грамматическая категория, обозначающая, что речь идет об одном предмете, лице.
17 Екатерина Вторая – российская императрица, жена Петра Третьего.
18 Екатерина Первая – российская императрица, жена Петра Первого.
19 Екатеринбург – город в России, центр Свердловской области.
20 Елизавета Петровна – российская императрица, дочь Петра Первого
21 Елисейские поля – А) одна из главных магистралей Парижа. Б) элизиум.
22 Ельцин Б. Н. – первый президент России
23 Епископ – сан в церкви
24 Епитимья – церковное наказание
25 Ergo – А) предлог «для, ради»; Б) следовательно.
26 Ереван – столица Армении, на реке Раздан.
27 Еременко Н.Н. – актер, народный артист СССР.
28 Ересь – А) у верующих: отклонение от норм господствующей религии, противоречащая церковным догматам; Б) противоречие общественному мнению; В) нечто ложное, вздор, чепуха.
29 Еретик – последователь ереси.
30 Ермак Тимофеевич – казачий атаман, положил начало покорению Сибири.
31 Ермолова М.Н. – актриса, народный артист.
32 Есенин С.А. – русский поэт.
33 Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать.
34 Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе – цитата из Корана.
35 Если хочешь мира, готовься к войне – Цезарь.
36 Естественные права – совокупность прав и принципов, вытекающих из природы человека и независящих от социальных условий.
37 Естественный отбор – процесс выживания и воспроизводства организмов, наиболее приспособленных к условиям среды, и гибель в ходе эволюционной неприспособленности.
38 Естествознание – естественные науки, совокупность наук о природе.
39 Есть многое на свете, друг Горацио... – слова Гамлета (Шекспир).
40 Ефремов И.А. – русский писатель.
41
Ефремов
О.Н. – актер, режиссер, народный артист СССР.
Качественная характеристика
СЛОВО |
НЕТ ОТВЕТА |
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ |
НЕПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ |
Евангелие |
6 |
10 |
43 |
% ОТВЕТОВ |
10,1 |
16,9 |
73 |
Евгений Онегин |
0 |
26 |
33 |
% ОТВЕТОВ |
0 |
44,1 |
55,9 |
Евгеника |
30 |
6 |
23 |
% ОТВЕТОВ |
50,8 |
10,2 |
39 |
Евклид |
14 |
10 |
35 |
% ОТВЕТОВ |
23,8 |
16,9 |
59,3 |
Евнух |
17 |
26 |
16 |
% ОТВЕТОВ |
28,8 |
44,0 |
27,2 |
Евразия |
1 |
42 |
16 |
% ОТВЕТОВ |
1,7 |
71,2 |
28 |
Еврипид |
28 |
1 |
30 |
% ОТВЕТОВ |
47,5 |
1,7 |
50,8 |
Еврокоммунизм |
|||
Европа |
6 |
24 |
29 |
% ОТВЕТОВ |
10,2 |
40,6 |
49,2 |
Евстигнеев Е.А. |
22 |
19 |
18 |
% ОТВЕТОВ |
37 |
32 |
31 |
Евтушенко Е.А. |
20 |
22 |
17 |
% ОТВЕТОВ |
33,9 |
37 |
28,1 |
Евфрат |
12 |
37 |
10 |
% ОТВЕТОВ |
20 |
63 |
17 |
Египетская чума |
|||
Египет |
0 |
4 |
55 |
% ОТВЕТОВ |
0 |
7 |
93 |
Ego |
15 |
29 |
15 |
% ОТВЕТОВ |
25 |
50 |
25 |
Единорог |
0 |
16 |
43 |
% ОТВЕТОВ |
0 |
28 |
72 |
Единственное число |
28 |
1 |
30 |
% ОТВЕТОВ |
48 |
1,5 |
50,5 |
Екатерина 2 |
3 |
38 |
18 |
% ОТВЕТОВ |
5,5 |
65 |
30,5 |
Екатерина 1 |
3 |
4 |
52 |
% ОТВЕТОВ |
5,5 |
7 |
87,5 |
Екатеринбург |
0 |
41 |
18 |
% ОТВЕТОВ |
0 |
69 |
31 |
Елена Прекрасная |
|||
Елизавета Петровна |
8 |
2 |
49 |
% ОТВЕТОВ |
13,5 |
3,5 |
83 |
Елисейские поля |
8 |
2 |
49 |
% ОТВЕТОВ |
13,5 |
3,5 |
83 |
Ельцин Б.Н. |
0 |
45 |
14 |
% ОТВЕТОВ |
0 |
76 |
24 |
Enfant terrible |
|||
Епископ |
6 |
5 |
48 |
% ОТВЕТОВ |
10 |
9 |
81 |
Епитимия |
43 |
2 |
14 |
% ОТВЕТОВ |
73 |
3 |
24 |
Ergo |
50 |
0 |
9 |
% ОТВЕТОВ |
85 |
0 |
15 |
Ереван |
4 |
27 |
28 |
% ОТВЕТОВ |
7 |
46 |
47 |
Еременко Н.Н. |
28 |
21 |
10 |
% ОТВЕТОВ |
47,5 |
35,5 |
17 |
Ересь |
17 |
17 |
25 |
% ОТВЕТОВ |
29 |
29 |
42 |
Еретик |
18 |
6 |
35 |
% ОТВЕТОВ |
31 |
10 |
59 |
Ермак Тимофеевич |
21 |
22 |
16 |
% ОТВЕТОВ |
36 |
37 |
27 |
Ермолова М.Н. |
15 |
40 |
4 |
% ОТВЕТОВ |
25 |
68 |
7 |
Есенин С.А. |
6 |
51 |
2 |
% ОТВЕТОВ |
10 |
87 |
3 |
Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать |
37 |
1 |
21 |
% ОТВЕТОВ |
62 |
2 |
36 |
Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе |
21 |
1 |
37 |
% ОТВЕТОВ |
36 |
2 |
62 |
Если хочешь мира, готовься к войне |
32 |
0 |
27 |
% ОТВЕТОВ |
54 |
0 |
46 |
Естественные права |
28 |
13 |
18 |
% ОТВЕТОВ |
47 |
22 |
31 |
Естественный закон |
|||
Естественный отбор |
15 |
28 |
16 |
% ОТВЕТОВ |
26 |
48 |
26 |
Естествознание |
6 |
15 |
38 |
% ОТВЕТОВ |
10 |
25 |
65 |
Есть многое на свете, друг Горацио... |
25 |
17 |
17 |
% ОТВЕТОВ |
42 |
29 |
29 |
Ефремов И.А. |
42 |
0 |
17 |
% ОТВЕТОВ |
71 |
0 |
29 |
Ефремов О.Н. |
30 |
22 |
7 |
% ОТВЕТОВ |
51 |
37 |
12 |
Ex cathedra |
47 |
0 |
|
Ex officio |
50 |
0 |
Заключение
Слово – показатель культурной грамотности человека. Например: в России люди стали гораздо меньше читать, и как следствие, уменьшился кругозор. Именно это заинтересовало нас, и мы решили заняться исследованием уровня знаний студентов Челябинска. Однако реципиенты несерьезно отнеслись к заполнению анкет. Проанализировав 59 текстов, предложенных реципиентам от 16 до 22 лет, можно сделать вывод, что в целом уровень знаний не высок – 24,5%. В основном затруднение вызвали: церковные термины, культурные деятели, иностранные слова. Мы проводили исследование в таких вузах, как ЧелГУ, ЮурГУ, Академии правосудия, ЧГАКИ, Институт физкультуры и спорта, Металлургический колледж. Большая часть опрашиваемых обучаются на не гуманитарных факультетах. Для меня было довольно сложно назвать культурных деятелей 19 века. Но нужно заметить, что нас больший интерес вызвали понятия связанные с филологией[1]. Например: слово «Евгений Онегин (назв.)». На него дали 26 правильных ответов (44,1), 33 ответа оказались неправильными (55,9). Казалось бы, известный античный писатель Еврипид вообще не должен вызвать сомнений. Однако, правильных ответов – 1 (1,7), не дали ответа – 28 человек (47,5) и неправильных определений 30 (50,8).
Меня заинтересовало и то, на сколько студенты образованны в целом. Я пришла к выводу[2], что правильных ответов - 24,5% , неправильных ответов – 33,2%, а отклонений от ответа - 42,3%. Это меня очень не порадовало. Приведу еще несколько примеров[3]: оказалось, что очень хорошо знают политического деятеля Ельцина Б.Н. 45 ответов правильных(76), 14 человек дали неверный ответ(24). Очень плохие познания о Ефремове И.А.. Из опрошенных 59 человек: 42 человека не дали ответа(71), ни одного правильного и 17 неправильных(29).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что требуется введение дополнительных часов в младших, средних и по возможности в старших классах, рассчитанных на развитие общей эрудиции. Одним из способов могут быть разнообразные брейн-ринги, викторины, рассчитанные на повторение пройденного материала, обличенные в занимательную и увлекательную для детей форму.
Список литературы
Словари:
1. Ожегов, С.И., Шевцова Н.Ю. Словарь русского языка: Около: 57 000 слов. М.: Русский язык, 1983 - 816с.
2. Российский энциклопедический словарь. в 2 кн.-/гл.редактор: Р 76 Прохоров, А.М. – М.: Российская энциклопедия., 2001
3. Латино-русский словарь, 10 издание – СПб: издательство «Лань», 2001 - 74с.
4. Грамотность [Электронный ресурс]//Электронная энциклопедия «Википедия». – 2007. – 12 октября/ Режим доступа: #"1.files/image001.gif">
Приложение 2
Приложение 3
[1] См. Приложение 1
[2] См. Приложение 2
[3] См. Приложение 3
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11