Объекты и средства метрологии, стандартизации и сертификации

2.     Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции. <В ред. Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 154-ФЗ; НГР:Р9803588>

Статья 18. Организация добровольной сертификации

1.     Добровольная сертификация осуществляется органами по добровольной сертификации, входящими в систему добровольной сертификации, образованную любым юридическим лицом, зарегистрировавшим данную систему и знак соответствия в специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в области сертификации в установленном им порядке. Органом по добровольной сертификации может быть юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, а также юридическое лицо, взявшее на себя функции органа по добровольной сертификации на условиях договора с юридическим лицом, образовавшим данную систему. Орган по добровольной сертификации: осуществляет сертификацию продукции, выдает сертификаты, а также на условиях договора с заявителем предоставляет ему право на применение знака соответствия; приостанавливает либо отменяет действие выданных сертификатов.

2.     Юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, устанавливает правила проведения работ в системе сертификации, порядок оплаты таких работ и определяет участников системы добровольной сертификации.

3.     Добровольная сертификация может проводиться также в системе обязательной сертификации, если это предусмотрено правилами системы обязательной сертификации и при наличии в данной системе зарегистрированного в установленном порядке знака соответствия добровольной сертификации. <В ред. Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 154-ФЗ; НГР:Р9803588>

Статья 19. Права заявителя

При заключении договора на проведение сертификации заявитель вправе получить от органа по добровольной сертификации необходимую информацию о правилах сертификации продукции, а также определить форму сертификации.

1.4 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА

Статья 20. Уголовная, административная либо гражданско-правовая ответственность

Юридические и физические лица, а также федеральные органы исполнительной власти, виновные в нарушении правил обязательной сертификации, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность. <В ред. Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 154-ФЗ; НГР:Р9803588>

 Президент Российской Федерации Б. ЕЛЬЦИН

2 СТАНДАРТИЗАЦИЯ

 2.1 Введение: Стандартизация является инструментом обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.

Проблема качества актуальна для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Чтобы стать участником мирового хозяйства и международных экономических отношений необходимо совершенствование национальной экономики с учетом мировых достижений и тенденций.

Отставание национальных систем стандартизации во многом предопределило те трудности, которые испытывают отечественные предприятия в условиях современной конкуренции не только на внешних рынках, но и на внутреннем.

Стандартизация основывается на последних достижениях науки, техники и практического опыта и определяет прогрессивные, а также экономически оптимальные решения многих народнохозяйственных, отраслевых и внутрипроизводственных задач. Органически объединяя функциональные и прикладные науки, она способствует усилению их целенаправленности и быстрейшему внедрению научных достижений в практическую деятельность.

Стандартизация создает организационно-техническую основу изготовления высококачественной продукции, специализации и кооперирования производства, придает ему свойства самоорганизации.

Стандарт – это образец, эталон, модель принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Как нормативно-технический документ стандарт устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органами.

Стандарт разрабатывается на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), нормы, правила и требования различного характера.

Итак, переход страны к рыночной экономике с присущей ей конкуренцией, борьбой за доверие потребителей заставляет специалистов коммерции шире использовать методы и правила стандартизации в своей практической деятельности для обеспечения высокого качества товаров, работ и услуг.

 2.2 Понятие стандартов и стандартизации. Система стандартов Российской Федерации

Стандартизация – деятельность, направленная на достижение упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих и потенциальных задач. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании применении стандартов.

Цель стандартизации – достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач.

 Аспект стандартизации – направление стандартизации выбранного объекта стандартизации, характеризующее определенное свойство  ( или группу свойств) данного объекта.

Так, аспектами стандартизации конкретной продукции являются:

  • Термины и определения;
  • Условные обозначения и сокращения;
  • Классификация, требования к главным параметрам и (или) размерам (показателям целевого или функционального назначения);
  • Требования к основным показателям уровня качества (полезности);
  • Требования к основным показателям уровня экономичности;
  • Требования к комплектности продукции;
  • Требования к методам  и средствам хранения и транспортировки;
  • Требования безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества при ее производстве, обращении и потреблении;
  • Требования охраны окружающей природной среды (требования к экологически опасным свойствам продукции при ее производстве, обращении и потреблении);
  • Требования к правилам и средствам приемки продукции;
  • Требования к маркировке продукции;
  • Требования к упаковке продукции, транспортной и потребительской таре.

Основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукта (услуг), процессов их функциональному назначению, устранению технических барьеров в международном товарообмене, содействия научно-техническому прогрессу и сотрудничество в различных областях.

Стандартизация осуществляется на разных уровнях:

·        международная стандартизация;

·        региональная стандартизация;

·        национальная стандартизация – в одном конкретном государстве;

·        административно-территориальная стандартизация.

Стандарт – нормативный документ, разработанный на основе соглашения большинства заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом (или предприятием), в котором устанавливаются общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, направленных на упорядочение и оптимизацию работы в определенной области.

Виды стандартов:

·        государственные стандарты;

·        международные стандарты;

·        отраслевой стандарт;

·        стандарты предприятий;

·        стандарты общественных объединений (научно-технические общества)

·        (стандарты на новые продукции и услуги);

Объектом стандартизации могут быть продукция, услуги и процессы, имеющие перспективу многократного воспроизведения и (или) использования. В стандартах регламентируются методы измерения, контроля и испытания продукции. Стандартизации подлежит и сам порядок разработки, согласования, утверждения и регистрации стандартов и технических условий. Именно в стандартах устанавливаются требования  к выпускаемой продукции, соблюдение которых  позволяет считать эту продукцию качественной.

Показателями стандартов являются характеристики объектов стандартизации, выраженные с помощью условных единиц, обозначений или понятий. Показатели могут быть даны в виде размеров, химического состава, физических свойств, весов, эксплуатационных качеств, экономичности, надежности, долговечности.

В настоящее время сформировалась государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС), которая регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации. ГСС включает 5 основополагающих стандартов.

Нормативные документы по стандартизации делятся на следующие разновидности:

-     государственные стандарты России (ГОСТ);

-     отраслевые стандарты (ОСТ);

-     стандарты научно-технических и инженерных объединений;

-     технические условия (ТУ);

-     стандарты предприятий.

Государственные стандарты России содержат обязательные и рекомендационные требования. К обязательным относятся:

-     требования, обеспечивающие безопасность продукции для жизни, здоровья и имущества граждан, ее совместимость и взаимозаменяемость, охрану окружающей среды, и требования к методам испытаний этих показателей;

-     требования техники безопасности и гигиены труда со ссылками на соответствующие санитарные нормы и правила;

-     метрологические нормы, правила, требования и положения, которые обеспечивают достоверность и точность измерений;

-     положения, которые обеспечивают техническую совместимость во время разработки, изготовления, эксплуатации продукции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать